Опыт использования информационных технологий на уроках географии

Разделы: География


Для повышения эффективности преподавания курса экономической и социальной географии России в 9-м классе мною были созданы мультимедийные учебные пособия:

«Экономическая география России. Региональная часть» («Geo9»)

«Тренажёр-тест по карте России» («Map9»)

«Интерактивный географический атлас» («Atlas»)

Программы создавались в среде «Масromedia Director» (ныне «Adobe Director»). Имеются версии как для MacOS X, так и для Windows.

Все перечисленные программные продукты и многие другие можно свободно скачать на моём сайте http://www.lnip-bg.ru по следующим ссылкам (версии для Windows):

«Экономическая география России. Региональная часть» («Geo9»)

http://www.lnip-bg.ru/lnip-bg/Geo9PC/Geo9PC.zip (322 МВ)

«Тренажёр-тест по карте России» («Map9»)

http://www.lnip-bg.ru/lnip-bg/Map9PC/Map9PC.zip (7,2 МВ)

«Интерактивный географический атлас» («Atlas»)

(интегрирован в программу «Geo9»)

Версии для МасOS X находятся на сайте в разделе «Прочее»

Возможности и примеры применения данных пособий на уроках географии можно увидеть в прилагаемых иллюстрациях и пояснениях.

Описание интерфейса мультимедийного пособия "Экономическая география России. Региональная часть."

Пособие условно можно разделить на три части.

Часть 1

Позволяет анализировать картографический материал. Набор интерактивных карт для каждого экономического района (районирование Госплана), позволяет выводить на экран любую тематическую карту (нажатием соответствующей кнопки верхнего ряда) и представлять на этой карте любое требующееся содержание (нажатием кнопок нижнего ряда).

Возможен показ 11 карт:

            а) политико-административная,

            б) физическая,

            в) тектоническая,

            г) климатическая,

            д) природные зоны,

            е) почвенные ресурсы,

            ж) водные ресурсы,

            з) лесные ресурсы,

            и) сельскохозяйственные районы,

            к) плотность населения,

            л) контурная

и 24 элементов содержания (меняются в зависимости от специализации района):

            а) месторождения угля,

            б) месторождения нефти и газа,

            в) месторождения руд чёрных металлов,

            г) месторождения руд цветных металлов,

            д) месторождения минеральных солей,

            е) электроэнергетика,

            ж) чёрная металлургия,

            з) цветная металлургия,

            и) нефтепереработка,

            к) производство минеральных удобрений,

            л) производство синтетического каучука и шин,

            м) производство химических волокон,

            н) производство пластмасс,

            о) тяжёлое машиностроение,

            п) общее машиностроение,

            р) среднее машиностроение,

            с) лесная и целлюлозо-бумажная промышленность,

            т) лёгкая промышленность,

            у) пищевая промышленность,

            ф) города-миллионеры,

            х) границы экономических районов,

            ц) железнодорожный транспорт,

            ч) трубопроводный транспорт,

            ш) перечень отраслей специализации районов

            щ) топонимика.

Для примера на рисунке показана политико-административная карта Северного экономического района, а в качестве содержания – цветная металлургия, электроэнергетика, минеральные ресурсы и железнодорожный транспорт (см. Рис.1)

Представленные карта и содержание позволяют проанализировать зависимость размещения отраслей цветной металлургии от источников электроэнергии и сырья.


Рис.1

Все карты района выполнены в едином масштабе и в одной проекции, что позволяет, выводя карты поочерёдно на экран, производить сопоставления. Например: какие почвы (почвенная карта) соответствуют степям (карта природных зон) и зерновому типу сельского хозяйства (карта сельского хозяйства) и т.п.

Подобные операции легче выполняются с помощью мультимедийной карты, чем с помощью бумажной.

Если навести курсор мыши на активные области содержания: кнопки, условные знаки, иллюстрации и пр, то в информационном поле (справа внизу) появляется поясняющий текст. Например, на приведённой выше карте курсор наведён на г.Надвоицы, название и специализация которого показываются в правом нижнем углу карты.

Для рассмотрения положения района в масштабах всей страны на экран можно вывести аналогичную мультимедийную карту России (верхняя кнопка слева внизу). Остальные кнопки из этой группы предназначены для навигации и для выхода из программы.

Такой набор интерактивных карт существует и в виде отдельной программы, называющейся «Интерактивный атлас России».

Карты, естественно, показываются по одной, а содержание-хоть все отрасли сразу. Возможность выводить содержание дифференцированно позволяет не перегружать карту информацией (как на бумажной карте).

Например, можно последовательно вывести на экран и наблюдать:

(см. Рис.2)

Карта

Содержание

Возможные наблюдения

Тектоническая

Месторождения нефти и газа

Приуроченность к платформенным равнинам и краевым прогибам

 

Месторождения нефти и газа

Нефтеперерабатывающая промышленность

Незначительная роль сырьевого фактора в размещении данной отрасли

Плотность населения

Нефтеперерабатывающая промышленность

Города-миллионеры

Значительная роль потребительского фактора в размещении данной отрасли

 

Нефтеперерабатывающая промышленность

Трубопроводный транспорт

Значительная роль транспортного фактора в размещении данной отрасли


Рис. 2

Часть 2

Содержит многочисленные фотографии, рисунки, схемы et cetera и предназначена для визуализации изучаемого района. Представляется очень важным формирование у учащихся некоего образа каждой территории (ландшафты, ресурсы, города, люди, предприятия, природные и культурные достопримечательности и др.)

