Цели задачи.
- Формирование навыков по определению времени по часам, развитие кругозора.
- Развитие внимания, мышления, памяти.
- Воспитывать умение правильно проводить своё свободное время.
Метод проведения: классный час с применением художественного слова, театрализации.
Форма деятельности: путешествие по времени в игровой форме.
Участники: школьники младшего звена.
Материал к занятию: часы (будильник), иллюстрации о времени, рисунок почтальона Печкина, письмо, план-маршрут путешествия, рюкзак с кармашками, карточки со словами: Продукты. Аптечка. Спички. Песня. Человеческие качества: дружба, взаимопомощь, участие и т.д., вопросы к задачам о времени, театрализованные костюмы для Петуха, Темнилище, Апреля, голубь из плотной бумаги и облако.
Ход занятия
Приветствие детей, гостей.
Задается детям вопрос о том, может ли человек жить без цели?
“Цели, задачи у нас не простые. Многое нужно нам повторить,
Вспомнить, что ранее мы изучили и должны были уже уяснить.
Тема такая, что в жизни встречаться будем мы с нею всегда.
Будут секунды с минутами мчаться, сутки, недели года.
Все закрепим мы: и утро и полдень, вечер, обед и, конечно же, ночь.
А так же мы вспомним, и это запомним, как другу в несчастьи помочь.
Словарный запас для себя приумножим. Запомним, как стрелки часов повернуть,
Развернуть кругозор этой темой мы сможем. Со временем, дети, отправимся в путь.
Вопросы детям:
О чем речь? В чем измеряется время? (На доске все иллюстрации о времени).
В: Ребята, сегодня нам почтальон Печкин принес письмо. (Иллюстрация на доске).
- Странное письмо. От кого же оно? От месяца Апреля.
- Кто такой - Апрель? Правильно, это второй месяц весны - Батюшка Апрель.
Выходит ученик (Апрель): “Добрый день, честной народ. Вам поклон Апрель ваш шлет.
Стар я стал, совсем седой, но душой я молодой.
С вами встретиться желаю.
Вас я в гости приглашаю.
Далеко от вас живу я у леса на краю.
По пути, прошу, ребята,
Вас зайти к меньшому брату.
Сутки все его зовут…
Вам прислал я план-маршрут.
И племянницу неделю попрошу вас попроведать.
Передайте мой поклон - дескать стар и болен он,
Но сумейте все найти, что пригодится вам в пути.
- А теперь все закройте глаза и мысленно проделайте этот путь.
(В это время в-ль открывает доску, где во всю величину с аппликациями, стрелками обозначен весь план-маршрут).
В: Открыли глаза. Смотрим на доску. Таким вы его представляли?
А что же нам нужно найти, что пригодится нам в пути?
Что берут в поход? (Вывешивается рюкзак с карманами, в которые кладется необходимое)
- Продукты. Аптечка. Спички. Песня.
- Человеческие качества: дружба, взаимопомощь, участие и т.д.
Ребенок: Время забыли.
Восп-ль: Какое оно?
Ребенок: Часы.
Восп-ль: Но, у нас нет часов. Что делать? А давайте, ребята, возьмем с собой петуха.
Он нас вовремя будет будить. Древние люди совсем часов не знали. В походах их сопровождала птица- петух. Позовем Петуха хором:
- Петя. Петя, Петушок, загляни к нам на часок.
Мы тебя с собой возьмем и к Апрелю приведем.
(Входит Петух)
Петух:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, рад пойти я далеко.
Вот спасибо, что позвали, честь такую оказали.
В путь мы с песнею пойдем? Тогда дружно запоем.
(“Если с другом вышел в путь” - 1-й куплет)
Молодцы, ребята. Вижу, что народ вы дружный. Отправляемся в путь… Ку-ка-ре-ку…
Первая остановка - сутки.
(Из под стола появляется герой - Темнилище)
Темнилище:
Вы зачем сюда идете. И чего с собой несете?
Солнце очень не люблю, темноту боготворю.
А быть может вы задачи все решите на удачу?
К суткам вас я пропущу и само там погощу… (Достает задачи из конверта)
1) Из чего состоят сутки?
2) В какое время суток солнце обогревает и освещает Землю?
Сутки - это очень много, разобраться кто поможет?
Их названий только пять, нужно правильно вписать.
(На столе карточки: утро, обед, полдень, вечер, ночь. Дети подходят, берут карточки и прикрепляют на магнитики в таблицу по очередности)
Какие молодцы, справились с таким трудным заданием. Надо вас пропустить.
Петух (просительно): Возьмем?
Дети (хором): Возьмем!
