Цели урока:
- Отрабатывать письменный прием деления на однозначное число.
- Формировать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, умение решать задачи.
Оборудование:
- компьютерная презентация,
- наглядный материал - лексическое значение слов (бухта, порт, пристань), алгоритм - письменного деления,
- раздаточный материал - карточки с дифференцированными заданиями,
- энциклопедии о морских обитателях.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП Слайд 1, 2
Итак, друзья, внимание -
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Сейчас начнем урок.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы с вами совершим путешествие на остров Сокровищ по морю математических знаний и попытаемся разыскать клад. В ходе нашего путешествия будем отрабатывать умение делить многозначные числа на однозначные письменным способом.
- Как называют такой способ? (Деление "уголком" или "столбиком").
- Сформулируйте тему урока (Деление многозначных чисел на однозначные).
- Ну, раз мы с вами на корабле, то наши тетради это - бортовые журналы. Откройте их и запишите число
- Чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать правила: быть внимательными, активными, правильно выполнять задания, не допускать ошибок, иначе можем потерпеть кораблекрушение.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Но прежде, чем отправимся в путь, нужно поднять якорь, проверим домашнее задание. Ну что ж удачи нам. Слайд 4,5,6
Плыви, плыви кораблик
На запад, на восток.
Веди, веди нас к знаниям
Наш сказочный урок.
IV. УСТНЫЙ СЧЕТ Слайд 7, 8
- Итак, отправляемся. И первая остановка в бухте Копилка Знаний.
- Как понимаете значение слова бухта?
- БУХТА - небольшой глубокий морской залив, заводь.
1. Чтение многозначных чисел: Слайд 9, 10
- Среднее расстояние от Солнца до Земли 149 503 000 км
- Какая цифра стоит в разряде единиц тысяч?
- Сколько в числе единиц тысяч?
- Какая цифра стоит в разряде сотен тысяч?
- Сколько сотен тысяч?
- Длина окружности Земли по экватору 38 022 км
- Какая цифра стоит в разряде десятков?
- Сколько в числе десятков?
2. Запись многозначных чисел: Слайд 10
- Самый крупный остров Гренландия. Его площадь 2 175 600 кв.км.
- Назовите предыдущее и последующее число.
- Назовите отсутствующие разряды.
- Территорию России занимает 17 075 400 кв.км.
- Увеличьте число на 600.
- Уменьшите число на 400.
- Молодцы.
- Плывем дальше. Наш указатель показывает на порт "Вопрос - ответ".
Сделаем остановку там. Слайд 12
- Как вы понимаете значение слова порт? Слайд 13
- ПОРТ - место с защищённым водным пространством, специально оборудованное для стоянки, погрузки, разгрузки и ремонта судов.
3. Игра "Вопрос - ответ"
- Какие из чисел 0, 5, 7, 9, 14, 19, 21, 33, 42, 49,54, 57, 63 Слайд 14
- делятся на 7 без остатка
- остальные числа можно разделить на 7. Разделите на 7 число 19, 57, 33
- Какие два числа дают значение произведения 36, 35, 40, 81,72, 45,14, 24, 16,30
Слайд 15
- Задание выполнено, и мы можем смело отправляться дальше по маршруту.
- Бросим якорь в море, отдохнем и понаблюдаем за морскими обитателями Слайд 16
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ Слайд 17
- Каких морских обитателей встретили?
Осьминог - типичный обитатель теплых морей. Он относится к головоногим моллюскам. Его длина от 3 до 14 метров.
Это животное - хищник.
Морские звёзды - это малоподвижные морские животные, имеющие от 5 до 50 лучей. Обитают они в морях и океанах, как на больших, так и на мелких глубинах. Окраска этих животных очень разнообразна. Рот находится на нижней стороне тела. Питаются морские звёзды обычно другими морскими животными, в основном моллюсками. Также поедают ил и мёртвых животных.
Крабы - членистоногие животные, десятиногие ракообразные. Обитают в морях, пресных водоемах и на суше. Иногда достигают огромных размеров. У гигантского краба, пойманного у берегов Японии, расстояние между концами клешней было 3 м 69 см.
V. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
Повторение алгоритма деления на однозначное число.
- До острова Сокровищ еще далеко, наверняка там нас ждут сложные задания. Слайд 18
- Предлагаю подготовиться в пути и повторить алгоритм деления на однозначное число.
- А что такое алгоритм?
- Верно, составлен алгоритм деления?
- Видно, ветер решил проверить наши знания. Восстановим порядок наших действий.
Алгоритм письменного деления Слайд 19
Находим первое неполное делимое.
Определяем количество цифр в значении частного.
Найдем цифры в каждом разряде.
- Для чего нужно знать алгоритм деления?
Коллективная работа. Выполнение задания №1 (верхняя строка)
(решение примеров на доске с комментированием и в тетради)
- Мы уже у цели, остров Сокровищ совсем близок. Слайд 21,22,23
- Не хотят нас пускать к острову сокровищ. Нужно выполнить задания стражников острова верно.
Самостоятельное решение примеров.
- Дорога к сокровищу всегда трудна. Теперь пираты дают нам свое задание трудное препятствие и нужно каждому приложить усилие, чтобы справиться с ним. Смотрите они предлагают нам два примера. Давайте разделимся и первый пример решат дети первого варианта, а второй - дети второго варианта.
Проверка.
VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд 20
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть
Работа над задачей Слайд 24
- Клад от нас недалеко. Но пираты, уходя с острова, уничтожили карту . Чтобы найти клад, нужно решить задачу и собрать карту по кусочкам. Прочитайте задачу, которая записана на кусочке карты, лежащем на вашем столе.
В сундуке пиратов лежит 1560 монет. Из них 240 медные, серебряных в 3 раза больше, остальные - золотые монеты. Сколько золотых монет в сундуке пиратов?
- Что дано?
- Каков вопрос задачи?
- Посмотрите на схемы.
- Кто считает, что к задаче подходит первая схема?
- Вторая? Докажите.
- Почему не подойдет первая схема?
- Почему не подойдет третья схема?
Слайд 24
- Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, нужно узнать, сколько серебряных монет)
- Каким действием узнаем? (умножением) Почему?
- Узнаем, сколько серебряных монет, сможем узнать, сколько золотых монет?
- Самостоятельно запишите решение задачи по действиям.
Слабые - получают индивидуальные карточки с вопросами к задаче. Сильные, которые быстро справятся с задачей, -получают индивидуальные карточки с дополнительным заданием: Какой еще вопрос можно поставить к данному условию задачи? Поставьте этот вопрос и ответьте на него)
Проверка. Кто нашел другой способ решения задачи? Ну, а теперь соберем карту и узнаем, где зарыт клад. (Ученики выходят к доске и по принципу пазлов собирают карту, на которой стрелками указан путь к кладу. Такая же карта - на слайде)
- Наше путешествие на остров Сокровищ было нелегким, но мы все-таки добрались до клада. Слайд 25
VII. ИТОГ УРОКА
- Что же в сундуке?
- Какое мудрое изречение мы нашли? Прочитайте. Слайд 26
- Это слова Михаила Васильевича Ломоносова - русского ученого-энциклопедиста.
- Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, "приводит ум в порядок".)
- Привели в "порядок" свои знания?
- Какой была тема урока? (и умение делить многозначные числа на однозначные)
- Кто легко справлялся со всеми заданиям? У кого еще есть трудности? Я уверена, что много вопросов к следующему уроку исчезнут.
- Что было на уроке самым интересным? Самым трудным?
- Вы поняли, что надо тренировать дома?
- А теперь нам пора возвращаться домой.
Слайд 27,28
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Слайд 29