Роль, сущность и система дидактической игры

Разделы: Работа с дошкольниками


Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества.
В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.
С. Т. Шацкий

Игра - это "дитя труда". Ребёнок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит её в игру.

Ребёнок сначала играет с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.

Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется. Играя, ребёнок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздаёт её в своих действиях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребёнка; дети получают возможность для развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

Игры в своём развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Так, в ролевой игре "Капитаны" дети, действуя в воображаемой ситуации, "ведут корабль" (поворачивают воображаемый руль то в одну, то в другую сторону, гудят, осуществляя одновременно роль парохода), а в дидактической игре они подражают умственной работе капитана - "ведут корабль по заданному курсу" на основе выполненных расчётов.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактические игры конструируются по- разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других - только отдельные элементы: действие или правило или то и другое.

Поэтому дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно ролевых играх дидактическая задача скрыта за сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре её замысел, правило, действие и включённая в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

Дидактическая игра необходима в воспитании детей дошкольного возраста. В ней удаётся сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому материалу, без которого эта игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес.

При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психических способностей детей, познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес и формировать умения и навыки к различным видам деятельности, помочь ребёнку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребёнка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам. В процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие ребёнка, так и модели изучаемого материала.

Психологи установили, что усвоение ребёнком знаний начинается с материального (или материализованного) действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или с их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие ребёнка с познаваемым материалом. Таким образом, осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора на действия с предметами или их моделями постепенно сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме).

Таким образом, материальная (или материализованная) форма действия является исходной, внешнеречевая предполагает рассуждения, умственная форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у детей уже сформированы представления или понятия. Эти три формы действия влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Необходимо, чтобы дети усвоили все формы действия. Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию и строиться в соответствии с закономерностями воспитания и обучения, сформулированного педагогами: "Чем больше и разностороннее обеспечиваемая педагогом интенсивность деятельности детей с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой".

Литература.

1. Жикалкина Т. К. Игровые и занимательные задания. Москва "Просвещение" 1989.

2. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях детей. Санкт-Петербург "Детство-пресс"2004.

3. Эльконин Д. Б. Психология игры. Москва "Педагогика" 1978.