Цель: развитие грамотного осознанного письма.
Задачи:
- формировать навык написания существительных с шипящим конце слова;
- развивать письменную речь;
- воспитывать любовь и уважение ко всему окружающему.
Оборудование: аудиозапись, карточки-сигналики; таблицы, картинки с изображением животных; мини-тесты; карточки с заданиями для групповой работы.
Ход урока
Звучит тихая музыка. В это время дети записывают число, классная работа, чистописание.
Повторение ранее изученного материала.
Нельзя кое-как положить на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки,
Каждое слово просит проверки.
- показ картинок: козлёнок, свинья, лошадка, заяц, петух, медведь.
- назвать их на казахском и русском языках;
- подобрать проверочные слова к тем словам, где надо проверить,
- рассказать правило проверки безударных в словах.
- придумать предложения с 1-2 словами.
Работа над новым материалом.
а) разбор слов по таблицам:
ночь нож рожь плач дочь грач вещь багаж мышь мяч
- определить род существительных, найти отличия.
б) сделать вывод: Ь пишется после шипящих на конце слова в именах существительных только женского рода.
в ) Игра "Назови слово" с. 165, упр. 436
- девочки читают слова женского рода;
- мальчики читают слова мужского рода;
г ) Объясни "Четвёртое - лишнее"
- мышь, тишь, ёрш, рожь.
- чиж, стриж, мяч, рожь.
д ) Соедини и получи словосочетания:
красивая вещь высокая рожь резиновый товарищ верный мяч хороший врач
Работа в группах.
- выбор одного ученика-звеньевого;
- выполнение заданий по карточкам;
- звеньевой доказывает правильность выполнения заданий;
(кто первый сделает задание, поднимает сигнальную карточку)
правильно | Неправильно | |
Лучь Калач Молодёжь Тучь Ноч Лещ Стриж Малышь Мыш Ландыш ключ |
Творческая работа.
На доске небольшой текст: На лисной паляне лежыт пущыстый кавёр. Оставили на нём слиды разные звери.
- проверка при помощи светофорика( красный - нет, зелёный - да)
- доказать правильность своих ответов.
Мини-тест.
1. Закончи правило. Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял _____________.
2. Вставь пропущенные согласные. Напиши проверочные слова.
Ланды:(ш,ж)__________ матро:(з,с)__________
Вра:(г,к)__________ кри (г,к)___________
Шар:(ф,в)__________ эта:(ж,ш)__________
3. Исправь ошибки, если они есть.
Окоп, труз, малыж, крофь, столб, любовь, паровос.
4. Допиши правило. Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный_____________.
5. Выбери из скобок и вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Ст:лы (а,о)______ з:мля (е,и)________
Д:жди (а,о)_______ пл:та (и,е)________
Ст:на (е,и)________
6. Найди и исправь ошибки там, где они есть.
Сенева, вода, драва, бежать, трова.
Рефлексия.
- чем мы сегодня занимались на уроке?
- что вы должны запомнить?
- что вам понравилось на уроке?
Выставление оценок, анализ работы детей.