Цель: учить умению вести переписку, составлять письма, развивать творческую самостоятельность учащихся, умение излагать мысли сжато, ясно, устанавливать связь между предложениями в тексте и между частями текста. Научить правильно оформлять прямой и обратный адрес. Воспитывать внимательное и чуткое отношение к другим людям.
Наглядность: 1. Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков. Письма из Афганистана, др. письма, заказное письмо, газеты, журналы.
2. Стенд - книги к уроку:
Симонов К. «Живые и мёртвые»
Книга 1, гл.4
Кассиль Л. «Черемыш - брат героя»
Чехов «Ванька»
Гайдар «Чук и Гек»
3. Иллюстрации
Из произведения «Чук и Гек»,
«Письмо с фронта»- А. Лактионова
4. Стенд «Письма в редакцию»
5. Г/з Песня «Письмо отца к сыну»
6. Д/ф. «Ванька»
Ход урока
1. Сообщение темы,
Урок сегодня по развитию речи будет необычным: мы не будем сегодня заниматься
написанием изложения или сочинения.
Тему урока вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Свёрнуто, сложено, молчит, а
Раскроешь, заговорит».
Да, это письмо. Мы сегодня будем говорить о письме, будем учиться писать письма, узнаем какие бывают письма по характеру и виду отправления, поговорим о многом, что связывает нас с письмами.
2. Свободная беседа
Письма нам встречаются в жизни часто, нам пишут и мы читаем.
Давайте вспомним уроки литературы и ответим на такой вопрос: «Где и в каких произведениях герои встречаются с письмами?»
а) Гайдар «Чук и Гек»
б) Кассиль «Черемыш - брат героя»
в) Чехов «Ванька»
г) Письма в редакцию журналов и газет.
- Что же героев связывало с письмами?
- Беседа по иллюстрации к рассказу «Чук и Гек»
- Кроме писем, с каким видом отправления встретились дети, что повлияло на весь ход событий?
Сопровождается кадрами фильма «Ванька» Чехова. Не забудьте остановиться на тех эпизодах, что связывают нас с нашей темой.
Аналогично беседа по другим произведениям, журналам и газетам.
Анализ и разбор: какие письма по характеру оказались в этих произведениях?
Виды письма:
Письмо: радость, скорбь, надежда, совет, послание, отчаяние.
3. Беседа об историческом прошлом письма.
Письмо образовано от греческого эпистола - послание. Это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
Всегда ли были письма?
(когда люди научились писать)
Нет, они существовали с тех пор, когда не умели даже говорить.
Рассказ о наскальных рисунках.
Из кн. Н.А. Дмитриева «Искусство древнего мира».
У людей всегда была потребность в общении. Хорошо, если друг рядом, а если он далеко?
Что мы делаем? Мы пишем письмо или вспоминаем тёплые строки из писем.
Минутка отдыха под музыку.
Сядьте свободно, положите голову на руки и закройте глаза.
Будьте совершенно свободны.
Вам не нужны напряжения. Вы вправе думать о чем вам хочется, вправе вспоминать всё, что угодно, вправе чувствовать всё, что чувствуется.
Я совершенно спокойна, как пройдет наша встреча. Я знаю, что она закончится хорошо, потому что всей душой, всем сердцем, всеми мыслями я стремлюсь только к положительным результатам. Итак, о чем угодно думайте, что угодно вспоминайте.
Я уверена, что среди вас много талантливых ребят, склонных к яркому воображению.
Они видят перед собой моря, горы, леса; чувствуют добрую улыбку бабушки, вспоминают далеких друзей, уже видят себя в другой ситуации. Теряется скованность, появляется смелость в разговоре. На счет 3 вы откроете глаза и будете в прекрасном самочувствии.
4. Подбор однокоренных слов, выделение корня.
Письмо, писать, письмоносец.
Писатель, письменность, чистописание, писарь.
Объясните значение слов.
5. Работа над пословицами:
а) «Писаря пируют, а мужики горюют».
б) «Писец без пера, что охотник без ружья».
- Какие вы еще знаете пословицы о письме? «Письмо не товарищ, а правду сказывает»
Письмо пословицы с комментированием, называя орфограммы. Назвать существительное, указать склонение.
6. О какой правде я вам сейчас поведаю.
Прослушивание песни «Письмо отца к сыну». Беседа по содержанию.
Обратимся к репродукции картины «Письмо с фронта» - Лактионова.
Зачитать строки из книги.
«Говорят погибшие герои»
Показать письма из краеведческого музея и т.д.
Беседа по письмам.
7. Каждое письмо должно быть неповторимым.
- кто пишет письма?
Один человек другому - индивидуальные письма.
Группа людей - коллективные.
Обратимся к стенду: «Письма в редакцию»
8. Тип отправления:
Авиа, ж/д., гонцы, бутылочная почта, голубиная и т.д.
9. Оформление конверта.
Знакомство со словами.
Адресат - кому пишут. (Д.п.) Адресант - кто пишет.
Индекс 453109
Заглавная буква при оформлении.
Д.з. оформить конверт, узнать точный номер почтового отделения.
10. Вы хотите иметь новых друзей по переписке? Работа над построением письма.
На доске план:
- Обращение к адресату (Добрый день...)
- Начальные фразы (Благодарю за письмо...)
- Содержание письма (О себе, ваше увлечение, друзья...)
- Концовка.
- Имя автора, дата.
- Иногда P.S. - постскриптум (после написанного).
11. Раскрыли конверты, посмотрели на фотографии новых друзей и начали писать письмо.
Помните, что словом можно «убить» человека.
Я надеюсь, что ваши письма будут добрыми, тактичными, душевными.
Д.з. Если вы не успели, допишите дома.
12. Итог урока.
Чем урок понравился, что нового узнали на уроке?
Оценки за активность. Кто желает прочитать своё письмо?
Спасибо за урок.