Класс: 3
Программа: "Учусь учиться"
Учебник: Л.Г.Петерсон "Математика"
Методические пособия: Методические рекомендации к учебнику "Математика" 3 класс Л.Г.Петерсон
Тип урока: открытие нового знания.
Цели и задачи урока:
Обучающая:
- Сформировать представление о новой величине "скорость" и единицах ее измерения;
- На основе исследования графических моделей движения на числовом луче выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел - скоростью, временем, расстоянием;
- Отрабатывать вычислительные навыки.
Развивающая:
- Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
- Развивать основные мыслительные операции: восприятие, понимание, сравнение, исследование, доказательство, анализ, синтез.
Воспитывающая:
- Воспитывать мыслящую личность.
Ход урока
Учитель
I. Самоопределение к деятельности.
- На предыдущих уроках мы работали над темой "Формулы".Что такое формула? Для чего нам нужно знать формулы?
Ученики
- Формула - это верное равенство, устанавливающее взаимосвязь между величинами.
- Для решения задач.
II. Актуализация знаний.
- Реши задачу, выбрав нужную формулу:
* Длина баскетбольной площадки 50 м, а ширина 15 м. Найди площадь площадки. Чему равен периметр?
Ученики
S=a x b
50 x 15=750(м2)
P=(a+b) x 2
(50+15) x 2=130(м)
Слайд 2
* Длина коробки 6 дм, ширина 3 дм, высота 4 дм. Найди объём коробки.
Ученики
V=a х b х c
6 х 3 х 4=72(дм3)
Слайд 3
- Какие формулы вы вспомнили?
- Все эти формулы устанавливают зависимость между величинами. А что мы называем величиной?
- Какое свойство объектов характеризует длина?
- Площадь?
- Объём?
- Время?
Ученики
- Формулы площади, периметра прямоугольника, объёма прямоугольного параллелепипеда.
- Величиной мы называем то, что можно измерить и сравнить.
Длина характеризует протяженность предмета.
Больше или меньше места фигура занимает на плоскости.
Место в пространстве.
Продолжительность событий.
III. Постановка проблемы.
- А как говорят, когда человек бежит быстрее или медленнее?
Видеоролик.
- Когда говорят быстрее или медленнее движется объект, разве сравнивают время или расстояние?
- Вспомните, что сравнивали мальчики, когда выясняли, кто быстрее?
Ученики
- Cкорость.
Слайд 6
- Ни время, ни расстояние сами по себе не характеризуют скорость, хотя скорость и зависит от них.
- Какова же цель нашего урока?
Ученики
- Установить величину, которая определяет быстрее или медленнее движется объект;
- Как эта величина связана со временем и расстоянием.
Слайд 7
- Тема урока.
Слайд 8
IV. Открытие детьми нового знания.
- В математике принято обозначать расстояние (путь) буквой - S, время - t, а скорость - v.
Слайд 9
- А измерить скорость можно?
Ученики
- На автомобилях устанавливают спидометры.
Слайд 10
- Значит скорость - величина?
Ученики
- Да, ее можно измерить и сравнить.
Версии детей.
Слайд 11
- А как быть с нашими лыжниками?
Слайд 12
- Зная, какое расстояние пробегает лыжник и время, которое он потратил, можно узнать, какое расстояние он пробежит за 1 с. Как?
Ученики
100:25 =4 (м/с) -за 1 с пробегает Женя.
80:20=4(м/с) - за 1 с пробегает Витя.
- Какой вывод теперь можно сделать?
Вывод: Ребята ехали с одинаковой скоростью.
- Скорость характеризуется не временем и не расстоянием отдельно, а расстоянием, пройденным в единицу времени.
Слайд 14
V. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи.
Решение задачи от Ивана Васильевича
Слайд 15
Чтение. Разбор. Анализ.
Запись на доске.
- Как вы понимаете: скорость 40 км/ч?
Ученики
- За 1 час проехал 40 км.
Формула скорости.
Слайд 16
VI. Работа с включением новых знаний.
а)
Слайд 17
- У кого какая скорость? Объясни её смысл.
Ученики
Автомобиль едет со скоростью 90 км/ч. Это значит за 1 час он проезжает 90 км.
- Человек идёт со скоростью 4 км/ч. Это значит за 1 час он проходит 4 км.
- Ракета летит со скоростью 5 км/с. За секунду пролетает 5 км.
И т.д.
б) Работа в парах.
- Вспомним правила работы в парах.
Слайд 18
Учебник с.2 №2
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задача №5 - по вариантам.
Слайд 19
VIII. Рефлексия.
- С какой новой величиной познакомились?
- Как найти скорость?
- Определи качество своей работы.
(Снежинки).
Слайд 21