Мини-программа "Ценности нашей жизни"

Разделы: Социальная педагогика


Введение

Два мира есть у человека:
Один - который нас творил,
Другой - который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Поэтому целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, но и систему нравственного просвещения и воспитания несовершеннолетних.

В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. "Национальная доктрина образования в Российской Федерации" важнейшим вопросом определяет обеспечение полноценного личностного развития учащихся в условиях идеологического кризиса. В этой социокультурной ситуации необходима система образования, которая, опираясь на национальные традиции русского народа, обеспечит высокие нравственные качества детей и подростков.

В современных условиях русское образование является той сферой духовной жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Эта идея принадлежит К.Д. Ушинскому, который сказал, что дело воспитания - важное и святое, так как "именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины".

Какое поколение будет жить в России в ХХI веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков? Что могут сделать педагоги, чтобы не прервалась " времен связующая нить"?

Странно звучат слова "поговорим о забытом", когда речь идет о том, о чем забывать нельзя, невозможно - о духовно-нравственном воспитании детей. Но именно это и происходит сегодня в нашей жизни, в педагогике, в воспитании.

Между тем, актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цель, содержание, методы нравственного воспитания.

Современное нравственное воспитание должно выстраиваться по двум взаимосвязанным линиям: совершенствование содержания и поиск эффективных технологий. Нравственное становится нравственным, а не только моральным в том случае, если педагог учитывает и организует комплекс взаимодействий, способных формировать во взаимосвязи представления, чувства, отношения, привычки, нравственное поведение. Исключение одного из компонентов механизма приводит к формализму в воспитании, и тогда не может идти речи об истинно нравственном развитии личности.

Структура программы

Цель: Пробудить желание детей принять активное участие в мероприятиях, создать максимальное количество возможных ситуаций для проявления детьми своей индивидуальности и творческих способностей, вовлекать детей в свободный обмен мнениями, умение убеждать.

Задачи:

  • развивать и воспитывать гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества;
  • формировать у молодого поколения такие черты национального характера, как милосердие, веротерпимость, совестливость;
  • возрождать и воссоздавать духовные ценности, предоставлять возможность подрастающему поколению глубже почувствовать свои национальные корни;
  • знакомить с традициями и обрядами русского народа и вовлечение детей и их родителей в организацию и проведение праздников и досуга;
  • создавать доброжелательную атмосферу между детьми, помочь каждому ребенку выразить себя в свете имеющихся возможностей и способностей, проявить чуткость к другому, сообща решать спорные вопросы, находить общее мнение, выбирать правильные позиции в поведении, общение.

Ожидаемые результаты:

  • дети должны научиться спорить, аргументировать, высказывать свое мнение, убеждая силой доказательств;
  • проявить свою индивидуальность и творческие способности;
  • расширить свой кругозор;
  • сформировать определенные нравственные принципы и поведенческие навыки;
  • приобрести новые свойства личности.

Сроки реализации:

  • мини-программа "Ценности нашей жизни" рассчитана на один год.

Целевая группа:

  • несовершеннолетние в возрасте от 12 до 18 лет.

Календарно-тематическое планирование

Раздел Тема занятий Сроки Кол-во часов
1. Знакомство с традициями и обрядами русского народа. Посиделки на Кузьминки (развлечение)

Народные промыслы (устный журнал)

Добрых рук мастерство (устный журнал)

В старину едали деды (беседа)

Сентябрь 1

1

1

1

2. Профилактика конфликтов. Переходный возраст (дискуссия)

Мир различий (беседа)

Культурные нормы (беседа-обсуждение)

Предрассудки (игра-обсуждение)

Дискриминация (беседа)

Октябрь 1

1

1

1

1

3. Слово о матери. Не обижайте матерей (тематический вечер)

Я люблю тебя до слез (беседа)

В человеке все должно быть прекрасно (ток-шоу)

Потолкуем о маме (беседа)

Ноябрь 1

1

1

1

4. Как поступить? "Ежели вы вежливы" (беседа)

"О товариществе и дружбе" (дискуссия)

Не говори "да" если хочешь сказать "нет" (пресс-конференция)

Табак и верзилу сведет в могилу (брифинг)