Визуальная информация иногда позволяет закрепить теоретические положения на конкретных примерах. Например рассмотрев фотографии ГЭС Восточной Сибири и вспомнив аналогичные фото из Поволжья, учащиеся могут сделать выводы о преимуществах и недостатках размещения ГЭС в горной или равнинной местности (см. Рис.3)


Рис.3

Часть 3

Представляет собой мультимедийный тест, полностью отражающий

содержание мультимедийного курса «Экономическая география России. Региональная часть». То есть в тесте используются те же тексты и иллюстрации, что и в основном курсе.

Важно, что имея дома эти программные продукты ученик может в спокойной обстановке подготовиться к ответу на все вопросы тестов (каждый тест содержит по 200-300 вопросов и все они заранее известны), а затем в классе уверенно и без лишнего психологического дискомфорта сдать тест и получить примерно ту же оценку, которую получал дома.

Интерфейс «Теста» содержит обычные разделы: количество вопросов, количество правильных ответов, % правильных ответов, оценка (алгоритм можно менять, в данный момент установлен следующий: >90% - 5, >70% - 4, >50% - 3, >20% - 2) и время выполнения теста

(см. Рис.4)

Вопросы тестов описываются алгоритмами: «простой выбор» и выбор «многие из многих».

Алгоритм «простой выбор» реализуется следующими способами:

1) выбор на карте активной области, соответствующей фотографии

(см. Рис.4)

При наведении курсора мыши на активную область карты выбранный объект выделяется красной линией, а внизу появляется его название.

При нажатии кнопки мыши регистрируется ответ.


Рис.4

2) выбор изображения, соответствующего точке, указанной на карте

(см. Рис.5)

При наведении курсора мыши на активное изображение, выбранный объект выделяется красной линией.

При нажатии кнопки мыши регистрируется ответ.


Рис.5

3) выбор правильного утверждения из нескольких путём нажатия кнопки (см. Рис.6)


Рис.6

Алгоритм выбора «многие из многих» реализуется путём нажатия N кнопок из М, где N и М - переменные величины.

Нажатые кнопки отмечаются появлением на них точки (см. Рис.7)


Рис.7

Во всех случаях при неправильном ответе появляется подсказка

(см. Рис.8)


Рис.8

Подсказка составлена так, чтобы не давать прямого ответа на вопрос. Например в показанном примере последовательность перечисления видов продукции в вопросе и ответе отличаются, чтобы ученик выбирал именно названия продукции, а не 4, 7 и 9-ю кнопки.

Описание интерфейса мультимедийного пособия "Тренажёр-тест по карте России"

Тренажёр включает 3 раздела: политико-административное деление РФ, минеральные ресурсы РФ, физико-географическая номенклатура РФ.  Каждый раздел имеет режим теста и режим поиска.

Потренировавшись дома, ученики в любое время, на любом  уроке садятся за  компьютеры в классе и выполняют тест в течение 1-2 минут, фактически даже не выпадая из хода обсуждения темы урока, что существенно сокращает время опроса и контроля знаний.

Интерфейс содержит разделы: количество вопросов, количество правильных ответов и т.д.

В тесте по политической карте предлагаются 2 типа вопросов: где находится какой-либо субъект РФ, либо где находится административный центр субъекта РФ (название центра указывается).

В обоих случаях осуществляется выбор территории на карте (щелчок мышью). При наведении курсора мыши на активную область происходит подсветка контура активной области красной линией, что даёт уверенность в точном позиционировании мыши на объекте (см. Рис.9)


Рис.9

В тесте по физико-географической номенклатуре РФ предлагается один тип вопроса: где находится какой-либо объект (река, залив, полуостров итп). Ответ на вопрос осуществляется аналогично.

 

В тесте по минеральным ресурсам РФ предлагается 2 типа вопросов: где находится какое-либо месторождение полезных ископаемых (название указывается), либо какое полезное ископаемое добывают в указанном на карте месте (см. Рис.10)


Рис.10

Тест можно усложнить, выполняя его на фоне различных карт: политической, физической, тектонической или контурной.

Сменить карту можно нажав на «уголок» в её правом нижнем углу.

Все три тренажёра имеют систему поиска объектов номенклатуры путём выбора их из списка (см. Рис.11)

Поиск можно производить по названию или путём выбора объекта мышью на карте. При поиске по карте при наведении курсора мыши на активный объект происходит его подсветка красной линией и появляется название объекта. При поиске из списка при наведении курсора на название объекта, происходит подсветка красным цветом. При нажатии кнопки мыши выбранный объект показывается на карте.


Рис.11