Оборудование: компьютер с колонками, демонстрационный монитор, диски мультимедийного учебного пособия «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс, 3 класс», карточки с буквами для магнитной доски, карточки со словами для исправления ошибок каждому ученику, перфокарты (по одной на парту).
Цели урокxа:
1) повторить и систематизировать знания о правописании парных согласных в корне слова;
2) тренировать в умении находить парные согласные в слабой позиции;
3) развивать устную и письменную речь, словарный запас учащихся, логическое мышление, орфографическую зоркость, навыки самоконтроля, интерес к предмету;
4) воспитывать познавательную активность, умение работать в микрогруппе, доброжелательность.
Ход рока
1. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.
1) На доске стихотворение:
Живут себе два брата –
Глухой и звонкий звук,
И все вокруг стараются
Их различить на слух.
Но братья друг за друга
Так прячутся порой,
Что не поймёшь ни звука!
Где звонкий?! Где глухой?!
- Прочитайте стихотворение.
- Кто догадался, о каких двух братьях пойдёт речь?
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Мне понравились ваши предположения, в конце урока мы вернёмся к этому вопросу.
2) И первое задание вам предложит умный Ёжик. Он хочет узнать, какие же согласные являются парными, послушайте.
(демонстрируется урок 2, з.№9, 3 класс)
1 ученик вызывается работать на компьютере
Весь класс составляет пары согласных в тетрадях.
1 ученик – работает у доски с похожим заданием: находит карточки с буквами, обозначающими парные согласные, и располагает их парами.
На магнитной доске:
Проверка.
- Давайте проверим задание на мониторе. ( Класс оценивает работу сигналами: ( +) - всё верно, ( -) – есть ошибки; если знак ( -), то данный ученик объясняет, что неверно выполнено. Этот приём используется и в дальнейшем.)
- А что скажет Ёжик? ( Кликаем на проверку, Ёжик говорит: «Умничка!» и т. п..)
- Проверим задание на доске. Что вы заметили? (буква Щ осталась без пары)
- Почему буква Щ лишняя?
- Что вы можете сказать о звуке Щ’?
- А на какие две группы вы разделите оставшиеся согласные в задании Ёжика? (м, н, р, л – буквы непарных звонких звуков; ч, ц, х, щ – непарные глухие)
2. Чистописание.
Чтобы звуку Щ' не было обидно, давайте напишем букву Щ на минутке чистописания:
;
3. Закрепление основных понятий темы.
На доске записаны слова:
Ловкий, сливки, кувшин.
Робкий, трубка, пятно.
Лошадка, пятка, загадка.
- прочитайте вполголоса слова 1 строчки
- какое слово лишнее? Докажите. ( Кувшин, т.к. парный согласный в этом слове нельзя проверить проверочным словом, оно словарное)
- прочитайте слова 2 строчки, найдите лишнее слово. ( Пятно, т. к. в словах робкий и трубка есть орфограмма парный согласный, а в слове пятно - орфограмма безударный гласный)
- прочитайте слова 3 строчки. (Лишнее слово пятка, т.к. написание парного согласного в нём не расходится с произношением)
- А какое слово является лишним во всём упражнении? (Пятно, т.к. все слова с орфограммой парный согласный, а оно – нет.)
Работа в тетрадях:
- Запомните все слова с парными согласными в слабой позиции, запишите их вместе с проверочными. Графически оформите работу. (Слова на доске закрываются.)
В тетрадях получается запись: Ловкий – ловок, …
Фронтальная проверка: прочитайте слова, докажите написание.
- Как же проверить парный согласный? Расскажите, опираясь на схему:
- В каких случаях нужно проверять парный согласный? (в конце слова и перед согласным, кроме л, н, м, р, й, в)
4. Применение знаний на новом материале.
1) А сейчас ёжик предлагает нам исправить ошибки в словах. (Демонстрируется урок 2, з.№10, 3 класс)
3 человека работают по очереди за компьютером, остальные – на листочках:
Найди и исправь ошибки:
Лёдчик, прорупь, моркофка, глаткий, шуруб, пугофка, лепка, булафка, зяпкий, здороф, запладка, зарядка, грипки, нахотка, лавка, дрозт. |
Проверка на компьютере. – Есть у кого-нибудь вопросы к выполнявшим это задание?
- Как оценит нашу работу ёжик (кликаем «проверка»).
2) Лексическая работа.
- Кто может объяснить значение слова ЗЯБКИЙ?
- Подберите проверочное слово.
В тетрадях: зябкий – зябнуть
- Назовите синонимы к слову ЗЯБНУТЬ. Запишите их в порядке усиления действия.
зябкий – зябнуть – мёрзнуть
стыть
коченеть
Физминутка
3) Работа с перфокартами в паре.Одна пара работает у доски.
4) Метаграммы. Проверка кратких прилагательных.
А сейчас мы будем разгадывать метаграммы. Вы знаете что это такое? Ёжик нам объяснит.
(Демонстрируется урок 2, з.№14, 2 класс) + подбор проверочных слов.
2 чел. у компьютера по одной метаграмме. Все работают в тетрадях: запишите отгадки.
- Что заметили? Докажите написание парных согласных.
Плод – плоды
Плот – плоты
Молод – молодой
Молот - молоток
-На какой вопрос отвечает слово МОЛОД? (вопрос КАКОВ?) Часто такие слова нуждаются в проверке.
- Составьте пары: лени -
похо -
све -
В тетрадях получается запись: ленив – ленивый
поход – походы
похож – похожий
свеж – свежий
5. Составление рассказа по его началу.
На доске заготовка:
Ещё вчера шёл до_ _ь. Было зя_ко. На улицах гря_ь и лужи.
Ночью…________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Днём…________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
ре_кий сев_рный вет_р ударил моро_ зат_нул замёр_ пру_
пушистый мя_кий сне_ снежные хлопья берё_ки ду_ки
р_бята дети на улицу тёплые ша_ки варе_ки шу_ки к_ньки лыжи санки
во дворе сн_говик морко_ка не страшен моро_ вес_ло х_р_шо гла_кий лё_
- Ребята, а вы рады приходу зимы? Почему?
- О чём будет наш рассказ?
- Подбор заголовка. (Вот и зима!) Запись в тетрадь.
- Попробуем вместе составить мини зарисовку на эту тему, используя опорные слова. ( Устное составление рассказа с опорой на слова, записанные на доске.)
- Самостоятельно запишите свой рассказ, но обязательно используйте как можно больше слов на наше правило.
В конце урока заслушиваются несколько рассказов.
6. Итог урока.
- Молодцы! Интересные у вас получились зарисовки.
- Ну а зачем мы с вами выполняли это и другие задания сегодня? Подтвердились ли ваши предположения о теме урока?
- Верно, сегодня мы закрепляли наши знания о парных согласных в корне слова.
(На доске открываю запись: Правописание парных согласных в середине и на конце слова.)
- Какое задание на ваш взгляд помогло вам лучше усвоить эту тему?
7. Домашнее задание
Придумать диктант на тему «парные согласные в корне слова» для своего соседа по парте ( не более 10 слов).