Кинематика периодического движения. Равномерное движение по окружности

Разделы: Физика


Задачи урока
Образовательные: познакомить учащихся с периодическим движением и его видами; закрепить сформированные умения в работе с заданиями, формата ЕГЭ; правильно   и   аккуратно   пользоваться   учебником.

Оборудование
Компьютер, презентация клипов по теме «Кинематика периодического движения. Равномерное движение по окружности»

Литература
В.А. Касьянов Физика 10 кл.: Тематическое и поурочное планирование - М.: Дрофа, 2003 В.А. Касьянов. Учебник по физике -10 класс - ООО «Дрофа» , 2003

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

I. Самопроверка знаний.
Механика. Раздел кинематика. Механическое движение.

Сегодня у нас необычный урок.  Презентация
Первым заданием на уроке выполнение соотношения:

Перед вами таблица, состоящая из двух частей: в левой части написаны примеры различных видов механического движения, в правой названия видов механического движения.

Ваша задача установить соответствие между видами мех. движения и примерами. На выполнение этого нового для вас, но простого задания - всего 2 минуты.

 

2.

II. Повторение.
Механика. Раздел кинематика. Механическое движение.

 

Что мы рассматриваем?

- Различные виды механического движения.

Для выполнения второго задания попрошу выйти к доске двух учащихся. Вам будут предложены вопросы, ваша задача на них ответить, помогая, и исправляя друг друга. Задание классу. Откройте учебник на стр. 79 раздел «Основные положения» найдите и проверьте правильность ответов.

Два ученика выходят к доске. По очереди отвечают на вопросы. Класс слушает, исправляет и добавляет.

1. Что такое механическое движение?

- Механическое движение - изменение пространственного положения тела относительно других тел с течением времени.

2. Какой раздел механики занимается изучение механического движения?

- Кинематика изучает механическое движение, не рассматривая причины, которыми это движение вызывается. (Где? Когда? Находилось тело)

3. Какие виды механического движения вы знаете?

- Равномерное прямолинейное движение – движение, при котором тело перемещается с постоянной по модулю и направлению скоростью: y = const.

4. Баллистическое движение.

- Равноускоренное прямолинейное движение – прямолинейное движение, при котором ускорение параллельно (сонаправлено) скорости и постоянно по модулю.

3.

III. Введение в тему: Кинематика периодического движения

 

Какой из этих видов движения мы с вами еще не изучали?

- Движение по окружности.

Правильно.
Оказывается, что движение по окружности - это частный случай периодического движения.

 

Само название периодическоекакими словами вы бы заменили? Как будет происходить движение?

- Периодически - повторять движение - циклически.

Существуют ли в природе явления или примеры движения тел, которым присуща повторяемость?

Примеры: повторяющиеся, циклические явления в окружающем нас мире: Смена времен года, смена дня и ночи, солнечные и лунные затмения, перемещение звезд и планет по звездному куполу, колебание маятников и пружин, сердцебиение.

Итог: Мы часто в жизни встречаемся с такими примерами и сегодня на уроке мы познакомимся с их физическим объяснением.

Откроем тетрадь и запишем тему урока.

 

4

IV. Новый материал. Тема урока:
Кинематика периодического движения

Запись темы урока.

Может кто-то сможет предложить формулировку определения периодического движения?

(Возможные варианты предложений по формулировке ПД)

Давайте сравним наши ответы с формулировкой в учебнике. Обратимся к учебнику на стр 72 параграф 18. Сравним наши ответы и формулировку по учебнику. Прочитаем формулировку ПД и запишем в тетрадь.

Повторяющееся
Равные промежутки времени

Учебник: параграф 18 стр. 72. Чтение формулировки.

Запись в тетрадь: Периодическое движение - движение, повторяющееся через равные промежутки времени.

Возвращаемся к примерам: Движение Земли вокруг Солнца, колебания маятника. . . - это примеры ПД.

 

5

IV. Новый материал.Виды периодического движения

 Существуют два вида периодического движения:

  1. Вращательное движение (движение по окружности)
  2. Колебательное движение

Чтение учебника.

Запись таблицы.

Найдем по учебнику и прочитаем:
Какое движение относится к вращательному?

Вращательное - движение в одном направлении по плоской ( или пространственной) замкнутой траектории. (Земля по орбите вокруг Солнца рис. 59)

Какое к колебательному?

