Уважаемые коллеги!
Начинаем работу педагогической мастерской учителей начальных классов. Вас интересуют подходы к исследованию литературного текста. У каждого из присутствующих есть размышления по поводу содержания данного вопроса, накоплен опыт и есть желание поделиться этим с коллегами. И, конечно, каждый из вас хочет открыть для себя новые приёмы работы с текстом, чтобы потом применять их в своей педагогической практике.
Эпиграфом нашей работы будут слова А.М. Леонтьева:
"Есть "только один путь: сохранить саму ситуацию общения с искусством, заставить человека снова и снова создавать, творить переживания, а не воспроизводить его по готовому эталону"
Уважаемые учителя! Разделите мысленно лист на две части. В левом верхнем углу нарисуйте солнышко, а в правом верхнем углу нарисуйте снежный холмик. Распределите понятия по столбикам. Если понятие близко вам, вы используете его в работе, запишите в левый столбик, если что-то вами еще не исследовано, то запишите в правый столбик: этап восприятия текста, комплексный анализ текста, модель современного урока, формирование нравственных понятий, типы, стили речи.
Работа в группах
Из ваших ответов вытекают задачи и содержание работы с литературным текстом:
- нацелить учащихся на понимание конкретной картины действительности, созданной автором;
- научить всматриваться и вчитываться в каждое слово, высказывание, абзац, текст;
- понять главную мысль произведения, его идею, осознать свою позицию и передать её в форме устной и письменной речи, сопереживать героям и автору.
Цель работы на уроке литературного чтения - развить способности учеников-читателей полноценно воспринимать художественный текст.
Познакомьтесь с рассказом Л. Н. Толстого "Три калача и одна баранка"
Прошел этап восприятия (понимания) вами текста. Первые эмоции отразились на ваших лицах.
На первом этапе ваше внимание должно быть обращено на реакцию детей, выраженную, прежде всего, в вопросах о том, что же осталось непонятным, необычным, что удивило, вызвало определенные чувства. Начинается диалог между автором и читателем. Это этап самопознание ученика-читателя.
В начальной школе не все ученики способны сразу целостно осмыслить текст. Начинается диалог между учителем и учениками, то есть это второй этап. Он предполагает анализ текста, его интерпретацию (толкование).
Цель этой работы - понять главную авторскую идею. Одна из важнейших задач современной школы - научить учеников грамотно анализировать, интерпретировать текст.
К.И. Чуковский, зная детскую психологию, высказал удивительно точную и верную мысль: "Анализ - это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали"
Познакомьтесь с "Памяткой для анализа текста любого типа речи". Будем мы работать по группам.
Давайте дадим определение, что такое рассказ, басня.
Ответ:
а) рассказ - небольшое прозаическое произведение, в котором говорится об одном, реже - нескольких событиях с малым количеством действующих лиц
б) басня - небольшой рассказ о бытовом случае, почти небывалом, смешном по нелепости вывода.
Рассказ Л. Н. Толстого по своему шуточному и поучительному содержанию закономерно назвать басней. До сих пор мы встречались с баснями И. А. Крылова. Они были написаны стихами. А у Л. Н. Толстого басня написана прозой. Но это тоже басня - небольшой рассказ о бытовом случае, почти небывалом, смешном по нелепости вывода. Мы смеемся над мужиком, который не понял, почему он стал сыт, и укоряет себя за нерасчетливость.
в) Докажите, что вы прочитали текст.
Ответ: Перед нами текст. В нем говорится о случае, о событии, о действиях, которые шли друг за другом, развивались, а затем прекратились, потому что закончились.
г) Определите тип текста.
Ответ: перед нами повествовательный текст: в нем говорится о случае, о событии, о действиях, которые шли друг за другом, развивались, а затем прекратились, потому что закончились.
Типы текста
повествование | описание | рассуждение |
Как это случилось? | Какой? | Почему? |
д) Представьте, что вам нужно пересказать этот текст не словами, а с помощью фотоснимков.
Сколько снимков у вас получится после прочтения рассказа Л.Н. Толстого?
