Программное содержание:
Закреплять знание детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели, о составе числа. Упражнять в определении времени по частям, в счете до20- ти.
Развивать логическое мышление. Тренировать в умении видеть различные геометрические фигуры в изображении предметов, составлять задачи по схеме, определять пространственное расположение предметов, продолжать работу со счетными палочками, состав.
Оборудование: наборное полотно, доска, столы.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
мяч для игры « Считай дальше », картинки с изображением мультипликационных героев, домик для состава числа 10, картинки с геометрическими фигурами, схемы задач, картинка для определения пространственного расположения.
Раздаточный: тетради, цифры, счетные палочки, ручки.
Предварительная работа с детьми: заучивание физкультминуток, планомерное проведение занятий, повторение состава числа 10.
Предварительная работа воспитателя:разработка материала по методическим рекомендациям, изготовление демонстрационных и раздаточных пособий для занятия.
Индивидуальная работа с детьми на занятии: Эрику и Саше помочь при работе со счетными палочками.
Структура занятия:
1. Организационный момент П.Г«С добрым утром»- 30 сек.
2. Беседа- 2 мин.
3. Составление задач по схеме- 3 мин.
4. Состав числа 10- 5мин.
5. Работа с цифрами – 3 мин.
6. П.Г «Дом на горе»- 2 мин.
7. Игра « Найди и покажи » - 3 мин
8. Физкультминутка – 40 сек.
9. Описание расположение предметов – 2 мин.
10. Работа со счетными материалами – 4 мин.
11. Графический диктант – 5 мин.
12. Итог занятия – 30 сек.
Организация детей:
1. Стоя у столов.
2. За столами.
3. За столами.
4. У доски.
5. За столами.
6. За столами.
7. у доски.
8. Стоя у столов.
9. Стоя у столов.
10. За столами.
11. За столами.
12. За столами.
Ход занятия.
- Ребята, начинаем наше занятие.
П. Г «С добрым утром»
- С добрым утром глазки? (поглаживаем веки)
- Вы проснулись? (смотрим в бинокль)
- С добрым утром ушки? (поглаживаем ушки)
- Вы проснулись? (прикладываем ладони к ушкам)
- С добрым утром ручки? (поглаживаем кисти рук)
- Вы проснулись? (хлопки)
- С добрым утром ножки? (поглаживаем ноги)
- Вы проснулись? (притопываем)
- С добрым утром солнце! (показываем)
- Я проснулась (голову слегка запрокинуть, широко улыбнуться)
- Ребята, какие части суток вы знаете? А сейчас?
- Утро.
- Следом за утром приходит?
- День.
- Часто из гостей возвращаются домой, когда уже наступает?
-Вечер.
-Делаем зарядку утром, а спим? (ночью)
- Послушайте историю про Вини Пуха и его друзей. Однажды Вини Пух пригласил в гости своих друзей Пятачка, Ослика, Кролика и Тигра. Сколько друзей он пригласил в гости?
- Он пригласил четверых друзей.
- Пригласил он друзей в субботу и просил их прийти в гости на следующий день. В какой день недели пришли гости к Вини Пуху7
- Гости пришли к Вини Пуху в воскресенье.
- Вини Пух назначил гостям время. Посмотрите на часы. Когда должны были прийти гости?
- Гости должны прийти в 9 часов.
- Гости были у Винни Пуха в воскресенье, а в следующие три дня друзья договорились ходить в лес кататься на лыжах. В какие дни недели друзья будут кататься на лыжах?
- Они будут кататься на лыжах в понедельник, вторник, среда.
- Они договорились встретиться на опушке леса, когда на часах будет? (показываю часы)
-Девять часов тридцать минут. Половина десятого.
- У Кролика день рождение в пятницу, но готовился он к празднику за два дня до этого дня. Какие это дни?
- Кролик готовился ко дню рождения в среду и четверг.
- А у Ослика день рождения в первый день месяца, который наступит после апреля. Когда у Ослика день рождения?
- У Ослика день рождения 1 мая.
- Вини Пух, и его друзья любят считать звезды. Вы тоже умеете считать?
-Давайте поиграем в игру «Считай дальше ».(Приложение №1)
- Молодцы ребята.
- Ребята хотите побывать в гостях героях этой сказки?
- Да.
- Нам предстоит не простой путь (показываю карту Приложение №2),
мы пойдем по этой дороге. Эта дорога не простая, а сказочная. На ней
встречаются круги со знаком вопроса. Это значит, что вы должны
будете отвечать или выполнять задания.
1 задание
Посмотрите на эту схему и составьте задачу (дети придумывают задачи)
(Вариант №1. Мама купила 10 апельсинов, 4 из них съели. Это условие задачи. Вопрос: сколько апельсинов осталось?)
- Что мы ищем?
- Мы ищем часть.
- Как мы ищем часть?
- Чтобы найти часть от целого надо вычесть другую часть.
- Молодцы.
- Вот посмотрите на эту схему и придумайте еще задачу.