Декабрь 1

1

1

1

5. Твой выбор. Что в человеке главное? (ток-шоу)

Вредные привычки (беседа)

Человек и его пороки (дискуссия)

Права ребенка (беседа)

Январь 1

1

1

1

6. Я - гражданин России Армейский экспресс (конкурсная программа)

Есть такое слово - выстоять (беседа)

О милосердии (тематический вечер)

Времена, обычаи, нравы (дискуссионный клуб)

Февраль 1

1

1

1

7. Бесконфликтное общение Сохранить природу - сохранить жизнь (дискуссия)

Сосуд она - в котором пустота (ток-шоу о современной девушки)

Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки (тематический вечер)

Культура поведения (беседа)

Март 1

1

1

1

8. Мир различий С шуткой о серьезном (беседа)

Шаг во вселенную (конкурсная программа)

Кладезь народной мудрости (дискуссия)

Поговорим об ответственности (беседа)

Апрель 1

1

1

1

9. Прощать - значит любить Как аукнется, так и откликнется (познавательная игра)

Научить свое сердце добру (тематический вечер)

Любовью дорожить умейте (беседа)

Доброе слово - что ясный день (брифинг)

Май 1

1

1

1

10. Жизнь в многоликом мире Самосознание через самовыражение (игра-обсуждение)

Сходство и различие людей (брифинг)

Уважение и понимание - основа терпимости (беседа)

Июнь 1

1

1

11. Ответственность за сохранение мира Учимся жить в обществе (ролевая игра)

Права ребенка: ответственность и взаимопонимание (обсуждение ситуации)

Ненасилие против не справедливости (беседа)

Июль 1

1

1

12. Поведение в конфликтной ситуации Учимся общаться в обществе (беседа)

Конфликт (ролевая игра)

Понимать и договариваться (дискуссия)

Август 1

1

1

ВРЕМЕНА, ОБЫЧАИ И НРАВЫ

(дискуссионный клуб)

Мероприятие планируется и готовится для подростков в возрасте15-17 лет.

К сожалению, многие воспитанники, доучившись до старших классов, не всегда могут четко и ясно формулировать и излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, испытывают трудности в общении со сверстниками и окружающими их людьми. Такие мероприятия, как диспуты, дискуссии, форумы, семинары, творческие диалоги, встречи за "круглым столом" и т. д., нацелены на решение вышеперечисленных проблем.

Дискуссия - это свободный обмен мнениями, который основывается на фактах, логике и умении доказывать свою точку зрения, отстаивать свои личные убеждения. Основной задачей, стоящей перед организатором дискуссии, является создание благоприятной атмосферы, в которой может развиваться свободное обсуждение, ведущее к выработке общего мнения, к единой точке зрения на решение проблемы.

Общепринятая методика организации и проведения данного мероприятия такова:

  • четко определяется тема, тщательно продумываются основные вопросы, проблемные ситуации (не более пяти), прогнозируются предполагаемые реакции и позиции участников дискуссии; вопросы, затрагиваемые в дискуссии, должны заставлять участников взаимодействовать между собой;
  • для того чтобы окончательно определиться с целью дискуссии, организатору рекомендуется провести среди участников анкетирование или беседу;
  • продумать до мелочей весь ход предполагаемого мероприятия: с чего и как начать; подбор соответствующей музыки; подготовка к демонстрации кинофрагментов; подбор и разучивание стихов, песен. То есть успех мероприятия полностью зависит от его продуманности и организованности;
  • определение времени, места, числа участников, оповещение учащихся о предстоящем мероприятии посредством школьного радиоузла или же размещением красочного и яркого объявления;
  • оформление аудитории;
  • целесообразно фиксировать результаты дискуссии: один из ее участников на листах ватмана, прикрепленных к стене, или же на доске рисует ассоциативные образы, схемы.

Ведущий должен разъяснить участникам дискуссии ее принципы и правила проведения: свои мысли и суждения излагать последовательно, четко и конструктивно; каждая из сторон, отстаивающая свое мнение, должна придерживаться этических норм поведения; обсуждение спорных вопросов должно проходить в атмосфере доброжелательности и искренности; разрешаются короткие реплики и замечания с места, но без негативной эмоциональной окраски, грубых выкриков и язвительных выпадов; необходимо уважать мнение человека, чья точка зрения на обсуждаемую проблему противоположна твоей, уметь выслушать своего оппонента и убедить его в своей правоте; говорить только по существу; не искажать слов противника и т. и.

