Творческая работа по картине А.А. Пластова "Первый снег"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока: Урок повторения. Изучение нового.

Цель: Закреплять знания о типах текстов, учиться составлять текст-описание по картине.

Задачи урока:

  • Формировать коммуникативно-речевые умения учащихся;
  • Познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;
  • Учить "читать" картину, осмысливать ее содержание;
  • Способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • демонстрационный экран;
  • презентация к уроку (работа выполнена в Microsoft Office Word 2007 г.)

Ход урока

1. Организационный момент

Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

Вот звенит опять звонок
Начинается урок
Дети все за парты сели
И на доску посмотрели
Что же ждет сегодня нас?
Кто ответит мне сейчас?

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время урока в процессе нашей работы вы для себя узнали, что-то новое и интересное. Успеха и удачи вам!

2. Подготовка к основному этапу:

Беседа

Блистают звезды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жаль людей, которых,
На свете ничего не удивляет.

- Ребята, а чему удивляетесь вы в окружающем нас мире?

- О чем мы можем сказать: "первый", "последний"? (слайд 2)

- Что вы можете сказать об этой паре слов?

Выслушиваются ответы детей и как вывод (жмем на первых две )

- Признаком, какого предмета может быть слово "первый"? (Примеры)

Жмем на третьюи попадаем на (слайд 3) Читаем словосочетания с прилагательным "первый".

3. Повторение понятия "Текст" (слайд 3)

Жмем на и читаем предложения. Отвечаем на вопрос: "Это текст?"

- Что же такое "Текст"? Выслушиваются ответы детей и хором читаем правило.

4. Повторение знаний о 3 типах текста

а) Текст-повествование (слайд 4)

Учащиеся читают текст.

- Это текст? Докажите. Назовите тему текста, основную мысль, определите тип текста.

Б) Текст-описание (слайд 5)

Работа аналогична работе по слайду 4

В) Текст-рассуждение (слайд 6)

Вывод: - Назовите тему всех трех текстов (Снег)

5. Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.

- Мы любим снег, хотя к концу зимы он нам уже надоедает. Почему?

- А когда же мы радуемся снегу? (Самому первому снегу.)

- А был уже первый снег? Когда?

- Как это было?

- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский. (слайд 7) По щелчку появляется отрывок.

- А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина "Первый снег" По щелчку появляется отрывок.

- С чем сравнивает первый снег К.Г.Паустовский?

- Какое у него отношение к первому снегу? Откуда это видно?

- Как говорит И.А.Бунин о том, что снег идет (снегом понесло) Подберите синоним к этому слову.

6. Работа по картине.

А) Вот это же прекрасное явление природы. Мы видим на картине художника А.А.Пластова (Картину дети рассматривают на доске)

Б) Творчеству этого художника принадлежат много прекрасных картин (слайд 8)

Доклад подготовленного ребенка о творчестве А.А.Пластова (просматривание картин по стрелке)

В) Вторичное рассматривание картины "Первый снег" на экране (слайд 9)

Звучит музыка Чайковского "Ноябрь"

Г) Беседа по картине

- Какое время года? Почему?

- Какое время суток? Почему?

- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочка лет десяти и мальчик лет семи. Это деревенские ребята.)

- Опишите их внешний вид. (По щелчку эти объекты увеличиваются)

(Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?

(Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

- Что еще на переднем плане? (береза)

- А ей нравится первый снег?

- Почему только часть березы?

(В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

- Здесь еще есть один герой-ворона. А что она переживает?

(Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы.

- Чего много на картине? (снега)

7. Составление кластера. (слайд10)

I этап. Центральное место на нашем уроке это картина А.А.Пластова "Первый снег".

II тап - Какие объекты мы выделили в картине?

Ш этап. Работа с каждым объектом.

- Для описания каждого объекта давайте подберем такие слова, которые помогли бы увидеть ярче, выразительнее картину.(действия, признаки)

Выслушиваю варианты детей и постепенно открываю варианты подбора опорных слов для каждого объекта.

img3.jpg (17659 bytes)

IV этап. Составление рассказа (устно) по кластеру.

- Если мы захотим написать текст по картине, какого типа он должен быть? (текст-описание)

- По какой схеме составляется текст-описание? (слайд 11)

Учащиеся, опять попадая в центр кластера, подводят итог: как художнику удалось передать настроение, чувства от первого снега, чем понравилась картина.

Выслушиваются несколько учащихся со своими вариантами текста. При ответе учащиеся у доски с указкой в руках двигаются по кластеру, по стрелкам.

V этап. Итог.

- Какой тип текста получился?

- Какой заголовок можно сделать для ваших текстов? (Первый снег на картине А.А.Пластова.)

8. Физкультминутка для глаз (слайд 12) под музыку.

9. Творческий диктант. (слайд 13)

А) Первое предложение разбирается как образец коллективно.

Учащиеся читают первое предложение и дают свои варианты ответов на вопросы. Проверка. Нажать.

Читают следующие предложения с вопросами и дают ответы. Выслушиваются несколько вариантов.

Б) Текст закрывается. Учитель читает предложение с вопросами. Учащиеся пишут то что читает учитель, а вместо вопросов свои варианты ответов.

В) Зачитывание работ учащихся.

9. Подведение итога урока.

- Чем занимались на уроке?

- Что повторили?

- Что узнали нового?

Используемая литература: Т.Г. Рамзаева учебник русского языка 2 кл., Л.Д. Мали "Развитие речи младших школьников" 2 кл., В.И. Воробьева, С.К. Тивикова "Сочинение по картине".