Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, применения их в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию:
Образовательные:
- Познакомить детей с тембрами русских народных инструментов (свирель, гусли, балалайка).
- Сформировать новые умения, навыки, знания. Понятия: оркестр русских народных инструментов, партитура, партия.
Развивающие:
1. Развивать умение детей различать на слух звучание духового инструмента от звучания струнного.
2. Выделить и показать в пластике отдельные инструменты.
3. Продолжить формирование слушательского опыта.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к музыкальному творчеству русского народа.
Тип урока: комбинированный урок
Методы: частично-поисковый, репродуктивный
Информационно методическое обеспечение: мультимедийное сопровождение.
Содержание:
- «Березка» русская хороводная песня
- Былинные наигрыши
- «Полянка» русский народный наигрыш
- «Чудо – балалайка» муз, сл. З. Роот
- «Светит месяц» русская народная песня
Виды и формы контроля:
Наблюдение за пластикой во время звучания инструментов; прослушивание; пение по руке; дирижирование.
Проблема урока: Откуда появились и как звучат народные инструменты.
Прогнозируемые результаты:
- умение распознавать духовые и струнные народные инструменты по внешнему виду;
- знать названия музыкальных инструментов (свирель, гусли, балалайка), своеобразие их интонационного звучания.
Повышенные знания, творчество:
- умение определять тип народного инструмента;
- ознакомить с работой по партитуре;
- умение принимать участие в общем исполнении, элементах импровизации.
Ход урока
1.Организационный момент
Вход под музыку «Березка» русская хороводная песня
(2 слайд «Березки», музыка хоровода)
Приветствие учителя и гостей.
У: Какая музыка вас сегодня встретила? Народная или композиторская?
Д: Народная. Эта русская народная песня «Березка»
2. Проверка домашнего задания
У: На прошлом уроке вы получили домашнее задание познакомиться со стихотворением Г.Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» Послушаем это стихотворение в исполнении группы ребят. (Чтение стихотворения)
(3 слайд Левитан «Золотая осень», пение птиц)
3. Актуализация знаний, подготовка восприятия нового
У: Откуда зародилась музыка? Кто ее создавал?
Д: народ
У: Да, обычный человек прислушивался к звукам природы, пению птиц, шелесту листьев, журчанию воды в реке, к своему сердцу. Что оно подсказывало, какие чувства, настроения овладевали человеком, то и выражал он в своей музыке.
У: Кто помогает услышать нам музыку? Кто помогает, чтоб она зазвучала?
Д: Музыкальные инструменты
4. Изучение нового материала
У: Тема нашего урока «Русские народные инструменты»
(4 слайд Тема урока «Русские народные инструменты»)
- Хотите узнать, откуда появились инструменты и как они звучат?
(5 слайд «Музыканты»)
- На каких инструментах играют музыканты?
(6 слайд Загадка)
- Послушайте стихотворение-загадку.
Сидел рыбак веселый |
Один конец зажал он, |
- Какой музыкальный инструмент получился из тростника? (дудочка, свирель)
(7 слайд Пастушок)
- Да, свирель. Очень древний русский народный духовой инструмент. На нем играли мальчишки, придумывали веселые наигрыши и веселили народ.
Сыграем на этом инструменте. Исполнять будем под музыку «Полянка». Будьте внимательны, услышьте свирель.
(7 слайд звучит музыка «Полянка»)
- Почему в народе называют этот инструмент свирелью? (за звук, похожий на свист птиц)
- Прислушаемся еще к одному инструменту
(8 слайд музыка «Былинные наигрыши»)
Ребята имитируют игру на гуслях
- Какой инструмент прозвучал? Узнали? (гусли)
(8 слайд В.Васнецов «Гусляры»)
- К какому виду инструментов вы его отнесете? (струнный)
- Какой былинный герой играл на этом инструменте? (Садко)
(9 слайд Загадка)
Собой хвалиться я не смею,
Всего лишь три струны имею,
Но я тружусь, я не лентяйка
Я озорная … (балалайка)
- Разглядите и послушайте голос этого инструмента
(Учитель играет на балалайке)
- Как же звучит моя балалайка? (весело, задорно, игриво)
- Давайте, мы исполним, мелодию подражая балалайке.
(Дети распеваются, имитируя звучание балалайки)
- Балалайка – популярный инструмент России, недаром про нее складывали загадки, сказки и, конечно, песни. Сейчас мы познакомимся с песней «Чудо-балалайка» композитора Зинаиды Роот.
(10 слайд Балалаешники)
(Ребята разучивают припев песни)
- Исполним песню целиком. Учитель исполняет запев, а дети – припев.
(10 слайд Балалаешники, песня «Чудо-балалайка)
- Балалайка – озорной, веселый русский народный инструмент, без которого не обойтись в оркестре русских народных инструментов.
(11 слайд Оркестр)
- Желаете стать участниками своего оркестра? У каждого инструмента оркестра есть своя партия, которая записывается в общей партитуре оркестра.
(12 слайд Партитура)
Партитура – распределение нотной записи для каждого музыкального инструмента.
(Работа с партитурой над каждой партией, исполнение в ансамбле с учителем «Светит месяц»)
6. Закрепление знаний с элементами обобщения
- Наш урок подходит к концу. С какими инструментами и новыми понятиями вы познакомились. Разгадаем музыкальный кроссворд.
(13 слайд Кроссворд)
1. Распределение нотной записи для инструментов.
2. Большой коллектив музыкантов-исполнителей.
3. Русский народный духовой инструмент, подражающий пению птиц.
4. Старинный русский народный струнный инструмент, на котором играл Садко.
5. Веселый трехструнный русский народный инструмент.
(14 слайд Проверка)
7. Подведение итогов
8. Домашнее задание
(15 слайд Домашнее задание)
9. Рефлексия
Какой музыкальный инструмент и какая музыка понравились на уроке? Под какую музыку выйдем?
(Выход из кабинета под музыку)