Творческие игры как средство общения и обогащения способностей детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Мы все знаем, что игра любимая и естественная деятельность дошкольников. Игра сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. В течение дня ребёнок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх.
Детские игры чрезвычайно мгообразны. Рассмотрим одну из них. Игры, которые создаются самими детьми, называются творческими.
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни), по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные), по драматизации, виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры -  разыгрывание сказок и рассказов, стрительные).
Так же творческими играми являются игры по ТРИЗу. Творческий характер игр подверждается тем, что ребёнок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает заранее свою роль, а создает по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, угубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события. Всякая детская игра – это всегда мир иллюзий, ребенок никогда не теряет своего реального “я”. Скача на лошади – стуле, ребенок думает, что под ним действительно конь, или стол, на который он карабкается как на гору – гора.
Беря на себя роль, ребенок, старается подражать поступкам, манерам речи своего героя. Игровые действия ребенка всегда реальны. Мама из ложечки поит больную дочку – куклу молоком. И ложка, и молоко воображаемые, но действия мамы настолько выразительны, что зритель как будто видит эту ложечку, которую девочка осторожно подносит к губам  куклы.
Выразительность действий и речи достигается естественно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли в роль, поняли и почувствовали её.
В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия.
Л.С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображенния. Между речью и игрой существует двусторонная связь. С одной стороны речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.
Например, рассмотрим игры по развитию творческого воображения “Волшебные круги”, дети здесь развивают творческое воображение, создают новые образы, затем коротко рассказывают, что они создали и где они используются.
Игры “ Что было потом?”, “ Инсценирование новой сказки” здесь дети учатся придумывать сказки по предложенному началу, создают новые образцы, ситуации, также учатся “ входить” в сказку, почувствовать героем сказки, переживать сказочную жизнь.
Часто детям не хватает знаний, из –за этого содержание сказки обедняется. Заметив это, педагог должен найти удобный случай, чтобы рассказать детям о том, чего они не знают, но чтобы пытались изобразить в игре. Однако во время игры лучше не давать детям объяснения, чтобы не помешать игре.
Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов.
Чем старше дети, чем больше они развиты, больше знают о жизни, тем полнее и правдивее они изображают в своих играх фантазии, интересные выдумки.
Также игру можно использовать как средство формирования способности и общения, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
На своих занятиях по обучению  татарскому языку я стараюсь брать игровые ситуации, побуждающие детей к сближению друг с другом и с педагогом. На занятиях дети, как правило, выполняют игровые задания, поэтому целесообразно использовать этюды, имитации, упражнения короткие и доступные  по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному.
Часто беру на занятиях сюжетно – ролевые игры “ Магазин”, “Разговор по телефону”, “Пришли гости” и т.д., игры с имитацией. Детям нравится изображать образы животных, птиц, сказочных персонажей, играть игры – драматизации, хороводные игры.
Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутренную жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя.
Детство – это самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности. То что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. Надо понимать  и помнить: заставляя ребенка учиться, мы понимаем у него игру, а, значит, крадем мир детских переживаний,стремлений, отношений.

Использованная литература:

  1. “Воспитателю о детской игре” Д.В.Менджерицкая.
  2. “Дошкольное воспитание” № 4, 2002 год.
  3. “Игра, развиваем.Развивая, обучаем” Нурмухаметова А.Б.