Цели и задачи: воспитание навыков культурного общения и поведения в общественных местах.

Подготовительная работа

Как показывает практика, старшеклассники не особо любят посещать мероприятия подобного плана, полагая, что нотаций и нравоучений с них предостаточно и в часы учебных занятий. Дискус сировать после шести-семи занятий "упорного интеллектуального труда" о культуре поведения и общения - это уж слишком! О чем еще там можно говорить - и так все ясно и понятно: НЕ груби, НЕ ори, НЕ толкайся, НЕ огрызайся одно сплошное занудство...

Попробуем убедить в обратном наших юных максималистов, избегая при этом менторского тона и нравоучительных интонаций. Придерживаясь основных педагогических принципов обучения и воспитания учащихся данного возраста, попытаемся изменить свой подход к их решению.

Итак, первоочередная задача, стоящая перед нами: явка на планируемое мероприятие должна быть стопроцентной. Как этого добиться? Очень просто. Объявление о предстоящем мероприятии должно заинтриговать участников, вызвав у них жгучее любопытство. Содержание может быть, к примеру, таким:

Внимание! Внимание! Внимание!

Ты умеешь пользоваться носовым платком?

Нет?!!

Приходи, научим!

Ликбез по искоренению дурных манер и невежества (вплоть до полной их ликвидации) начинает свою работу.

(число) в (время) (указывается место проведения мероприятия).

Или:

Вниманию десятиклассников!

Требуются волонтеры для внедрения культуры в массы.

На повестке дня: дискуссия на тему: "..."

Время сбора в (указывается время и место).

Детям до 15 лет вход строго воспрещен.

Такие объявления вряд ли останутся без внимания. К тому же на мероприятие обязательно попытаются "просочиться" подростки другого возраста, особенно те, кому еще нет 15. Ведь "запретный плод всегда сладок".

Следующим этапом нашей работы будет решение задачи: добиться, чтобы учащиеся не ретировались из аудитории раньше окончания мероприятия. Поняв, что их попросту "заманили в ловушку" для того чтобы в очередной раз "прочистить мозги", ребята могут сразу же потерять интерес к обсуждаемой теме. А это, естественно, не входит в наши планы. Поэтому постараемся с самого начала, с первых же минут, немного озадачить присутствующих, заинтересовать и ненавязчиво вовлечь в обсуждение темы.

Ход мероприятия

Выходит ведущий в строгом костюме современного покроя и в белом парике, завитом по моде XVII-XVIII вв. Он приветствует присутствующих и говорит о том, что во все времена, во всех сложившихся обществах поведение людей регламентировалось определенными правилами. Каждый человек, хочется ему или нет, обязан придерживаться так называемых "правил хорошего тона", то есть этикета.

Ведущий. С давних пор несоблюдение правил приличия грозило человеку полной изоляцией от общества, непониманием и осуждением его действий, делало его в глазах общественности изгоем...

Слышатся приглушенные дикие вопли, ведущий степенно отходит в сторону. Появляются "пещерные" люди в "шкурах" и набедренных повязках. Они несут свою добычу. Кладут ее около импровизированного костра. Отмечают удачную охоту ритуальным танцем, во время которого один из предприимчивых охотников пытается "слямзить" лакомый кусочек. Соплеменники вовремя замечают и пресекают действия воришки. Размахивая дубинками, с воплями возмущения и негодования, они пытаются восстановить справедливость, но не тут-то было. Крепко обхватив кость, первобытный мошенник убегает. Обманутые соплеменники, прихватив остатки добычи, бросаются вдогонку.

Ведущий (покачивая головой, комментирует происходящее). Н-да... Надо же, первобытные люди и говорить толком еще не умели, общались при помощи дубинок, а уже догадывались о правилах приличия!

А как же обстояло дело с правилами приличия в более поздние времена?

