Оформление сцены: прифронтовой лес, костер, брёвна, на брёвнах сидят солдаты, одетые в форму ВОВ.
("В лесу прифронтовом", на фоне музыки ученик в форме солдата читает стихотворение)
Послушай меня? я оттуда приехал,
Где, кажется, люди тверды, как гранит,
Где гневной России громовое эхо,
Вперед продвигаясь, над миром гремит.
Где слева - окопы, а справа - болота,
Где люди в соседстве воды и гранат
Короткие письма и скромные фото,
Как копии счастья, в планшетах хранят.
Здесь громкие речи, товарищ, не в моде,
Крикливые песни совсем не в ходу.
Любимую песню здесь люди заводят -
Бывает у смерти самой на виду!
И если тебя у костра попросили
Прочесть, как здесь принято, что-то свое -
Прочти им без крика стихи о России,
О чувствах России к солдатам ее.
Как любят их дети, как помнят их жены:
И станут тебе моментально слышны
И снег, и деревья - весь слух напряженный
Овеянной стужей лесной тишины.
И как бы при звуках родной им трёхрядки,
Словам твоей правды, поверив не вдруг,
Веселый огонь молодой переглядки,
Искрясь, облетит их внимательный круг:
И кто-то дровец, оживляясь, подбросит,
И кто-то смущенно оправит ружье,
И кто-то любимую песню запросит,
И кто-то тотчас же затянет ее:
В холодных порядках серебряной чащи
Осыплется пепел с верхушек седых,
И будто простое солдатское счастье
Горячим дыханьем коснется и их:
А русская песня, что с кривдой не в мире,
Пойдет между тем замирать на лету,
Потом, разрастаясь все шире и шире,
Как храбрый разведчик уйдет в темноту
(Появляются ведущие праздника: юноша и девушка)
- Сегодня наш разговор о песне. И о войне. Точнее, о песне на войне. О той, далекой для нас Великой Отечественной, но которую никто из нас не должен, не имеет права забывать.
1-й ведущий.
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.
2-й ведущий.
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
1-й ведущий.
Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.
2-й ведущий.
Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня - это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
(Исполняется начало песни А.В. Александрова на стихи В.И. Лебедева-Кумача "Священная война")
1-й ведущий.
С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.
2-й ведущий.
В песне "Священная война" слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Да и сейчас, шестьдесят пять лет спустя, "Священная война" известна всем и является символом нашей Победы.
Звучит финал песни "Священная война".
1-й ведущий.
Под Москвой и Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.
2-й ведущий.
Знали люди, что война - это пропасть, это гибель. Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила "похоронка". Ждали, надеялись и писали письма.
1-й Чтец.
Этот маленький белый листок
Посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне,
Не давая пощады врагу,
Чтоб, в землянке порой находясь,
Знал: любовь я твою берегу,
Вспоминаю тебя каждый час.
Знаю я: презираешь ты смерть
Ради нашей с тобою любви,
И мне хочется чуть посмотреть
На черты дорогие твои.
Но ведь, милый, грохочет война,
Рыщет враг по просторам родным,
И любовь наша, наша судьба
Проверяется в дыме войны:
Не тоскуй же, герой дорогой!
Этим самым хочу я сказать:
Далеко ты, но в сердце с тобой,
Вижу я дорогие глаза:
Ветер песню мою унесет,
Чтоб тебе помогала в бою.
Помни: девушка верит и ждет
И любовь, и победу твою!
1-й ведущий.
Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.
"Катюша" - в исполнении вок. гр.
2-й ведущий.
Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность: "Катюша" олицетворяла все самое лучшее в жизни - все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия "Катюши" стала гимном итальянских партизан!
1-й ведущий.
С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках - и тут же упал, сраженный вражеской пулей. Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было под Понырями, на Курской дуге. Солдат же, не допевший песню, остался лежать, засыпанный землею от взрыва, и пролежал в окопе 54 года. Летом 1997 года его останки были найдены и торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской пушки в селе Теплое.
2-й Чтец.
Встал солдат, но не шагнуть солдату:
Мать-старушка в деревенской хате
Долго будет горько слезы лить,
В тяжком горе рвать виски седые,
Ждать и за околицу ходить:
Мертвые остались молодыми,
Сколько б мы ни продолжали жить.
- Но самой первой песней войны оказалась "Песня смелых", которую поэт Суриков, уходя на фронт, оставил в редакции "Правды" 22 июня 1941 года.
Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют:
Песня - крылатая птица
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
На слова этого поэта написано много песен. А с одной произошла вообще невероятная история. Писал поэт письмо жене на КП возле Волоколамского шоссе. Тревога. Артналет. Оставил письмо. Кто-то из офицеров штаба нашел листок, переписал текст и послал своей жене. И вдруг, Суриков слышит по радио на музыку К.Листова "Бьется в тесной печурке огонь". И не песня вовсе, а письмо домой. Да, да, друзья, стихи "Землянки" вовсе не песенные. Осенью 1941 года в селе Кашино они были написаны военным корреспондентом Алексеем Сурковым своей жене. Вот такие письма писали с фронта! Это вам не коротенькое СМС "я вас лю..", времена были не те: Полк автора стихов пробивался из окружения, и после напряженного дня Сурков запишет в своем потрепанном блокнотике "Бьется в тесной печурке огонь:". А позже - зимой 1942 композитор Константин Листов попросит военного корреспондента "что-нибудь, на что можно написать песню". "Стихи захватили меня своей эмоциональной силой, - вспоминал композитор, - забрали искренностью, отозвались в сердце. Время - бесконечно тревожное: немцы под Москвой, я - один, семья в эвакуации. Думаю, не было тогда человека, у которого душа не болела бы...". Уже через неделю Листов в редакции фронтовой газеты под гитару исполнил "В землянке" на стихи Суркова. Её слушали, затаив дыхание. На прощание Листов начертил на листе бумаги ноты и оставил их в редакции. Позднее стихи и записанную мелодию напечатают в "Комсомольской правде". "Я много написал во время войны песен, но ни одна из них не полюбилась слушателям, как эта, - рассказывал Константин Яковлевич Листов. -
("В землянке" сл. Сурков, муз. Листова)
Казалось, что среди грохота сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь боевые песни да марши. Однако, как отмечал поэт А. Сурков, "уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками "Идет война народная, священная война" в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова, в общем-то, не очень сильной песни "Синий платочек". Правда, жизнь внесла свои коррективы в содержание популярной песни.
Однажды весной 1942 года Фронтовой джаз-оркестр В. Коралли и К. Шульженко выступал в гвардейском подразделении генерала Н.А.Гагена, защищавшем легендарную "дорогу жизни" через Ладожское озеро. После концерта, беседуя с бойцами, Клавдия Ивановна познакомилась с литературным сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта "В решающий бой!" лейтенантом Михаилом Александровичем Максимовым. Когда речь зашла о любимых песнях и, в частности, о "Синем платочке", артистка сказала: - Песня популярна в народе, у нее простая, запоминающаяся мелодия. Но нужны другие слова, которые отражали бы сегодняшний день, нашу великую битву с фашизмом. Тогда песня будет нужна армии.
Лейтенант М. А. Максимов не был поэтом, но слова К. И. Шульженко его очень взволновали, и он воспринял их как личное задание. Вернувшись с концерта певицы, он сразу же принялся работать над новым текстом песни. Было это 9 апреля 1942 года. К утру текст был готов. "Мне сразу понравились простые, берущие за душу слова, - вспоминала К. И. Шульженко. - В них было много правды. У каждого из защитников нашей Родины, у каждого воина есть одна, родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдание, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу... И вскоре я уже пела фронтовой "Синий платочек" для своих слушателей. С тех пор песня эта навсегда осталась в моем репертуаре".
"Синий платочек"
(муз. Е. Петерсбурского, сл. Я.Галицкого
Когда, ворча измученно и зло,
Война давала людям передышку
И прекращался лай натруженных стволов,
На дальних рубежах устало гасли вспышки,
Смолкал разгорячённый автомат
И тишина наваливалась грузом -
Тогда о песне вспоминал солдат
И уступали место музам:И был недолгий фронтовой покой
Наполнен то бетховенским аккордом,
То вдохновенной пушкинской строкой,
То шуткой озорной, то монологом гордым,
То песней о ресницах и глазах,
О милом огоньке, о соловьиной трели:
И светлая солдатская слеза
Росинкой застывала на шинели:
"Соловьи" (в исполнении Виноградова)
В песне "Соловьи", написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда Победа была уже близка, но война еще не окончена.
Ведь завтра снова будет бой,
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, недолюбив,
От наших жен, от наших нив-
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю:
В одной из давних радиопередач автор стихов, на которые написана песня "Соловьи", замечательный советский поэт Алексей Иванович Фатьянов (1919-1959), в шинели рядового прошагавший трудными военными дорогами, рассказывал:
"Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей!
И это вошло в песню "Пришла и к нам на фронт весна" (таким было первоначальное название "Соловьев"). "Соловьи" - в исполнении вок. гр.
Вечер на рейде (звучит фонограмма песни)
Музыка: В.Соловьев-Седой Слова: А.Чуркин 1942 г.
"Ничто не напоминало о войне - вспоминал впоследствии А. Чуркин, автор знаменитой песни "Вечер на рейде". - Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был окутан синей дымкой. Невдалеке на рейде стоял корабль. С него доносилась тихая музыка - там кто-то играл на баяне:
Соловьев-Седой сидел молчаливый и задумчивый.
Когда мы отправлялись домой, он сказал: "Замечательный вечер. Стоит песни".
"Я думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к нашему городу, - рассказывал В. П. Соловьев-Седой, - и меня охватывало горячее желание выразить в музыке их настроения и чувства.
