Классный час "Как стать хозяином в доме"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели и задачи классного часа:

  • способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
  • способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
  • привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
  • создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
  • вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению.

Ход занятия

Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в :квартиры. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры. У меня даже есть карта путешествия.

Презентация.

Слайд 1: План-схема квартиры

Учитель: Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом? Настоящие ли вы хозяева в доме? Мы живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжёлую работу делают машины. Какие это машины? (Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен: )

Слайд 2: Бытовая техника

Учитель: Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки:

К дальним сёлам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это... (электричество)

- А откуда же оно берётся? Об этом вам расскажут Знатоки.

1. Днём и ночью бежит по проводам электрический ток. Он необходим на заводе и на животноводческой ферме, в поезде, в квартире, на телефонной станции, в магазине. Везде вы встретите электродвигатели, электроприборы или просто электрическую лампочку.

Откуда же берётся электрическая энергия? Её вырабатывают на электростанциях специальные машины - генераторы электрического тока. Генераторы бывают разные. И очень маленькие, энергии которых хватает только для освещения небольшой комнаты, и генераторы-гиганты, которые могут дать электроэнергию большому городу.

2. Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется гидравлической, а электростанция, на которой установлены такие турбины - гидроэлектростанцией (ГЭС). Эти станции строятся на больших полноводных реках, таких как Енисей, Волга, Днепр.

Если турбину вращает пар, то такая электростанция называется тепловой электростанцией (ТЭС). Теплоэлектростанцию можно построить везде, но для неё постоянно требуется большое количество топлива, чтобы нагревать воду и получать пар.

Есть атомные электростанции, топлива им требуется очень мало. Но это особое топливо. Всего 10 граммов атомного топлива заменяет целый вагон угля. Внутри атомного реактора происходят как бы небольшие атомные взрывы. Тепло, которое выделяется при этих взрывах, используется для выработки пара.

Учитель: Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей) Энергия - это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить. Посмотрите на слайд: на какие цели расходуется электроэнергия дома.

Слайд 3: На какие цели расходуется электроэнергия дома.

Давайте представим, что городская квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей) Будем "SOS" кричать! Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход. Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию.

Слайд 4: Экономия энергии. Что мы в состоянии сделать?

Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей) Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля. И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? В этом нам поможет всезнающий человечек Электроша и конечно вы, ребята.

Электроша: Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.

Учитель: Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.

Слайд 5: Вода, текущая из крана и душа.

Ученик 1:

Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.

Электроша: Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

Учитель: Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

А главное - не забывайте выключать воду!

Электроша: Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.

Учитель: Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей, требующих нашего внимания.

Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живет. (Холодильник)

Слайд 6: По щелчку появляются изображения электроприборов

Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Ученик 2:

Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
"Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит".

Учитель: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет Электроша.

Электроша: Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая "шуба" в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

Учитель: Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)

Ученик 3:

Предложу один секрет -
Экономный дам рецепт:
Печь включи. Закипит -
Отключи и чуть-чуть
Повремени...
Медленно еда кипит,
Электричество хранит.

Электроша: На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.

Учитель: А вот еще два жителя кухни.

Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (Чайник)

Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей) Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)

Ученик 4:

Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.

Учитель: Сколько раз за день вы кипятите воду в чайнике? А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей) Наверняка, стакана 2 - 3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.

Учитель: Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще одну вещь, необходимую в доме.

Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг)

Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)

Ученик 5:

И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.

Электроша: Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна "мелочь": утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

Учитель: Пока мы путешествовали, стало смеркаться.

Слайд 7: Солнце - лучший источник света

Слайд 8: Длительность светового дня

Однако длительность дня ограничена. Обратите внимание, на диаграмме представлена длительность дня и ночи в разное время года. Сейчас конец ноября. Длительность дня 8 часов, а темное время суток составляет уже :? (Ответы детей - 16 часов) И мы вынуждены применять искусственные источники света. Об искусственных источниках света нам опять расскажут Знатоки.

Слайд 9: Лампа накаливания

До изобретения электролампочек ночь была временем мерцающих костров, дымящихся свечей, дурно пахнущих керосиновых и шипящих газовых ламп. Сейчас мы можем превратить ночь в день, всего лишь щёлкнув выключателем. Американский инженер Томас Эдисон изобрёл множество приборов, но самым ярким его изобретением была электрическая лампочка в 1880 году. Очень долго Эдисон искал материал для нити накаливания, он перепробовал сотни вариантов - от платиновой проволоки до волокна стеблей бамбука. Первым успехом была нить из специально обработанного хлопка: она продержалась 13 с половиной часов. В 1882 году в Америке произвели 100 тысяч лампочек, а в 1900 году (всего через 18 лет) их число достигло 35 миллионов. Тьма отступила.

Современная лампа накаливания состоит из стеклянной колбы и металлического цоколя. Стеклянная колба наполнена инертным газом, препятствующим сгоранию нити накаливания. Нить накаливания создаёт сопротивление текущему через неё электричеству. Преодолевая его, электрический ток нагревает нить выше 3 000 градусов. Нить (обычно сделанная из вольфрама) накаляется даже не докрасна, а добела, и светит. Её хватает почти на тысячу часов.

Слайды 10-11: Энергосберегающая люминесцентная лампа и сравнение ламп накаливания и ЭСЛЛ

Колба современной энергосберегающей лампы изнутри покрыта особым веществом - люминофором. Внутри колбы - смесь газов. Ток проходит через газы, в частности, через ртуть, находящуюся в парообразном состоянии. При этом газ начинает выделять невидимое ультрафиолетовое излучение. Люминофор преобразует это излучение в видимый свет. Преимущества такой лампы прежде всего в экономии электроэнергии. Известно, что лампы накаливания лишь 10% энергии преобразуют в свет, остальные 90% превращаются в тепло, а энергосберегающая лампа преобразует в свет 70% электроэнергии. А вот срок службы у неё больше - не 1000 часов, а 8000.

Ученик 6:

Лампа сутки погорит -
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?

Учитель: А сейчас давайте посмотрим мультфильм "Однажды вечером"

Просмотр мультфильма

- Поделитесь своими впечатлениями. Какие советы вы можете дать герою этого мультфильма?

Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы сэкономить домашний бюджет и чтобы сохранить природу. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии?

Ученик 7:

Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.

Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. Судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов! А от Кузбасского центра энергосбережения вам на память вручаются памятки. Изучите их и дайте прочесть своим родителям и знакомым.

Приложение 2