Цель: Познакомить детей с приставками, их значением и написанием в словах; развивать у детей умение образовывать слова префиксальным способом; тренировать в подборе различных приставок к словам; закрепить знание детей о правописании приставок, учить работать с антонимами, развивать связную речь и обогащать лексический запас слов, воспитывать любовь к животному миру.
Оборудование: Компьютер с проектором, мяч, ножницы, цветная бумага, сюжетные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Ребята, здравствуйте! Сегодня наступил новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне, друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня. Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. Молодцы. К нам на занятие пришли гости. Давайте повернёмся, улыбнёмся нашим гостям. А теперь начнём наше занятие.
2. Сообщение темы и цели занятия.
Мы сейчас будем выполнять действия с бумагой, а вы мне скажете, что вы делаете. Возьмите бумагу, начнём резать. Отрежьте кусочек бумаги. Давайте вырежем кружочек, а теперь разрежем пополам.
Перечислите действия, которые мы совершали? (Резать, отрезать, вырезать, разрезать). Чем похожи эти слова? Правильно, они - однокоренные. Что такое корень? Чем эти слова отличаются? Что произошло со словами? Что стоит в словах впереди корня? Какую важную роль выполняют приставки?
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
3. Работа по теме.
Тема урока: Образование слов при помощи приставок.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
Каждая приставка имеет своё значение, не все подходят к словам.
Как приставка пишется со словами? Послушайте сказку о девочке- приставке и вы поймёте, почему приставки пишутся со словами слитно.
"В густом дремучем лесу жила девочка-Приставка. У неё была старая избушка. Девочка любила бродить по лесу, собирать грибы и ягоды, слушать пение птиц и играть с животными. Иногда приставка выводила из леса заблудившихся грибников.
Так и жила Приставка. Летом собирала дары леса. Делала запасы на зиму, а зимой вязала носки для зверей и рассказывала им сказки.
Однажды в лес, где жила Приставка, отправились СЛОВА. Они решили набрать побольше грибов и ягод, поэтому не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. День шёл к концу. Вот уже солнце село за горизонт. Стало темно. СЛОВА сели на пенёк и заплакали. Услышали их плач звери, рассказали девочке-Приставке о заблудившихся героях. Девочка поспешила им на помощь.
В лесу совсем стало темно. Бежит Приставка, торопится, а впереди держит свой волшебный фонарик, освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных грибников к родной деревне. Сама идёт впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались и приросли к фонарику.
Вот так до дома и добрались. Смотрит Приставка, а многие Слова за время пути изменились. Так крепко к фонарику приклеились, что превратились в НОВЫЕ СЛОВА.
С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку-Приставку и её волшебные фонарики, а со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят."
Как же пишутся приставки со словами? Какую роль выполняют? Какие слова получились?
Сейчас будем учиться образовывать новые слова при помощи приставок, находить их в слове и правильно её писать.
1) Вначале разомнём язычок.
Артикуляционная гимнастика.
Язычок гулять собрался.
Он умылся, расчесался,
На прохожих оглянулся,
Вправо, влево потянулся,
Вниз упал, наверх полез,
Раз и в ротике исчез.
2) Игра "Муха". Перед вами таблица со слогами.
Сейчас мы будем составлять слова из тех слогов, что записаны на таблице, на которые будет садиться "муха". Муха села на слог во 2-м столбике на 1-ю строчку, прочтите этот слог, затем муха перелетела на 1-ю строчку в 1-м столбике, потом - на слог в 4-м столбике на 4-ю строчку. Какое слово получилось? (Под-вод-ник). А теперь следим за моими словами про себя. Догадайтесь, какое слово получится.
Под-о-де-яль-ник
под-снеж-ник
под-о-си-но-вик.
3) Игра с мячом.
У девочки Приставки новые фонарики, но она не может понять, какому слову какой фонарик подходит. Помогите приставкам встать на своё место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением.
Внести - вынести
впустить - выпустить
принести - отнести
привязать - отвязать
приклеить - отклеить
влезть - вылезть
Как и отчего меняется смысл слов? С помощью каких приставок образовались новые слова? Может ли приставка придавать слову противоположное значение?
4) Замени словосочетание словом с приставкой.
Камни под водой - подводные камни
часы на стене - настенные часы
переход под землёй - подземный переход
Назовите приставки, с помощью которых образовали новые слова. Какое значение придают слову?
5) Работа в группах. На карточках части слова поменялись местами. Какие слова получатся? Запишите и выделите приставку. Какая группа быстрее справится?
- 1 группа - берёз- ов- под-ик
- 2 группа - дар-по-ок
6) Кроссворд:
1. Прикрепить клеем. (Приклеить)
2. Расположенный рядом около берега. (Прибрежный)
3. Очень добрый. (предобрый)
4. Очень красивый. (Прекрасный)
Какие приставки есть в этих словах? Какое значение они имеют?
При - присоединение, неполное действие, приближение.
Пре - в значении очень, близка к приставке пере.
7) Посмотрите на картинку. Беседа с детьми по картинке.
Какое время года изображено на картине? Как нужно заботится о птицах зимой и для чего это нужно?
Сейчас вам 2-е детей расскажут стихотворение.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетелись, как домой
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их, не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Какой вывод вы сделали?
Посмотрите на текст. Из слов сбежали приставки. Вставьте нужные приставки в слова. Прочитайте текст, который получился.
: шла зима. Леса и поля : крылись белым пушистым снегом. Трудно птицам найти корм. Вот и :летели они к жилью людей. Ребята :весили для пернатых кормушки. Они : готовили для птиц корм.
:помните, птицам страшен не холод, а голод!
4. Итог урока. Рефлексия. Самооценка детей.
Молодцы, дети! Хорошо поработали! Кому что понравилось? Какая тема была сегодняшнего урока? Кому было сложно?
К нам в гости заглянуло солнышко, но у него не хватает лучиков. Давайте оживим его. Кто доволен своей работой и кому было интересно на занятии, прикрепите лучики к солнышку.
Используемая литература.
- Коррекция аграмматической дисграфии, Е.В. Мазанова, Москва 2007.
- Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения, Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. ТЦ Учитель 2001.
- Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников, И.Н. Садовникова, Москва 1995.