Интегрированное занятие по экологии "В гости к цветам"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе;
  • развивать умения детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений;
  • закреплять и систематизировать знания детей о первых весенних цветах;
  • уточнить из каких частей состоит цветок;
  • какие факторы нужны для роста растений;
  • закрепить названия ядовитых цветов;
  • почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе;
  • закреплять счёт предметов в пределах 10;
  • воспитывать бережное отношение к растениям.

Материалы:

  • Лист ватмана с изображением железной дороги, вдоль которой расположены остановки (иллюстрации цветов): ландыш, мать-и-мачеха, незабудки, вороний глаз, надписи остановок (схемы) или поезд-игрушка и картинки с иллюстрациями цветов;
  • аудио запись П. И. Чайковского "Вальс цветов";
  • поезд из стульев (с номером на стуле);
  • дидактическая игра: "Как развивается растение";
  • цветная бумага для оригами;
  • половина листа ватмана (цветочная поляна) для наклеивания оригами;
  • надпись "Касса",
  • бумажные монеты: 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей - для покупки билетов;
  • билеты.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной).

Воспитатель: А кто хочет нам хочет рассказать стихотворение о весне?

Ребёнок читает стихотворение:

К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.

Воспитатель: Ребята, а какие изменения происходят весной в природе? Почему?

Воспитатель: Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы). Что нужно для роста растений?

Воспитатель: А давайте мы с вами отправимся в лес на поезде. Только сначала нам нужно купить билеты.

Сюжетно-ролевая игра: "Вокзал".

(Дети идут в кассу и покупают билеты, затем подходят к поезду и рассаживаются на места, согласно номеру на билете).

Дыхательная гимнастика:

Осторожно, двери закрываются: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш (дети на выдохе произносят и соединяют ладошки).

Поезд поехал: чух-чух-чух ... (дети топают ногами и работают руками: имитация движения поезда). На каждой остановке дети "закрывают" двери и "едут" на поезде.

Воспитатель: Остановка "Сказочная". Сейчас я вам расскажу сказку "Как появились цветы".

Однажды возвращался Иван - царевич домой, доехал до большой широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону - повисла над рекой широкая радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза платком в левую сторону, радуга стала узеньким-узеньким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном - царевичем вдогонку, поэтому узкому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Упала Баба Яга в воду, еле выплыла. А радуга рассыпалась по обе стороны реки на мелкие осколки. А осколки эти превратились в цветочки. Одни цветы были добрые - от следов Ивана-царевича, а другие ядовитые, там, где Баба-Яга ступала.

Воспитатель: Поехали дальше. Остановка "Первоцветная". Кто нам расскажет, что такое первоцветы? (Вместо детей может рассказывать воспитатель, а затем задавать вопросы по содержанию текста. Или дети дома, вместе с родителями, составляют рассказ о цветке и рассказывают).

Ребёнок: Первоцветы - это многолетние растения, которые по много лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются и растут.

Воспитатель: Ребята, а как же появляются растения? У меня есть картинки, давайте, разложим их по порядку.

Д/и: "Как развивается растение".

Семя - росток с корешками-стебель-стебель с листьями-бутон-цветок.

Воспитатель: Поехали дальше. Остановка : "Мать - и мачеха". Кто нам расскажет о "Мать-и-мачехе".

Ребёнок: Растёт мать-и-мачеха на открытых местах. Мать-и-мачеха - первое растение, которое накормит своим нектаром пчёл и шмелей. У этого растения сначала появляются цветы. А когда цветы отцветут - появляются листья. Одна сторона листа - мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, а другая - гладкая, холодная, как мачеха. Отсюда и произошло название цветка.

Воспитатель: Поехали дальше. Остановка : "Ландышевая" (с красным кружком.). Кто нам расскажет о ландыше?

Ребёнок: У ландыша маленькие белые цветы похожи на колокольчики. Два крупных листа обхватывают стебель. Когда ландыш отцветает, то появляются оранжево-красные ягоды. Они ядовиты. Ландыш - ядовитое растение.

Белые горошки
На зелёной ножке.
Что это?

Воспитатель: Поехали дальше. Остановка : "Музыкальная". Дети выходят из поезда. Слушают музыку "Вальс цветов", танцуют под музыку.

Воспитатель: Поехали дальше. Остановка : "Незабудка". Кто нам расскажет о незабудке.

Ребёнок: Растёт незабудка на лесных лугах, у лесных болот. Очень красиво цветёт маленькими голубыми цветками. Листья и стебель у незабудки шершавые. Это сохраняет растение от весенних заморозков. Весь луг кажется голубым, когда цветёт незабудка.

Воспитатель: Поехали дальше. Остановка : "Вороний глаз" (с красным кружком.). Кто нам расскажет об этом цветке?

Ребёнок: Вороний глаз растёт в лесах. На стебле всего один цветок. После его отцветания образуется чёрная ягода-плод, напоминающая вороний глаз. За сходство с ним растение и получило своё название. Всё растение и плод - ядовиты.

Очень зло глядит на нас
Из травы "вороний глаз".
Посмотрите, даже вид
Этих ягод ядовит.

Воспитатель: Поехали дальше. Остановка : "Бабочки". Давайте выйдем из поезда и поиграем.

Подвижная игра "Бабочки" (координация речи с движением).

Спал цветок.
И вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх
И улетел.
Солнышко едва проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.

Воспитатель: Поехали дальше. Остановка : "Береги цветы" (изображение букета цветов, перечёркнутое красной линией).

Если ты сорвёшь цветок.
Если все: и я, и вы,
Если мы сорвём цветы,
И не будет красоты.

Ребята, почему нельзя рвать цветы? (Ответы детей).

Воспитатель: Поехали дальше. Остановка : "Цветочная поляна". Ребята, посмотрите полянка, а на ней нет ни одного цветочка. Давайте из бумаги сделаем цветы и бабочек. Коллективное оригами. (Складывание из бумаги цветов и бабочек и наклеивание их на заранее подготовленный фон).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какая красивая цветочная поляна у нас получилась. А теперь нам пора возвращаться домой. Проходите в вагон, занимайте свои места. Поехали.

Итог занятия.

Воспитатель: Вот мы и приехали. Давайте выйдем из вагона и пойдём в детский сад.