Петух: Ку-ка-ре-ку! В путь! Ну вот мы и у первой цели!
(Снимает записку, читает)
“Рады очень, что пришли и поклон мне принесли…
Мне же время засыпать, но хочу в подарок дать
Вам я каждому часы, чтобы время знать могли.
(Детям раздаются часы)
Нужно время показать, когда нужно нам вставать.
(Дети показывают на часах время подъема, время отбоя…)
Молодцы, ребята! Как приятно общаться с грамотным народом!
Но нам пора в путь! Пусть Сутки отдыхают. Темнилище, ты с нами?
Темнилище: С вами! С вами! Но я есть хочу. Обед-то скоро?
Петух: Покажите, ребята, пожалуйста, Темнилищу время обеда на часах.
(Дети показывают 2 часа дня)
Петух: Как видишь, дружок, до обеда еще далековато. Отправляемся в путь!
(Пробует кукарекать - пропал голос, а без этого нельзя трогаться. Дети встают, помогают Петуху, хлопают руками по бокам, кукарекают…)
Воспитатель: Как же, ребята, горлышко вылечить Петушку?
(Дети обматывают шарфом)
Воспитатель: Путешествие наше продолжается и мы у второй цели. Но где же эта цель? Все в облаках…
(Трогает облако, сыплются капли с вопросами, дети поднимают, отвечают на вопросы)
Какой день? (Сегодня, вчера, завтра, послезавтра, позавчера).
(Облако убирается, за ним птица, перья осыпаются - их 14, по 2 дня недели. Слетает голубь с запиской)
Голубь: “Ой, что происходит, не стало крыла. Куда подевалась моя детвора?
Ах, кто мне поможет детей всех собрать? И кто же мне сможет их всех всех назвать?
(Дети собирают перья, прикрепляют каждое на свое место - в порядке очередности, у петуха появился голос, он помогает детям, подбадривает их).
Воспитатель:
Подожди-ка, Петушок, тут еще что-то голубь пишет:
А теперь на пальцах шутку покажите физминутку…
(Перед детьми пуговицы с днями недели, собрать неделю; восп-ль читает)
“Понедельник - день тяжелый, так как после выходного.
Четверг, вторник и среда полны тяжкого труда.
Да и пятница с субботой так же заняты работой.
Воскресенье - это да! Ни работы, ни труда!
(Петух проверяет правильность выполнения)
Петух:
Ну что ж наигрались, отдохнули, на часы свои взглянули.
Ку-ка-ре-ку, нам пора… Вы согласны, детвора?!
На внимание, на отгадку расскажу в пути вам сказку.
“Жил старик-Годовик. Очень старый он был
И, как все старики, почудачить любил:
Он махал рукавом, птиц своих выпускал.
Каждой птице своей старик имя давал.
Вот взмахнул рукавом - птицы три полетели,
А у них под крылом мороз, холод, метели.
Белоснежным ковром все покрыты поля.
Это значит, друзья, наступила… (Ззима)
Второй раз Годовик помахал рукавом -
Полетели три птицы, снег растаял кругом.
Показались цветы на опушке лесной.
Знаем мы хорошо так бывает… (Весной)
И вот снова взмахнул Годовик рукавом -
Три яркие птицы нам машут крылом.
Ух, жарко, ух, знойно. Кругом красота.
Кто, дети, мне скажет- какая пора?.. (Лето)
Четвертый разок дед взмахнул рукавом -
Последних три птицы покинули дом.
Дожди зачастили, подули ветра,
Седые туманы покрыли луга.
И листья опавшие ветер разносит.
Настала, ребята, холодная … (Осень).
(Угадавшим призы: снежинки, цветы, грибы, подснежники).
Восл-ль: Подошли к лесу. Где же Апрель?
Петух: Неужели заблудились?!Никто нас не встречает. Ку-ка-ре-ку…
(Выходит Апрель )
Апрель:
Прошу простить меня, друзья, что встретить опоздал.
Зима прислала мне снега, а я таять их устал.
Прошли вы долгий, долгий путь и я вас очень ждал.
Как День с Неделею живут? Какой же день настал?
На много, много “Почему” ответ от вас я получу:
Зачем часы? Ответ я жду
А в сутках сколь(ко) часов живут?
Когда на небушке луна?
А заалела уж заря?
Моих всех братьев назови.
В какой же сказке подскажи
Мы собрались все у костра. (Дети отвечают)
Браво, браво, детвора!
Не зря к себе вас в гости ждал.
Я вас с сюрпризом поджидал.
Вот сам испек я каравай.
Кушай каждый, не зевай…
Ну а мне, друзья, пора.
Ждут меня мои дела…
Подведение итогов.