Типы текста
повествование | описание | рассуждение |
Несколько снимков | Один снимок | - |
е) Озаглавьте текст так, чтобы по заголовку можно определить тип текста.
Ответ: "Что случилось с мужиком", "Как мужик наелся"
На тип речи - повествование,- хотя и неярко, указывает заглавие: в нем названы разные предметы, а это уже предполагает возможность действия.
Обратите внимание на таблицу: "Типы, стили, жанры речи". Допишите, там, где у вас написано слово повествование: можно сделать несколько фотографий, там, где описание, можно сделать одну фотографию, где рассуждение, нельзя сделать фотографию.
Анализ рассказа Л. Н. Толстого "Три калача и одна баранка"
У нас нет сомнений, что перед нами текст. Прежде всего, потому, что это законченное высказывание. В нем есть изложение события и конец. Все вместе это единое целое.
Высказывание отвечает и второму условию текста: все предложения в нем связаны и грамматически, и по смыслу.
Нетрудно установить, что басня - повествовательный текст: в нем говорится о случае, о событии, о действиях, которые шли друг за другом, развивались, а затем прекратились, потому что закончились. Выделим эти действия: захотелось есть, купил и съел, хотелось есть, купил и съел, хотелось есть и т. д.
Мы знаем, что главная особенность повествования - сообщение о развивающихся действиях и о завершении действия. Естественно, что в повествовании должно быть много глаголов движения и состояния. Порядок расположения глаголов обычно соответствует порядку самих действий, тому, как развивалось само событие: сначала захотелось есть, потом покупал и ел, потом снова покупал и ел, пока не наелся единственной баранкой. Однако на этом действия не завершились. Последними стали размышления мужика и его вывод.
Действия протекают во времени, чередой, одно за другим. Для того чтобы показать последовательность действий, в языке имеются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, сперва, еще, уже и др. Есть они и в басне "Три калача и одна баранка".
Повествовательный текст отвечает на такие вопросы: кто? что? где? когда? как? Проверим, можно ли эти вопросы обратить к данному тексту.
Кто? - Один мужик.
Что? - Мужик утолял голод.
Где? - Там, где можно было покупать, например на базаре.
Когда? - Видимо, давно.
Как? - О том, как происходило действие, рассказано подробно.
Рассмотрим, как начат текст. Задача любого рассказчика состоит в том, чтобы быстрее ввести слушателя (читателя) в существо дела. Начало текста - это как вход в помещение, вход на выставку, в театральный зал. Вход должен быть свободным, открытым, не загроможденным лишними, ненужными вещами и мебелью. В басне Толстого начало краткое, простое, понятное. Оно к тому же заинтересовывает читателя, готовит к восприятию последующего: Одному мужику захотелось есть. Прочитав это предложение, читатель невольно спрашивает: "И что же?" Читатель уже заинтересован, что же теперь будет делать мужик. Из первого предложения как бы вытекают последующие: Он купил калач и съел. Дальше мы хотим знать, насытился ли мужик, достиг ли он результата. Третье предложение дает отрицательный ответ. Им готовится следующее предложение и т. д. Так, цепляясь друг за друга, идут одно за другим предложения, развертывается, сплетается текст, идет сцена за сценой, как будто демонстрируется кинокартина - кадр за кадром.
Наконец, казалось бы, последнее предложение: ...стал сыт. Действие закончилось - захотел, есть и наелся. Но читатель недоволен, ему неинтересно, ему и думать не о чем. Зачем было об этом рассказывать? Зачем было сочинять эту докучную сказку? Но в тексте есть еще одна маленькая сцена, которая замыкает все повествование,- размышления мужика, его смешной вывод. Значит, повествование может заканчиваться не только указанием на последнее действие, но и выводом обо всем действии, о всем событии. Мы смеемся над мужиком, который не понял, почему он стал сыт, и укоряет себя за нерасчетливость.