Звучит мелодия старинного менуэта. Кавалеры - при шпагах, в париках - церемонно раскланиваются и расшаркиваются перед дамами, приглашая тех на танец. Дамы приседают в реверансе и склоняют головы в знак согласия. Во время танца один из кавалеров, заметив, что другой засматривается на его партнершу, пытается отвлечь его внимание, намеренно наступив ему во время смены фигуры на ногу. Тот в бешенстве меряет неуклюжего танцора взглядом. По окончании музыки кавалеры отводят своих дам и раскланиваются перед ними, благодаря за танец. Пострадавший подходит к обидчику и, эффектно стянув с руки перчатку, швыряет ее с презрением к его ногам примерно с такими словами: "Имею честь предложить вам, сударь, скрестить вашу шпагу с моей..." Соперник, вызывающе подбирая перчатку, произносит в ответ: "Я всецело к вашим услугам, сударь...".

Вновь звучит мелодия менуэта, но несколько приглушенно. Дамы и кавалеры застывают на своих местах. Появляется ведущий, наблюдавший за происходящим со стороны.

Ведущий. Так что же подразумевается под словом "этикет"? Давайте не будем над этим ломать голову и обратимся к истории...

Подходит к одному из кавалеров и, почтительно поприветствовав его, задает вопрос.

Прошу вас, сударь, не просветите ли нас, ответив на один важный, на наш взгляд, вопрос?

Тот важно раскланивается и наклоняет голову в знак согласия.

Что означает слово "этикет" в вашем понимании?

Кавалер. Соблюдение хотя бы внешних правил приличий и умение с достоинством и честью выйти из любой ситуации...

Ведущий (церемонно кланяясь). Благодарю вас, сударь... (Обращается к присутствующим). С историей все понятно, а вот как обстоят дела с этикой поведения в наши дни? (Отходит в сторону.)

Вновь звучит танцевальная музыка, но уже современная. Дамы и кавалеры, "ожив", сдергивают с себя парики и одеяния, представая перед зрителями в современном обличье: кричащей, яркой одежде, с выкрашенными в разные цвета волосами. Ситуация повторяется. Пары энергично "дергаются" под танцевальные ритмы. Один из танцующих нечаянно задевает другого, наступив при этом ему на ногу. Пострадавший резко хватает обидчика за грудки, при этом хорошенько встряхнув. Стараясь перекричать музыку, оглушительно орет:

Ну ты, козел! Чево бодаешься? Своими копытами наступил на мой любимый мозоль!

Стряхнув с себя руки, молодой человек невозмутимо парирует:

Да пошел ты, баран круторогий...

Дальше ситуация развивается по нарастающей:

Чево проблеял?!

Пошли выйдем, что ли?

Пошли!

Воинственно настроившись, со сжатыми кулаками, молодые люди уходят. В перебранку между собой вступают "дамы".

Чего пялишься-то?

Заткнись, лахудра крашеная!

Девушки вцепляются друг другу в волосы. Появляется ведущий, пытается урезонить дерущихся и тут же с обеих сторон получает оплеухи. В смятении вытаскивает из кармана свисток. Раздается пронзительный свист. Выбегают двое дружинников, с трудом разнимают девушек. Те, вдруг объединив свои усилия, начинают отбиваться от них. Слышатся вопли:

Да пошел ты!

Козлы!...

Дружинники, наконец, уводят скандалисток. Ведущий, приводя себя в порядок, вздыхает:

Ведущий. Да, нравы, нравы... У каждого времени свои нравы и обычаи... Нам, людям XXI века, есть чему поучиться у своих предков. Хотя бы выдержке и такту... Как вы считаете, ребята?

Выступающие говорят о том, что, к сожалению, в наше время никого не удивит подобная ситуация. То что когда-то считалось крайне неприличным и недопустимым, сегодня является чуть ли не нормой поведения. Каждый из нас довольно часто сталкивается с проявлением хамства и недостойного поведения в общественных местах.

Ведущий. Да что там говорить, за примером далеко ходить не надо. Как ведут себя некоторые из нас в стенах родной школы?! Давайте посмотрим на себя со стороны...

Обыгрываются ситуативные моменты. Двое старшеклассников приветствуют друг друга:

Здорово, Олень!

