Путешествие капельки воды

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Закреплять знания детей о воде, её свойствах.
  • Уточнить представление о круговороте воды в природе.
  • Развивать поэтический слух(стихи, загадки о воде).
  • Подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.
  • Учить детей точно, выразительно и ясно излагать свои мысли.
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать образную речь на примере устного народного творчества- загадок (о воде).

Материалы:

  1. Иллюстрация «Круговорот воды в природе»
  2. Игра- модель «Родничок, ручеёк,...»
  3. Игра «На что похожи облака»
  4. Игра «На что похожа  вода?»
  5. Игра «Цветные дорожки».
  6. Кувшинчик и капельки из пластика или картона с липучками.
  7. Для опытов: прозрачные стаканчики, фильтровальная бумага, воронки, ситечки, миска.
  8. Карточки со стихами и загадками.
  9. Аудиозапись для музыкального сопровождения игры цветные дорожки.
  10. Аудиозапись «Звуки воды».
  11. Значок на палочке - улыбающийся цветок.

Предварительная работа:

  1. Подбор соответствующего художественного материала.
  2. Создание картотеки стихов, опытов и их проведение.
  3. Рассматривание с детьми научно-познавательных изданий (карты, схемы, иллюстрации, фотографии, плакаты).
  4. Подобрано и изготовлено необходимое количество настольно-печатных и дидактических игр.
  5. Разучивание различных подвижных, пальчиковых игр.

Ход урока

Занятие начинается в центре группы. В группу входит Капелька воды.
Капелька: Ой, куда я попала?
Дети: (Предположительные ответы детей) - Мы находимся в детском саду.
Капелька: Здравствуйте дети.
Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Капелька Воды. А Вас как? Дети: Знакомятся с капелькой. Перечисляют свои имена.
Капелька: Очень приятно. А вы знаете, что обо мне пишут стихи?
Послушайте:
Вода-вода, кругом вода
И без нее нам никуда.
Цветы полить,
И просто так ее попить.
Мы открываем кран с водой
И наливаем в чайник свой.
Вода кипит, вода шипит,
И скоро чаем угостит.
И в вашей группе вода есть
Ее капелек не счесть.
Сейчас по группе мы пойдем
И много капелек найдем.  (Голубева В.А.)
Капелька: Так для чего же вода необходима? Вы знаете?
Дети: (предположительные ответы детей) Плыть по воде, для мытья посуды, для стирки белья, для умывания, для полива растений, для утоления жажды, для приготовления пищи.
Капелька: Правильно. Ой! Я очень устала путешествовать по свету. Вот отдохну у вас и отправлюсь в путешествие дальше. Ребятки! Очень мне интересно! А в садике у вас есть такие капельки, как Я?
Дети: Ответы детей.
Капелька:
Покажите, расскажите,
Где у Вас в саду вода
Если будет такова!   (Голубева В.А.)
Дети: Давайте мы Вам покажем и обо всём расскажем.
Капелька: Хорошо! А я вам подарю вот этот кувшинчик.

Вы будете прикреплять на него наши символические капельки, которые найдём в группе.

Посмотрим, сколько их у нас наберётся. (Капелька вместе с детьми подходит к помещению в группе где помощник воспитателя моет посуду), где висят обозначения мест, где можно найти воду.

Дети: 1 ребёнок читает стихотворение.
В этом помещении
Чистота, уют,
До блеска посуда
Вымыта и тут,
Кто же потрудился
До блеска намыть,
Наша няня группы
И капельки воды.(Голубева В.А.)
Капелька: Сколько капелек вы обнаружили? Давайте их соберём и приклеим на кувшинчик. Дети: (предположительные ответы детей)
1 капелька -  течёт вода из крана, 1 капелька - вода находится в титане, 1 капелька- вода находится в чайнике с кипячёной водой.
Капелька: Молодцы!  3 капельки нашли.
Дети: Пойдёмте дальше.
Капелька: Куда?    (Дети приглашают Капельке подойти к входу в умывальную комнату), где находят обозначения:


Дети:  1 ребёнок читает стих:
Вот умывальник
Здесь всегда
Из крана к нам течёт вода.
Мы моем руки дочиста.
Воду набираем
Растения поливаем. (Голубева В.А.)
Капелька: А здесь сколько капелек вы обнаружили? Давайте опять соберём и приклеим их на наш кувшинчик.
Дети: (предположительные ответы детей)
1капелька- вода для мытья рук  (в раковине), 1 капелька- вода в туалете, 1 капелька- вода в титане.  Дети к кувшинчику прикрепляют найденные символические капельки.
Капелька: Молодцы ребятки , уже столько много капелек обнаружили! Давайте немного отдохнём. Посмотрите перед вами разноцветные дорожки. Предлагаю поиграть.