Дома я сел за рояль и за несколько часов сочинил песню, варьируя бесконечно одну и ту же фразу: "Прощай, любимый город:"
Получилась мелодия припева, а слов для припева не было. Композитор позвонил А. Д. Чуркину и попросил его приехать.
"Приехал в знакомую опустевшую квартиру, - продолжал свои воспоминания поэт. - Композитор сел за рояль, и полилась взволнованная широкая мелодия.
- Начать надо так:
"Прощай, любимый город:", - сказал Соловьев-Седой.
Я "подкинул" вторую строку: "уходим в море скоро". Композитор зачеркнул: "Нет. "Уходим завтра в море:" Я согласился, но поспорил немного из-за рифмы: город - море - совсем не рифма.
Василий Петрович сказал, что рифма в данном случае не имеет существенного значения. Вместе мы сочинили и продолжение: "и ранней порой мелькнет за кормой знакомый платок голубой:"
"Вечер на рейде" - в исполнении вок. гр.
- Шла война, менялась обстановка на фронтах, рождались новые песни. Вся страна пела "Темную ночь", "Прощайте, скалистые горы", "В лесу прифронтовом", "Шумел сурово брянский лес",
Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла несколько необычная радиограмма: "Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню". Это писали партизаны брянских лесов. Политуправление фронта обратилось к поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу с просьбой выполнить партизанский заказ.
Песня сравнительно быстро была написана. Получилась она поистине суровая, широкая, величественная, близкая по духу характеру народных мстителей. Исполнять ее можно было вполголоса в лесу, в землянке, у костра.
И вот в ночь на 7 ноября 1942 года на праздничном вечере, в землянке, вырытой в полусожженной деревне, начальник Брянского штаба объединенных партизанских отрядов А. П. Матвеев объявил; "Вот поэт Софронов, кроме того, что он корреспондент, он еще привез песню, которая специально написана для брянских партизан". - Мне не раз приходилось петь свои песни, - вспоминает поэт, - но, пожалуй, такого волнения, как в ту ночь на 7 ноября, я никогда не испытывал... Я ее спел один раз, меня попросили спеть еще раз, потом в третий раз. Меня обнимали...
А утром слепой баянист "с голоса" разучил мелодию, и пошла песня кочевать от землянки к землянке, от одного отряда к другому. Так в партизанском крае, окруженном со всех сторон врагами, в день 25-й годовщины Октябрьской революции состоялась необычная премьера песни "Шумел сурово брянский лес". После этого песня стала популярной не только у партизан, но и у фронтовиков. Однако на этом ее история не закончилась. Вторая "премьера" состоялась в годовщину освобождения Брянска - 17 сентября 1966 года. В этот день на центральной площади города, на площади Партизан, в торжественной обстановке был открыт величественный монумент в память о воинах Советской Армии и партизанах, освободивших город от фашистских захватчиков. На постаменте - скульптурная группа партизан, хозяев брянских лесов и тут же слова:
Шумел сурово брянский лес,
Спускались синие туманы,
И сосны слышали окрест,
Как шли с победой партизаны.
"Шумел сурово брянский лес"
- В минуты передышки, между боями на фронте, когда части отходили на переформирование, звучала гармошка, и тогда:
(Звучит вступление к песне "Смуглянка", Выходят 2 солиста)
1-й.
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
2-й.
Нынче у нас передышка,
Завтра вернемся к боям.
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш, походный баян?
("Смуглянка")
И вот, наконец, наступила долгожданная победа! Песня, которую вы сейчас услышите, родилась как раз в День победы. Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных берлинских перекрестков, заваленном покореженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. Десятки берлинцев наблюдали за её размеренными и властными движениями, которые еще более подчеркивали строгость военной формы, ее походную простоту.
"Вдруг послышался цокот копыт, - рассказывает поэт Цезарь Солодарь, - мы увидели приближающуюся конную колонну. Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года".
Через два-три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни.
В тот же день он прочитал стихи братьям-композиторам Даниилу и Дмитрию Покрассам, которым они очень понравились.
По их предложению стихи были "усилены "лихим" припевом. Музыку написали к вечеру. Песня была написана за один день - 9 мая. Вскоре в исполнении Ивана Шмелева она прозвучала по радио, ее узнала и полюбила вся наша страна.
"Казаки"
("Журавли", на фоне музыки - стихи)
Память, память, за собою позови
В те далекие промчавшиеся дни,
Ты друзей моих умерших оживи,
А друзьям живущим, молодость верни.Память: Память!
Ты же можешь, ты должна
На мгновенье эти стрелки повернуть.
Я хочу не просто вспомнить имена,
Я хочу друзьям своим в глаза взглянуть.
Память: Память: Память.
"Журавли"- в исполнении вок. гр.
- Остановись время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни!
Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю,
Но будет вечно жить солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Он сохранил тебе и мне
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней.
Поклонимся, поклонимся ему!
"Поклонимся великим тем годам"-в исполнении вок.гр.
- Мирное время - какое счастье, какая радость! Но Победа - это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших за свободу и честь родной земли. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.