Здорово, здорово, Дебила... (пожимают друг другу руки).

Как дела, урод?

На букву "х".

Не понял!?

Хорошо значит, баран ты тупорылый...

Ведущий обращается к добровольцам с просьбой перевести данный диалог па "человеческий" язык. Ситуация меняется коренным образом. Получается примерно вот что:

Здравствуй, Вася!

- Здравствуй, Петя... (приятели в знак приветствия крепко пожимают друг другу руки).

У тебя все в порядке?

Спасибо, неплохо, но хотелось бы получше.

Ну что ж, желаю тебе успехов, дружище!

Спасибо, Вася, и тебе - удачи. Всего доброго...

Ведущий говорит о том, что в дореволюционной России молодые люди переписывали из популярных журналов себе в тетради "своды" правил приличия, стремились блеснуть своей воспитанностью и образованностью в обществе, в кругу друзей. В наше же время молодые люди бравируют своим невежеством и вызывающим, порой выходящим из рамок приличия поведением. Почему с развитием наук, различных технологий, в просвещенный XXI век идет деградация нравственных устоев, а духовные и культурные ценности потеряли свою значимость?

Далее идет обсуждение таких вопросов: что способствует развитию бескультурья в России и как его искоренить? К чему может привести падение нравов? Как оценивают ребята уровень владения этикетом своих друзей и знакомых? Что является, по их мнению, недопустимым в манере поведения современного человека?

Старшеклассники пытаются сообща найти ответы на эти вопросы. Умение быть тактичным, вежливым и деликатным по отношению к другому человеку, готовность помочь ему, однако не надоедая и не навязывая своего общества, быть свободным в своих действиях, не ущемляя при этом интересы других людей, называется этикой поведения. Каждый человек обязан придерживаться правил поведения и словесного общения, которые в своей совокупности являются главной и необходимой составляющей этикета.

В заключение дискуссии ведущий интересуется мнением присутствующих: какую оценку культуре поведения современной молодежи дали бы великие деятели прошлого? Предлагает ребятам обратиться к молодому поколению с напутственным словом от лица, например, Н. В. Гоголя.

Предполагаемые ответы:

Скорее всего, писатель, укоризненно покачивая головой, сказал бы примерно следующее:

Эх, хлопцы, хлопцы! Какое счастье, что не дожил я до сих дней...

И. А. Крылов:

Как, господа, вы ни рядитесь,

А в джентльмены не годитесь...

М. В. Ломоносов, печально вздохнув, промолвил бы:

Так горько и обидно,

За молодежь мне стыдно...

А. П. Чехов произнес бы такие слова напутствия:

В человеке все должно быть прекрасно - мысли, и душа, и тело... и, несомненно, речь и манеры...

Петр наверняка сказал бы вот что:

Взять бы розги покрепче да и выпороть вас как следует, чтоб другим неповадно было вести себя постыдно и говорить непристойно... Почто державу Русскую позорите, невежды?!

Список использованной литературы

  1. Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в 5-11 классах. - 2-е изд., стереотип. -Волгоград: Учитель, 2008. - 155с.
  2. Байбаков А.М. Классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. А.М. Байбаков и др. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008,- 135с.
  3. Васильева Е.В. Нравственное воспитание учащихся. 5-11 классы: разработки внеклассных мероприятий / сост. Е.В. Васильева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 123с.
  4. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2009. - 160с.: ил.
  5. Ещеркина О.А. Личностное становление подростка. 8-9 классы: классные часы, родительские собрания / авт.-сост. О.А. Ещеркина. - Волгоград: Учитель, 2008.-172с.
  6. Зайцева И.А., Н.А. Догадова. Классные часы. 7-8 классы: викторины, беседы, конкурсы, игры. - 2-е изд. Стереотип./ авт.-сост. И.А. Зайцева, Н.А. Догадова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 123с.
  7. Леликова Г.А. Классные часы 7 классы: викторины, беседы, тематические вечера, деловые и познавательные игры, авт.-сост. Леликова Г.А. Волгоград: Учитель, 2008. - 127с.
  8. Северина О.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности; разработки занятий, праздники, классные часы, тесты / О.А. Северина, Т.А. Дронова. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008. - 240с.