Задачи урока
Образовательные: познакомить учащихся с периодическим движением и его видами; закрепить сформированные умения в работе с заданиями, формата ЕГЭ; правильно и аккуратно пользоваться учебником.
Оборудование
Компьютер, презентация клипов по теме «Кинематика периодического движения. Равномерное движение по окружности»
Литература
В.А. Касьянов Физика 10 кл.: Тематическое и поурочное планирование - М.: Дрофа, 2003 В.А. Касьянов. Учебник по физике -10 класс - ООО «Дрофа» , 2003
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
---|---|---|
1. |
I. Самопроверка знаний. Сегодня у нас необычный урок. Презентация Перед вами таблица, состоящая из двух частей: в левой части написаны примеры различных видов механического движения, в правой названия видов механического движения. Ваша задача установить соответствие между видами мех. движения и примерами. На выполнение этого нового для вас, но простого задания - всего 2 минуты. |
|
2. |
II. Повторение. |
|
Что мы рассматриваем? |
- Различные виды механического движения. |
|
Для выполнения второго задания попрошу выйти к доске двух учащихся. Вам будут предложены вопросы, ваша задача на них ответить, помогая, и исправляя друг друга. Задание классу. Откройте учебник на стр. 79 раздел «Основные положения» найдите и проверьте правильность ответов. |
Два ученика выходят к доске. По очереди отвечают на вопросы. Класс слушает, исправляет и добавляет. |
|
1. Что такое механическое движение? | - Механическое движение - изменение пространственного положения тела относительно других тел с течением времени. | |
2. Какой раздел механики занимается изучение механического движения? | - Кинематика изучает механическое движение, не рассматривая причины, которыми это движение вызывается. (Где? Когда? Находилось тело) | |
3. Какие виды механического движения вы знаете? | - Равномерное прямолинейное движение – движение, при котором тело перемещается с постоянной по модулю и направлению скоростью: y = const. | |
4. Баллистическое движение. | - Равноускоренное прямолинейное движение – прямолинейное движение, при котором ускорение параллельно (сонаправлено) скорости и постоянно по модулю. | |
3. |
III. Введение в тему: Кинематика периодического движения |
|
Какой из этих видов движения мы с вами еще не изучали? |
- Движение по окружности. |
|
Правильно. |
|
|
Само название периодическоекакими словами вы бы заменили? Как будет происходить движение? |
- Периодически - повторять движение - циклически. |
|
Существуют ли в природе явления или примеры движения тел, которым присуща повторяемость? |
Примеры: повторяющиеся, циклические явления в окружающем нас мире: Смена времен года, смена дня и ночи, солнечные и лунные затмения, перемещение звезд и планет по звездному куполу, колебание маятников и пружин, сердцебиение. |
|
Итог: Мы часто в жизни встречаемся с такими примерами и сегодня на уроке мы познакомимся с их физическим объяснением. Откроем тетрадь и запишем тему урока. |
|
|
4 |
IV. Новый материал. Тема урока: |
Запись темы урока. |
Может кто-то сможет предложить формулировку определения периодического движения? |
(Возможные варианты предложений по формулировке ПД) |
|
Давайте сравним наши ответы с формулировкой в учебнике. Обратимся к учебнику на стр 72 параграф 18. Сравним наши ответы и формулировку по учебнику. Прочитаем формулировку ПД и запишем в тетрадь. Повторяющееся |
Учебник: параграф 18 стр. 72. Чтение формулировки. Запись в тетрадь: Периодическое движение - движение, повторяющееся через равные промежутки времени. |
|
Возвращаемся к примерам: Движение Земли вокруг Солнца, колебания маятника. . . - это примеры ПД. |
|
|
5 |
IV. Новый материал.Виды периодического движения Существуют два вида периодического движения:
|
Чтение учебника. Запись таблицы. |
Найдем по учебнику и прочитаем: |
Вращательное - движение в одном направлении по плоской ( или пространственной) замкнутой траектории. (Земля по орбите вокруг Солнца рис. 59) |
|
Какое к колебательному? |
Колебательное - движение вдоль одного и того же отрезка с изменением направления движения (колебание маятника рис. 60) |
|
Итог: |
|
|
6. |
V. Равномерное движение по окружности.(определение, траектория движения, модуль и вектор скорости). |
|
Запишем подзаголовок: Демонстрация (Понаблюдаем за движением) Если размерами тела, движущегося по |
Запись подзаголовка: Равномерное движение по окружности. Наблюдают за демонстрацией движения планет и сравнивают с вращательным движением мяча. - разница размеров тел по сравнению с радиусом. |
|
Рассмотрим равномерное движение материальной точки, движущейся по окружности радиусом r, имеющей скорость v. Начертим в тетради, а один человек на доске - |
Один учащийся у доски другие в тетради чертят окружность, показывают: центр окружности, радиус, формулу для расчета длины окружности, угол. |
|
При равномерном движении по окружности модуль скорости тела остается постоянным, а направление будет меняться. |
Запись определения движения МТ по окружности. Покажем в произвольных точках вектор скорости (по величине одинаковый, по направлению - разный). |
|
При этом обратим внимание. Что движение наз. Равномерным. Как вы думаете. Что это означает? |
|
|
7. |
VI. Равномерное движение по окружности. Кинематика ставит вопросы - Где? Когда? находилось тело в любой момент времени. |
|
Начальный момент времени частица находится в точке А, а ее движение происходит против часовой стрелки (рис. 61). Вопрос сложный. Пусть нам поможет ответить на него учебник. Способы определения положения частицы в произвольный момент времени |
Работа с учебником. Чтение на стр. 71 Способы определения положения частицы, знакомство с рис. 61-63. |
|
Рассмотрим три способа определения положения частицы, движущейся в пространстве по окружности в произвольный момент времени. Даю вам на это три минуты. |
Нахождение положения частицы в пространстве в произвольный момент времени I можно определит тремя способами: |
|
В чем заключается 1-ый способ? Какие математические и физические величины здесь используются? |
1. С помощью пути I, пройденного частицей от начальной точки А до точки В. |
|
2-ой - ? |
2. С помощью угла поворота радиуса-вектора г относительно его начального положения. |
|
3-ий - ? |
3. С помощью закона движения в координатной форме (зависимость координат частиц от времени). |
|
8. |
VI. Равномерное движение по окружности. Для количественного описания движения необходимо познакомиться с величинами, характеризующие РД по окружности. |
|
Задание: Каждый из вас получает табличку, ее необходимо заполнить, а в результате познакомиться с основными величинами, характеризующими РД по окружности. На уроке вы заполняете столбцы: Обозначение, формулы и единицы измерения, дома запишите определения, которые при проверке выполнения задания вы зачитываете по учебнику. Для выполнения откройте страницы учебника: 72-75 |
Заполнение таблицы №1 (Приложение)
|
|
9. |
VII. Проверка задания. Проверим, как вы справились с заданием и усвоили сегодняшней материал. На доске вы видите такую же таблицу как у вас. Но в некоторых местах пропуск (наверное кто-то стер) наша задача восполнить пробелы! |
|
К доске один человек, которому
необходимо будет заполнить пропуски.
|
Ученик дописывает недостающие записи. |
|
При проверке обратить внимание на ац. Как зависит ац от скорости и от радиуса? |
Проверяют, сравнивают, анализируют выполнение задания у себя по тетради. |
|
|
VIII. Промежуточное повторение по основным вопросам урока. Подведение итогов Задание на дом |
|