(Вариант №2. На улице играли 7 девочек, к ним подошли еще 2. Это условие задачи. Вопрос: Сколько девочек стало?)
- Что мы ищем?
- Мы ищем целое.
- Как мы ищем целое?
- Чтобы найти целое надо части сложить.
- Молодцы ребята придумали красивые задачи. Идем дальше. Вот еще один знак вопроса. Послушайте задание (показываю домик с составом числа 10)
2 задание
В этом доме на каждом этаже должно быть по 10 человек. Как мы их
разместим? (пример: 4, 6; 5,5; 3,7)
-Молодцы. Вот мы пришли в гости Кролику. Идем дальше.
2 задание
Выложите цифры от 1-го до 10-ти.
а) уберите число 6.
б) уберите последующее числа 9.
в) уберите предыдущее числа 2.
г) сколько раз я ударю в барабан, такое число уберите.
д) уберите соседей числа 8.
е) уберите соседей числа 3.
ж) уберите число, которое больше что осталось.
- Какое число осталось?
- Осталось число три.
- Вот выполнили задание и оказались в гостях у Вини Пуха. Поиграем в П.И «Дом на горе».
На горе мы видим дом. Много зелени кругом. Вот- деревья, вот- кусты. Вот- душистые цветы. Окружает все забор. За забором чистый двор. Мы ворота открываем. К дому быстро подбегаем. В дверь стучимся: «Тук- тук- тук!» Кто- то к нам идет на стук… В гости к другу мы пришли. И гостинцы принесли. |
Кисти рук сложить «домик». Волнообразные движения кистями рук. Руками сделать «деревья», «кусты». Пальцами показать «бутон». Пальцами показать «забор». Погладить ладонями стол. Кистями рук показать «ворота». Пальцами «пробежаться» по столу. Постучать кулаками по столу. Ладонь приставить к правому уху, «прислушиваться» Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то |
- Пошли дальше. Идем, идем и пришли в гости к Тигру.
4 задание
- Ребята что это? (Приложение№5)
- Это башня.
- Башня состоит из геометрических фигур. Вот здесь на картинке есть
геометрические фигуры. Найдите те фигуры, которые вы видите на башне и под каким номером эти фигуры?
- Молодцы ребята с этим заданием тоже справились. Идем дальше. Давайте ребята отдохнем.
Физкульминутка
Утром гномы в лес пошли «шагают».
По дороге гриб нашли «наклоняются».
А за ним-то 1-2-3 «наклоны в стороны».
Показались еще три (показывают).
И пока грибы срывали, гномы в школу опоздали (руки на щеках).
Заспешили, побежали и грибы все уронили (садятся).
- Вот следующее задание.
5 задание
Посмотрите на картинку и опишите расположение предметов. (Приложение №6)
- Где находится слива?
- Слива находится в правом верхнем углу.
- Где находится лимон?
- Лимон находится в середине.
- Где находится банан?
- Банан находится в левом нижнем углу.
- Где находится яблоко?
- Яблоко находится в правом нижнем углу.
- Где находится апельсин?
- Апельсин находится в левом верхнем углу.
- молодцы ребята с этим заданием тоже справились. Идем. Идем и пришли в гости Пятачку. Следующее задание.
6 задание.
- Возьмите счетные палочки. Отсчитайте 11 палочек и составьте домик. А теперь переложите одну палочку, чтобы домик был перевернут в другую
сторону.
- Молодцы. Уберите одну палочку. Сколько у вас осталось?
- Осталось десять палочек.
- Составьте из 10- ти палочек два квадрата маленький и большой.
- Одну палочку уберите. Сколько палочек осталось?
- Осталось девят палочек.
- Составьте из 9- ти палочек четыре треугольника.
- Молодцы, уберите палочки. Вот пришли в гости к Ослику. А сейчас графический диктант. Нашли красную точку три клетки вверх, одну клетку влево, одну клетку вверх, одну клетку вправо, десять клеток вверх, одну клетку вправо, три клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вниз, одну клетку влево, две клетки вниз, три клетки вправо, три клетки вниз, одну клетку влево, одну клетку вверх, одну клетку влево, четыре клетки вниз, две клетки вправо, одну клетку вниз, пять клеток влево.
- Молодцы ребята. Вот мы пришли в гости к Пятачку.
- Кто получился?
-Зайчик.(Приложение №7)
- Мы с вами побывали в гостях у героев сказки. Вам понравилось? Что больше всего понравилось? Что было трудно?
- Молодцы, ребята, все старались.
Литература.
1. “Школа 2100”, методические рекомендации по курсу математики для дошкольников. Л.Н. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. ”Игралочка”
2. Дошкольное воспитание – 1999 год №1.
3. Тетрадь с заданиями для развития детей.”Рисуем по клеточкам”
4. “Математика и логика в дошкольных учреждениях” Л.Н.Касымова,
Н.С. Каргина, Гуренкова. Ульяновск. 2003 г.