Цели и задачи:
- повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности млекопитающих, взаимоотношениях их со средой, роли зверей в природе и жизни человека;
- совершенствовать умение распознавать изученных животных по признакам;
- воспитывать любовь к природе, заботу о животных.
Ход урока
1. Орг.момент.
- Мы изучили с вами животных класса Млекопитающие - самых высокоорганизованных представителей животного мира, рассмотрели их особенности, строение, условия жизни и способы приспособления к среде обитания.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы обобщим знания, полученные на предыдущих уроках. Урок будет проходить в игровой форме.
3. Проверка домашнего задания.
-Дома вы готовили рефераты по теме "Класс Млекопитающие". (Оценивание работ).
4. Обобщение материала.
- Я предлагаю вам разделиться на две команды: "Хищники" и "Травоядные". Конкурсы для команд.
"Разминка"
- Повторим систематику млекопитающих. Я показываю вам животное, а вы называете отряд, к которому оно относится.
- орангутанг - приматы
- леопард - хищные
- северный олень - парнокопытные
- морж - ластоногие
- синий кит - китообразные
- волк - хищник
- бобр - грызун
- рысь - хищник
- манул -хищник
- джейран - парнокопытное
"Круг знаний".
- Вращая стрелку барабана, команды выбирают вопросы. Задания разделены на секторы по областям знаний: зеленый - строение; желтый - систематика; сиреневый - многообразие; оранжевый - краеведение. Сектор "Блиц" позволяет команде ответить на два вопроса. Если оба ответа правильные, команда получает пять баллов.
Задания для секторов:
Зеленый - строение.
1) Был жаркий день. Я очень устал. Моя собака тоже устала. Она учащенно дышала, высунув язык. Почему?
Ответ: на теле собак нет потовых желез, поэтому в жаркие дни охлаждение достигается испарением воды с поверхности языка и дыхательных путей.
2) Какое значение для зверей имеет волосяной покров? Почему он не развит у китов?
Ответ: он защищает тело от ушибов и охлаждения. У китов развит толстый слой подкожного жира, который заменяет волосяной покров.
Желтый - систематика.
1) Отряд яйцекладущих иногда называют однопроходные или первозвери. Почему их так называют? Назовите представителей.
Ответ: однопроходные - имеют клоаку, первозвери - примитивные, яйцекладущие - откладывают яйца. Утконос, ехидна.
2) К какому отряду относится кролик, а к какому - белка. В чем различие.
Ответ: кролик принадлежит к отряду зайцеобразных, для них характерно наличие двух рядов верхних резцов. Белка - к отряду грызунов.
3) Чем питание кабана отличается от питания лося? К какому отряду относятся?
Ответ: кабан питается разнообразной пищей, он - нежвачное парнокопытное; лось - исключительно грубой растительной пищей, которую он отрыгивает и вторично пережевывает, принадлежит к жвачным парнокопытным.
4)В названии каких двух отрядов есть слово "первые"?
Ответ: первозвери (примитивные), приматы (высокоорганизованные).
Сиреневый - многообразие.
1) Местные жители Алтая утверждают, что это животное сочетает в себе качества различных животных: как корова дает молоко; как с овцы с него стригут шерсть; хвост как у лошади, а хрюкает, как свинья.
Ответ: як.
2) Многие века короткое название этого животного звучало, как сигнал тревоги. В литературе его называли "бирюк", "серый помещик", "бич всего живого". Сегодня он появляется и нашей местности.
Ответ: волк.
3) Этого животного, к великому сожалению, больше не существует. Описание охоты на него встречается во многих исторических документах. Дольше всего они сохранились в Польше и Литве. Вымерли эти животные - родоначальники крупного рогатого скота в 1927 году, т.к. человек нещадно истреблял их. Кто это?
Ответ: тур.
Оранжевый - краеведение.
1) Живут эти зверьки поодиночке. У них хорошо развит слух, но глаз они не имеют. Их враги - хорьки. В мире существует всего четыре вида этих животных.
Ответ: слепыш.
2) Это животное живет в воде, оно включено в списки Международной Красной книги со статусом вида, подвергающегося критической опасности.
Ответ: каспийский тюлень.
3) Из других областей к нам проникла дикая собака. Её родина - Дальний Восток. О ком речь?
Ответ: енотовидная собака.
"Знаете ли вы:."
Каждая команда готовит для противников сообщение.
"Один из трех".
Горбач - это:
А) одногорбый верблюд;
Б) представитель китов;
В) сгорбившийся человек.
Пипа - это:
А) маленькая пипетка;
Б) жаба, откладывающая икру на спину;
В) название пятачка у свиньи.
Куду - это:
А) африканский колдун;
Б) крупная антилопа;
В) попугай.
Бандикут - это:
А) главарь бандитской шайки;
Б) сумчатый барсук;
В) маленький енот.
Кускус - это:
А) человек, покусанный собакой;
Б) сумчатое животное Австралии;
В) пахучее вещество, выделяемое скунсом.
Кукубара - это :
А) родственница кукушки;
Б) австралийская птица, поедающая змей;
В) дразнилка африканских пигмеев.
Видеозагадка.
- Показываю сюжет о млекопитающих для команды. Команда должна записать перечисленные признаки. Выигрывает та команда, которая назовет большее количество признаков.
"Чудо - зверь".
Придумать млекопитающее, нарисовать его, описать признаки.
5. Итог урока. Подсчет количества набранных командами баллов. Награждение победителей.
6. Домашнее задание. Придумать рассказ о млекопитающем.