Цели урока:
- закрепление определения арифметического квадратного корня, свойств корня;
- формирование навыков применения свойств арифметического квадратного корня при решении задач;
- развитие у учащихся навыков самоконтроля, формирование грамотной математической речи.
Оборудование к уроку:
Раздаточный материал на столах у учащихся:
- карточки для решения примеров на уроке;
- карточки – шаблоны для самостоятельного решения примеров;
- таблица квадратов натуральных чисел от 0 до 99.
Ход урока
На доске заранее приготовлены плакаты:
На столе лежат предметы - морковь, свекла, любое растение с корнями.
Учитель: Назовите слово, объединяющее все эти предметы и понятия. (Желательно, чтобы учащиеся сами догадались, что это слово - «корень»). В курсе алгебры 8 класса мы изучили арифметический квадратный корень и его свойства. Сегодняшний урок мы посвятим обобщению изученного на предыдущих уроках.
1 этап урока
Проводится в виде игры « Я и класс». На доске заранее записаны примеры, их довольно много. Учитель спрашивает учеников с места, любого по своему усмотрению. Тот ученик, на которого указал учитель, называет ответ. При этом если назван верный ответ, то класс получает 1 балл, если дан неверный ответ, то 1 балл получает учитель. Затем баллы суммируются и по их количеству определяется победитель - или учитель, или класс.
2 этап урока
Учащиеся решают примеры на заранее заготовленных листках:
При этом на доске прикреплены с помощью магнитов или на скотч таблички с различными числами и буквами, их где-то 15 штук:
По одному ученики выходят к доске и те же примеры решают на доске, подробно объясняя, на какую теорему необходимо опираться при решении примера. Получив ответ, ученик находит его на табличке и приклеивает эту табличку в заранее приготовленное место. В ходе выполнения этой работы класс повторяет свойства корня и их применение при решении элементарных заданий. Из табличек с правильными ответами получается имя и фамилия:
Учитель: Рене Декарт - французский философ и мыслитель, интересовавшийся математикой. Он ввел современное обозначение корня в 1637 году в своей книге «Геометрия».
Р | Е | Н | Е | Д | Е | К | А | Р | Т |
Для учащихся коррекционных классов 7 вида полезно будет теоремы, на которые приходится опираться в ходе урока, заготовить в виде плаката на стенде «Сегодня на уроке»:
3 этап урока
Учащиеся решают примеры в тетрадях, ответ называют вслух, ход решения может обсуждаться с учителем.
4 этап урока
Самостоятельная работа, проводится на заготовленных заранее шаблонах. Шаблон состоит из 3 листов, которые скреплены между собой канцелярскими скрепками. Первый лист- это лист с заданиями для самостоятельной работы, на котором ученик решает примеры. Решив пример, ученик обводит получившийся ответ в правом столбце листа.
Следующий лист - копировальная бумага, по размеру соответствующая листу с заданиями для самостоятельной работы. Третий лист - это лист, точно копирующий первый, только правильные ответы на нем заранее обводятся учителем красной ручкой. В ходе выполнения работы ученик решает пример, обводит ответ из трех предложенных, который считает верным. Самостоятельная работа рассчитана на 10 минут урока, затем верхний листок сдается, а нижний остается у ученика для работы над ошибками, при этом верный ли ответ получился - ученик может видеть сразу.
5 этап урока
Учитель: приближенные значения корней умели находить еще жители древнего Вавилона около 4 тысяч лет назад. Не имея вычислительных машин, люди применяли формулу, автор которой неизвестен:
Пример:
Проверим эти вычисления с помощью микрокалькулятора.
Оценки в конце урока выставляются каждому ученику с учетом ответов у доски и результатов самостоятельной работы.
Задание на дом: «Проверь себя» стр. 105, № 379, вычислить по формуле
Литература: Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. и др. « Алгебра 8 класс».
Приложение: Таблица квадратов натуральных чисел от 0 до 99.
x2 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
0 |
0 |
1 |
4 |
9 |
16 |
25 |
36 |
49 |
64 |
81 |
1 |
100 |
121 |
144 |
169 |
196 |
225 |
256 |
289 |
324 |
361 |
2 |
400 |
441 |
484 |
529 |
576 |
625 |
676 |
729 |
784 |
841 |
3 |
900 |
961 |
1024 |
1089 |
1156 |
1225 |
1296 |
1369 |
1444 |
1521 |
4 |
1600 |
1681 |
1764 |
1849 |
1936 |
2025 |
2116 |
2209 |
2304 |
2401 |
5 |
2500 |
2601 |
2704 |
2809 |
2916 |
3025 |
3136 |
3249 |
3364 |
3481 |
6 |
3600 |
3721 |
3844 |
3969 |
4096 |
4225 |
4356 |
4489 |
4624 |
4761 |
7 |
4900 |
5041 |
5184 |
5329 |
5476 |
5625 |
5776 |
5929 |
6084 |
6241 |
8 |
6400 |
6561 |
6724 |
6889 |
7056 |
7225 |
7396 |
7569 |
7744 |
7921 |
9 |
8100 |
8281 |
8464 |
8649 |
8836 |
9025 |
9216 |
9409 |
9604 |
9801 |