Колебательное - движение вдоль одного и того же отрезка с изменением направления движения (колебание маятника рис. 60)

Итог:
Наша задача изучить подробно равномерное движение по окружности.

 

6.

V. Равномерное движение по окружности.(определение, траектория движения, модуль и вектор скорости).

 

Запишем подзаголовок:
3. Равномерное движение  по окружности

Демонстрация (Понаблюдаем за движением)
-движения планет вокруг Солнца - теллурий,
как пример движения тел по окружности.
-Вращение мяча

Если размерами тела, движущегося по
окружности, можно пренебречь по сравнению с
радиусом окружности, то его можно
рассматривать, как материальную точку.
(Земля вокруг Солнца, электрон вокруг ядра
атома)

Запись подзаголовка: Равномерное движение по окружности.

Наблюдают за демонстрацией движения планет и сравнивают с вращательным движением мяча. - разница размеров тел по сравнению с радиусом.

Рассмотрим равномерное движение материальной точки, движущейся по окружности радиусом r, имеющей скорость v.

Начертим в тетради, а один человек на доске -
окружность произвольного радиуса, что будет
являться траекторией движение тела.
Покажем в 2-х или 3-х произвольных точках
направление вектора скорости.

Один учащийся у доски другие в тетради чертят окружность, показывают: центр окружности, радиус, формулу для расчета длины окружности, угол.

При равномерном движении по окружности
модуль скорости тела остается постоянным, а
направление будет меняться.

Запись определения движения МТ по окружности.

Покажем в произвольных точках вектор скорости (по величине одинаковый, по направлению - разный).

При этом обратим внимание. Что движение наз.
Равномерным. Как вы думаете.
Что это означает?

 

7.

VI. Равномерное движение по окружности.
(определение положения МТ, движущийся в пространстве по окружности в произвольный момент времени)).

 Кинематика ставит вопросы - Где? Когда? находилось тело в любой момент времени.
Как можно определить положение частицы, движущейся в пространстве по окружности в произвольный момент времени?

 

Начальный момент времени частица находится в точке А, а ее движение происходит против часовой стрелки (рис. 61).

Вопрос сложный. Пусть нам поможет ответить на него учебник.

Способы определения положения частицы в произвольный момент времени

Работа с учебником. Чтение на стр. 71 Способы определения положения частицы, знакомство с рис. 61-63.

Рассмотрим три способа определения положения частицы, движущейся в пространстве по окружности в произвольный момент времени.

Даю вам на это три минуты.

Нахождение положения частицы в пространстве в произвольный момент времени I можно определит тремя способами:

В чем заключается 1-ый способ? Какие математические и физические величины здесь используются?

1. С помощью пути I, пройденного частицей от начальной точки А до точки В.

2-ой - ?

2. С помощью угла поворота радиуса-вектора г относительно его начального положения.

3-ий - ?

3. С помощью закона движения в координатной форме (зависимость координат частиц от времени).

8.

VI. Равномерное движение по окружности.
(величины, характеризующие РД по окружности).

Для количественного описания движения необходимо познакомиться с величинами, характеризующие РД по окружности.

 

Задание:

Каждый из вас получает табличку, ее необходимо заполнить, а в результате познакомиться с основными величинами, характеризующими РД по окружности.

На уроке вы заполняете столбцы: Обозначение, формулы и единицы измерения, дома запишите определения, которые при проверке выполнения задания вы зачитываете по учебнику.

Для выполнения откройте страницы учебника: 72-75

Заполнение таблицы №1 (Приложение)

 

9.

VII. Проверка задания.

Проверим, как вы справились с заданием и усвоили сегодняшней материал.

На доске вы видите такую же таблицу как у вас. Но в некоторых местах пропуск (наверное кто-то стер) наша задача восполнить пробелы!

К доске один человек, которому необходимо будет заполнить пропуски.
Желающие:

  1. без тетради;
  2. в помощь тетрадь;
  3. помощь класса;

Ученик дописывает недостающие записи.

При проверке обратить внимание на ац. Как зависит ац от скорости и от радиуса?

Проверяют, сравнивают, анализируют выполнение задания у себя по тетради.

 

VIII. Промежуточное повторение по основным вопросам урока.

Подведение итогов

Задание на дом