Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства "Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить с особенностями имен существительных в винительном падеже. Учить различать именительный и винительный падежи. Отрабатывать прием распознавания падежей. Развивать орфографическую зоркость.
  2. Интегрирование уроков русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Сделать отдельные этапы урока нестандартными, необычными, интересными.
  3. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, наблюдательности, находчивости; активизировать творческое воображение; развивать умение рассуждать, мыслить и делать выводы из полученной информации.
  4. Повысить интерес к изучению русского языка, литературы, и изобразительного искусства, его фонетики и орфографии, обогащение словарного запаса.
  5. Проявить любовь к предметам; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход урока

I. Организационный момент

– Ребята, я приглашаю вас сегодня стать художниками. Мы побываем в гостях у волшебницы, которая умеет творить чудеса необыкновенной красоты. Догадайтесь, о ком пойдет речь?

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
в багрец и золото, одетые леса,

(Учитель произносит слова под музыку).

Дети: Мы отправляемся в гости к Осени.

Слайд «Изображение осени». (у автора)

II. Чистописание

– Сегодня на уроке нам будут помогать Кисточка и Краски. Они нам желают:

Доброго пути! Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

Предлагаю представить нашу тетрадь холстом для рисования осенних красот и даров. С помощью нашего калейдоскопа мы побываем в секретных уголках природы, пройдя по осенним потайным дорожкам. Не забывайте ставить себе баллы в оценочном листе за выполненную работу. Вы готовы? Проведем гимнастику и в путь!

Пальчиковая гимнастика:

Ветер по лесу летал
Ветер листики считал,
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

Взяли в руки волшебные Кисточки (ручки) и Краски (чернила) и начинаем трудиться. Писать старайтесь красиво, чтобы не разочаровать волшебницу Осень. А она оценит ваши знания, старания и наградит по заслугам.

По дорожке Осень шла клубок ниточек нашла
Клубок маленький, нитки аленькие,
Клубок катится, нитка тянется.

Письмо элементов букв и пословицы:

Нет труда – нет плода.

– Ребята, как вы думаете, куда нас приглашает Осень?

Дети: В сад. На огород.

– Верно. Она нам хочет рассказать о том, как она потрудилась. Предлагаю разделиться на 2 команды: девочки будут собирать урожай, а мальчики выполнять самостоятельную работу.

Мальчики выполняют задания на перфокартах: Указать падеж имен существительных.

III. Словарная работа

Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей:
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней.

– А для этого предлагаю расшифровать слова, и узнать какие дары нам приготовила хозяйка Осень.

Ка – кар – пус – то – та – фель – мор - о – ковь – гу – яб – рец – ло – по – ко – ми – о – дор – во – у – щи – ро – о жай – го – ок – род – тябрь.

(Капуста, картофель, морковь, огурец, яблоко, помидор, овощи, урожай, огород, октябрь).

Слайд «Осенний урожай».

IV. Актуализация знаний

Какое слово лишнее? Почему? А может оно с секретом?

Дети читают стихотворение и определяют падеж имен существительных.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, еще бежит за мельницу ручей.

– Какие падежи имен существительных нам встретились в стихотворении. Какими вы уже изучили на прошлых уроках, с каким предстоит нам сегодня познакомиться?

Слайд «Октябрь».

V. Сообщение темы. Постановка целей урока

Октябрь заглянул к нам на урок, чтобы помочь провести исследование.

VI. Работа по теме урока:

а) Работа парами. (Один ученик выполняет работу на доске, а остальные работают со схемами самостоятельно).

У каждого карточки с падежами и предлогами. Необходимо правильно собрать схему. И дать понятие, на какие вопросы отвечает винительный падеж, и с какими предлогами употребляется?

Проверка, выполненных работ:

  1. На какие вопросы отвечает имя существительное в именительном падеже, и каким членом предложения бывает?
  2. На какие вопросы отвечает имя существительное в родительном падеже, и с какими предлогами употребляется?
  3. На какие вопросы отвечает имя существительное в дательном падеже, и с какими предлогами употребляется? 

б) Объяснение нового материала:

– А сегодня мы должны вспомнить: На какие вопросы отвечает имя существительное в винительном падеже. С какими предлогами употребляется? Каким членом предложения бывает? В чем сходство и различие именительного и винительного падежей?

Дети: Имена существительные в винительном падеже отвечают на вопросы КОГО? ЧТО? И употребляются с предлогами В, ВО, НА, ЗА, ЧЕРЕЗ, ПРО. В предложении бывают второстепенными членами.

VII. Физминутка

Мы листики осенние,
На веточках сидим!
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И за парту тихо сели.

Релаксация. Под музыку дети выполняют движения с листьями:

– Полетели, закружились, на землю опустились, зашуршали, завертелись, в дальний путь отправились.

VIII. Работа по теме урока (продолжение)

а) Работа по учебнику:

  • Чтение вывода на стр. 73.
  • Выполнение упражнения № 131, страница 72.
  • Синтаксический разбор последнего предложения.
  • Разбор по составу слова листочки.

б) Самостоятельная творческая работа:

– Осенняя пора вдохновляет не только художников, но и поэтов.

Работа в тетрадях для упражнений по русскому языку и речи:

  • Выполнение упражнения №30, страница 29.
  • Давайте восстановим последовательность стихотворения, напишем его и определим падеж имен существительных.

IX. Фонетический разбор слова ноябрь

X. Итог урока

– Наше путешествие подходит к завершению. Давайте еще раз вспомним об Осени как о художнице.

Дети читают стихотворение М. Алигер.

Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
и в смущенье отступит на шаг...
То зайдется от злости и в клочья
все порвет беспощадной рукой...
И внезапно, мучительной ночью,
обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,
что не сможем мы глаз отвести.
И притихнет, смущаясь невольно:
что тут сделать и что тут сказать?
... А она уж собой недовольна:
мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит все это,
ветром сдует, дождями зальет,
чтоб отмаяться зиму и лето
и сначала начать через год.

– Что нового узнали на уроке?

– Чему вы научились?

XI. Рефлексия

– Какие трудности вы преодолели на уроке?

– Какое впечатление оставил вам наш урок?

В день осенний я вам желаю,
Чтоб росли людьми хорошими,
Были добрыми, пригожими,
Будьте здоровы и счастливы,
Веселы в будни и праздники!

XII. Оценка учащихся

Дети подсчитывают баллы на оценочных листах и дают оценку своей работе.

XIII. Домашнее задание

№ 99, стр. 53, вывод стр. 73.

XIV. Вручение подарков. Заключительные слайды

Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.