Тип урока: экспериментально-практическое занятие для учащихся пятых классов.
Цель урока: изучить особенности передачи устной информации.
Задачи урока:
- Выявить факторы, влияющие на успешность приема и передачи информации;
- Обнаружить наиболее типичные ошибки, возникающие при передаче устной информации.
Познавательные: изучение новых явлений, закономерностей.
Воспитательные: воспитание культуры общения, речи. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся, добросовестности, ответственности, уверенности, обученности.
Развивающие: развитие умений анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы, переносить знания в новую ситуацию.
Оборудование к уроку: карточка с текстом для запоминания "Вера Коркина", для экспертов - бланки с исходным текстом и таблицей наблюдения за ходом эксперимента (приложение 1), презентация к уроку.
План урока
Этап урока | Время, мин | Примечания | |
1 | Организационный момент | 3 мин | |
2 | Проведение эксперимента | 20 мин | |
3 | Анализ наблюдений | 12-14 мин | |
4 | Формулирование вывода | 5мин | |
5 | Завершение занятия | 3 мин |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1 | Организационный момент: Учитель приветствует учащихся, называет тему занятия, просит учащихся подготовить необходимые принадлежности. |
Учащиеся приветствуют психолога, садятся за парты, оставляют на парте дневник, ручку, бумагу для записи. |
2 | Мотивирование учащихся, объяснение сути эксперимента. Дается задание для группы экспертов. | Группа учащихся - экспертов заслушивает инструкцию и готовится анализировать происходящее. |
3 | Проведение эксперимента. Группа учащихся 5-6 человек выходит за дверь, затем первому участнику зачитывается текст в присутствии экспертов, который он должен пересказать следующему участнику эксперимента, который зайдет по приглашению ведущего в класс. Текст истории: 10 января 1996 года в детском саду № 15, который находится на перекрестке ул. Профессора Попова и Партизана Германа, произошло необычайное событие: из канализационной трубы в помещении старшей группы вылез крокодил. Ваня Петров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Иванов стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который пришел в это время за своей дочкой от 6-го брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 8-я жена оказалась без мужа, без прописки, а 7-я жена - без алиментов. На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай. |
Участники эксперимента пересказывают
по очереди текст друг другу. Эксперты анализируют изменения в передаче информации. Учащиеся, пересказавшие текст садятся в классе на свои места. |
4 | Анализ наблюдений. По окончании эксперимента ребятам снова зачитывается первоначальный текст. Проводится анализ эксперимента при помощи дискуссии. Типичные ошибки при передаче информации: Забылись: цифры, даты, названия улиц, имена и фамилии. Исказились подробности. Одни слова заменились другими. Внесена дополнительная информация, искажающая первоначальную. |
Ребята рассказывают об ошибках и изменении информации, которые они заметили. |
5 | Психолог обобщает полученную
информацию и приводит схему потери информации:
Смысл всегда богаче своей материализации в словах (мудрое изречение) |
Учащиеся слушают, задают вопросы, дополняют своими высказываниями. |
6 | Формулирование вывода по результату
эксперимента. Вывод: Большой объем насыщенной информации трудно запомнить. Чем длиннее путь, который проходит информации, тем больше её теряется и искажается. |
Учащиеся формулируют выводы и
определяют, как и где они могут использовать
полученную информацию. Например, внимательно записывать домашнее задание в дневник, уточнять непонятную информацию непосредственно у учителя, при запоминании обращать особое внимание на даты, имена, названия и т.д. |
7 | Завершение занятия. Психолог просит высказаться учащихся о занятии: было ли им интересно, что нового и необычного они сегодня узнали. |
Ученики обобщают то, что узнали нового и интересного. |
Список литературы.
- Монина Г.Б., Лютова -Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство "Речь", 2007.
- Парыгин Б.Д. Практикум по социально-психологическому тренингу".