Каждый выберет свою дорожку и пойдёт по ней до конца, собирая те кружки, на которых изображены картинки с предметами, похожими на капельки (дети идут под музыку и собирают картинки с изображением, похожим на капельки- лепесток, листок, морковка, лампочка ,цветок и т. д. В конце дорожки мы сосчитаем- кто сколько собрал картинок) .В конце игры похвалить детей.
Капелька: А ещё где у вас живут мои капельки- сестрёнки?
Что ещё не может обойтись в вашей группе без воды? Без наших капелек?
Дети: (предположительные ответы детей) Комнатные растения. Подходят к ним.  Видят обозначение:

Капелька: Значит и здесь есть капельки воды?
Ребята, а как определить какие комнатные растения надо поливать, а какие не надо?
Дети: Ответы детей .Например, надо потрогать землю (почву). Дети определяют, какие растения надо поливать. Поливают.
1 ребёнок - читает стихотворение «Фиалка».
Рано-рано по утру,
Лейку новую беру,
Мне воды не жалко,
Пей моя фиалка. (Нищева Н.)
Капелька: А теперь поставьте в наши политые растения, вот  эти значки

(улыбающиеся цветочки), означающие, что растения рады. И возьмите капельку на кувшинчик.
Капелька: Посмотрите, сколько мы много  собрали капелек в наш кувшинчик, значит, воды в нашей жизни используется много.
Давайте опять с вами отдохнём, поиграем .Я думаю путешествие у нас будет длинным. Вот  какая у вас большая группа.   Капелька приглашает детишек встать в круг .(Проводится пальчиковая игра «На окне в горшочках» ).
На окне в горшочках(дети сидят на корточках лицом в круг)
Поднялись цветочки.(медленно встают)
К солнцу потянулись,(тянутся на носочках)
Солнцу улыбнулись.(руки вверх ,широко в стороны)
К солнышку листочки (ладони развернуть вверх)
Повернут цветочки
Развернут бутоны, (руки соединить над головой, потом медленно развести в стороны)
В солнышке утонут. (Нищева Н.)
Капелька: Ребята, слышите, там какие-то звуки. Пойдёмте, послушаем, (включается магнитофон) Дети проходят в центр группы и садятся на брёвнышки. Слушают запись звуков воды разных водоёмов.
Капелька: Что вы слышали?
Дети: (предположительные ответы детей):
Течёт река.
Капелька: А что ещё вода делает? Дети: (предположительные ответы детей).
-Журчит, бежит, бурлит, льётся, плещется.
Капелька: Ребятки, а из чего появляется река?
Дети: Из ручейка.
Капелька: А ручеёк?
Дети: Из родничка.
Капелька: А давайте с вами поиграем в игру.

(Проводится игра- модель «Родничок, ручеёк, речка, море, океан»).Объясняет правила игры. Капелька спрашивает: кто будет родничком?
Дети: один из детей ,Я. Ребёнок читает стихотворение про родник.
Родничок из-под земли
К нам пробился, посмотри,
Это чистая водица,
Из неё ручей родится. (Тюняев А.)
Ребёнок берёт модель родничка и прикрепляет его к ковролину.
Капелька: Кто хочет быть ручейком?
Дети: один из детей ,Я буду ручейком. Читает стих про ручеёк.
Ручеёк в лесу журчит,
И по камешкам стучит
Он бежит к большой реке,
Что течёт невдалеке. (Тюняев А.)
Прикрепляет модель ручейка и садится.
Капелька: Кто будет рекой?
Дети: один из детей ,Я буду рекой. Читает стих.
Речка водная дорожка,
Будь поласковей немножко,
Я не испугаюсь
Вдоволь накупаюсь. (Тюняев А.)
Капелька: А кто хочет быть морем?
Дети: один из детей ,Я буду морем. Читает стих.
Папа мне сказал, что вскоре
 Мы отправимся на море,
 Ласты мне дадут и маску,
Посмотрю морскую сказку. (Тюняев А.)
Капелька: А кто у нас будет океаном?
Дети: один из детей, Я буду. Читает стих.
Нам знакомый капитан
 Рассказал про океан.
 На огромной глубине,
Тайны прячутся на дне.
Капелька: Молодцы. Знаете, как рождается ручеёк, речка, море, океан. А можно ли пить из рек, морей, ручейков воду? Дети ( предположительные ответы детей) Нет, нельзя, потому, что она грязная.
Капелька: А что надо делать, что бы вода в водоёме не загрязнялась?
Дети: (называют предположительные ответы и прикрепляют картинки с причинами загрязнения воды на ковролин)