Вывод мужика, однако, нелогичный, ошибочный, что понятно каждому читателю, поэтому приходится делать свой вывод, "поправлять" мужика. Так автор, как бы незаметно, заставляет нас размышлять над обыденной проблемой, самостоятельно доходить до идеи басни. А она не такая уж простая. Прежде всего, это мысль о малом добавлении, которое может завершить дело и которое нужно ценить. И тут же мысль как бы противоположная: не преувеличивайте того, что хорошо видимо и завершает дело, не забывайте и о заслугах предшественников. Очевидно, эта мысль и определила заглавие басни: Три калача и одна баранка. Наверное, желание выразить в заглавии идею текста и удержало автора от того заглавия, которое определялось типом речи: Как мужик наелся или что-нибудь к тому близкое.
Наконец, есть в этой басне и такая мысль, простой добрый совет: не торопитесь с выводом, хорошо подумайте, иначе можете ошибиться, попасть в смешное положение.
Вот так, от калачей и баранок, благодаря Л. Н. Толстому, мы поднялись до поучительных обобщений, до полезного практического совета.
На уроках литературного чтения происходит воспитание через искусство, через чтение книг ("Чтение - вот лучшее учение") В процессе анализа художественных произведений "добываются" нравственные ценности из глубин художественных текстов.
Читая в 1 классе рассказ Л.Н. Толстого "Старый дед и внучек", мы говорим о долге перед родными и близкими, об ответственности за слабого.
Вы получили таблицу "Формирование нравственных понятий", которая поможет вам при изучении с детьми литературы.
Опираясь на труды современных психологов, можно сделать вывод, что изучение литературного текста происходит наиболее эффективно, когда по нему учитель задает "правильно организованные вопросы и когда сами дети задают по тексту вопросы, показывающие, что они понимают прочитанный материал. Для примера привожу задания, предлагаемые ученикам 4 класса после текста сказки П.П. Ершова "Конек- горбунок" в учебнике и в системе вопросов по программе "Чтение для развития критического мышления"
Вопросы и задания учебника | Вопросы и задания |
- Что в произведении говорится о братьях
и как раскрывается каждый из них в поступках? - Герои поступают так: из жадности, из скупости, из желания достичь своей цели, из стремления быть добрыми и честными? - Как ты объяснишь поступки братьев? |
- Как вы оцениваете поступок:? - Почему: поступил таким образом? - Как вы считаете, что должен был сделать:? - Что, на ваш взгляд, является причиной:? - Придумайте конец истории. - Придумайте новое заглавие. - Вспомните пословицы, которые по смыслу соответствуют этому тексту - что, на ваш взгляд, является причиной:? - Выразите свое отношение к герою: - Сопоставьте поступки героев. Объясните мотивы поведения героев. - Что случится, если:? |
Сравните вопросы и задания.
- На что ориентированы вопросы и задания, предлагаемые в правом столбике?
Ответ: Вопросы правого столбика ориентированы на развитие логического мышления (доказать, аргументировать, построить логическое рассуждение, подобрать аргументы, сравнивать).
Большинство из вопросов носят проблемный и обучающийся характер.
Ответы на вопросы и выполнение заданий учащимися предполагают активность и развитие их познавательно-мыслительной деятельности.
А задания учебника ориентированы в основном на репродукцию содержания текста.
Вы получили таблицу с моделью современного урока, где говорится, какие методы можно использовать на уроках литературного чтения, какие формы организации учебной деятельности учащихся можно использовать в своей работе.
Уважаемые коллеги! Старайтесь заинтересовать учеников процессом исследования, таким образом, строя диалог, чтобы дети чувствовали значимость совершаемых ими открытий, чтобы они не переставали удивляться своим возможностям, понимать мысли и чувства авторов произведений.
Вернитесь к своему солнышку и снежному холмику. Светлее ли стало у вас на душе? Сделали ли вы для себя какие-то открытия?
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Матвеева Е.И.Литературное чтение (1-4 классы): учим младших школьников понимать художественный текст: Методические разработки занятий. - М.:Эксмо,2006.
- Матвеева Е.И.Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4 классы).- М.:ВАКО, 2005.
- Пленкин Н.А.Уроки развития речи :5-9 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение , 1995 .
- Оморокова М.И. и др.Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: Кн.для учителя/ М.И.Оморокова, И.А.Рапопорт , И.З.Постоловский .- М.:Просвещение, 1990.