-Не мыть машины у рек и озёр.
-Не оставлять мусор на природе после отдыха.
-Не сливать в реки грязную воду.
Капелька: А как же получается, что в водопроводных трубах течёт чистая вода?
Дети: (предположительные ответы детей) Она проходит очистку через очистительные сооружения.
Капелька: Я знаю, что вы читали и рассматривали книги об очистке воды, теперь давайте попробуем сами очистить ее. Вот наша загрязнённая водичка.
Что для этого нужно? Кто нам расскажет?
Дети: проводится опыт по очистке воды:

надо взять чистый стакан, воронку, сито, бумажный фильтр, марлю. Сначала очищаем через сито - практически неочищенная, через марлю - стало чище, через бумажный фильтр- чистая.
Капелька: Посмотрите, какая у нас чистая стала вода.
Что мы про неё можем сказать?
Дети: (называют предположительные ответы)
-Вода стала чистая, прозрачная.
Капелька: Вспомните опыты, которые вы проводили. Скажите, какие
свойства воды вы знаете?
Дети: (называют предположительные ответы)
-Не имеет вкуса, запаха,
-не имеет формы, а принимает форму того предмета, в котором находится, - переливается,
-журчит,
-растворяет одни вещества и не растворяет другие, - бывает тёплой, холодной, горячей.
-жидкая и может течь,
-вода превращается в пар, пар - это тоже вода.
Капелька: А во что ещё может превращаться вода, когда на улице холодно?
Дети: (предположительные ответы детей) В снег, в лёд, в иней, в град.
Капелька: Правильно, давайте поиграем. Игра: «На что похожа вода»
Я буду загадывать загадку, вы отгадаете ее, найдёте картинку с отгадкой и картинку, похожую на отгадку (айсберг и дома, змея и речка, одеяло и земля, покрытая снегом, душ и дождь, пар от кипящего чайника и облака):

Все ответы прикрепляйте на ковролин.
Не перина, не подушка,
Положить её под ушко
Не получится никак.
Над тобой оно плывёт,
В даль туманную зовёт, (облако).
Она бежит, струится,
 На солнце серебрится,
 Над ней склонились молчаливы,
Зелёные, густые ивы. (река).
Белое одеяло всю землю укрывало (снег).
С неба пришел,
В землю ушел.(дождь)
Плывёт глыба ледяная,
 Посреди моря, океана (айсберг). (автор не известный.)
Капелька: Молодцы.
Что происходит с лужами после дождя? И почему почва, песок были мокрыми и через некоторое время стали сухими, рассыпчатыми? Что же это за явление? Что произошло с водой?
Дети:( называют предположительные ответы) Круговорот воды в природе, вода испарилась.
Капелька: Правильно, вода всегда движется. А как это получается? Кто расскажет
Дети : Рассказ и показ ребёнка (по схеме)

Капелька: А давайте с вами поиграем и изобразим то, что рассказал (имя ребёнка),изобразим круговорот воды в природе.
Подвижная игра «Круговорот воды в природе» Встаньте в круг, возьмитесь за руки.  Представьте, что мы с вами большая лужа. Внимательно слушайте и выполняйте движения.
Лужа может быть разной формы: овальной, круглой (изобразить, взявшись за руки). Вот нашу лужу стало пригревать солнышко. (Присесть). И начало нагревать лужу (вставать, поднимая руки вверх). Вода начала нагреваться и мельчайшие пары стали подниматься вверх, им стало тепло и они разлетелись в разные стороны. (Дети, разбегаются по группе, руки держат в стороны).  Но летя вверх, всё выше и выше им становилось холодно, капельки стали соединяться и из них стали образовываться облака. (Соединяются в одну или несколько тучек)  Капелек накопилось так много, что облака стали тёмными, тяжёлыми. Они разорвались и пролились на землю дождем. (Как стояли в группах, так и присели).
Капелька: не устали играть? Так давайте поиграем ещё в одну игру. Сначала хочу спросить: вы когда-нибудь рассматривали облака на небе (ответы детей), наверняка вы видели, что иногда они были похожи на что-то или на кого-то. Вот и сейчас мы посмотрим на наше небо. Проводится игра на ковре (или на столе)
« На что похоже облако?»
Подбери картинку. Рассмотрите облака, отгадайте на кого похожи, найдите  нужную картинку и положите, убедитесь, что вы не ошиблись.

Капелька: Вот и заканчивается наше путешествие. Вы мне рассказали, что вода нужна всем. Рассказали, что растения, животные, люди без неё жить не могут. Воду надо беречь, охранять. Вы знаете, что вода имеет разные свойства. А теперь давайте вспомним замечательный отрывок из стихотворения «Мойдодыр», которое написал детский писатель Корней Иванович Чуковский, в котором прославляется вода.
Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться, В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, И в ванной, и в бане, Всегда и везде - вечная слава воде! (автор К.Чуковский)
Капелька: На этом я с вами прощаюсь. Я очень хорошо отдохнула у вас! Рада, что вы очень много знаете о воде! До свидания. Сюрпризный момент от Капельки.