Классный час "Здравствуй и прощай"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Формировать у детей понятие “вежливые слова” и пополнить их словарный запас;
  2. Развивать социальные возможности детей, жить в мире и согласии друг с другом;
  3. Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование: Головной убор феи, волшебная палочка, плакат “Здравствуйград”, головные уборы мушкетера, солдата, джентльмена, дамы, гусара, индейцев; дерево с яблоками, шкатулка, магнитофон, картинки-сувениры.

1. Организационный момент. (Дети сидят полукругом на стульях.)

Учитель:

– Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте посмотрим на них, улыбнемся им и еще раз поздороваемся.

Начиная наше занятие, улыбнемся друг другу и садимся.

2. Сообщение темы.

Учитель:

Дети, послушайте стихотворение С. Маршака “ Урок вежливости”

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
– В гостях, медведь,
нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старость уважай.

И бабушку – медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Совал, куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести

Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!

Учитель:

– Дети, можно ли назвать медведя вежливым?
– А что значит вежливость?

(Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой и т.д.)

Учитель:

– Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Вежливости и культуре поведения. И сейчас мы побываем в городе вежливости Здравствуйград. Разрешите мне на несколько минут в этом городе стать феей. Можно? Спасибо! Но что мне делать, ведь у феи должна быть... Подскажите, ребята, пожалуйста. Что мне нужно? Правильно! Мне нужна волшебная палочка (беру палочку). Итак, закройте глаза. Считаем до пяти, (надеваю корону), я, взмахиваю палочкой и мы в городе Здравствуйград.

Фея: – А вы когда-нибудь бывали в городе Здравствуйград.

Где на Вежливом бульваре все друг другу “здравствуй” говорят.

– Здравствуйте, дети!
–  Здравствуйте! – поклонившись, мы друг другу сказали, хоть были совсем незнакомы.
– Здравствуйте! – что особого тем мы друг другу сказали? Просто “здравствуйте”
– Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
– Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
–  Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
– Как хорошо нам становится, когда мы слышим волшебное слово “здравствуйте”. И сегодня мы узнаем, зачем нужно здороваться и прощаться, как это правильно делать.

Вежливые люди всегда при встрече говорят друг другу “Здравствуйте”.

– Что такое “ здравствуй” (читает ученица).

Что такое “здравствуй”?
Лучшее из слов.
Потому что “здравствуй”
Значит “будь здоров”
Правило запомни,
Знаешь – повтори
Старшим это слово.
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово
“здравствуйте”
Повторить пора.

Фея: – Обычай здороваться, т.е. желать друг другу здоровья, родился очень давно, много столетий тому назад, и его можно назвать одним из самых основных и простых правил вежливости.

Фея: – Часто при встрече можно слышать другие слова. Какие? (Привет, салют.)

Привет говорят при встрече приятелю, но не взрослому человеку. Запомните это хорошенько!

Игра “ Вежливые прятки”.

(Считалка. Водящий в середине закрывает глаза, все идут по кругу со словами. По сигналу учителя ученик добавляет вежливое слово в рифму. Водящий должен угадать по голосу, кто сказал это слово.)

  1. Растает даже ледяная глыба
    От слова теплого спасибо.
  2. Зазеленеет старый пень,
    Когда услышит
    добрый день.
  3. Вылез Крот на белый свет
    И сказал ежу привет
  4. Если больше есть не в силах,
    Скажем маме мы спасибо.
  5. По дорогам жизни странствуйте,
    Говорите людям здравствуйте.

Фея: – Ребята, помимо слов и выражений, для приветствия используют что? (Используют жесты.)

– Какие?

(Самый распространенный – рукопожатие, в основном у мужчин.)

Фея: – Еще, какие приветственные жесты вы знаете?

(Помахать рукой, обнять, поцеловать, поклон головы.)

В старину у знатных господ было принято раскланиваться друг перед другом, снимая шляпу и подметая перьями пол.

Позже мужчины стали приветствовать друг друга, чуть приподнимая головной убор.

Фея: – А откуда пришел к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом? (рассказывает ученик)

Ученик 1: Этот обычай возник во времена рыцарей, которые странствовали, облачаясь в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: “ Я не опасаюсь тебя”. Суровые времена средневековья прошли, но обычай, входя в комнату снимать шапку, остался.

– Откуда пришел обычай, здороваясь снимать перчатки?

Ученик 2: Этот обычай также пришел к нам с рыцарских времен. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в его руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас мы снимаем перчатку из уважения к человеку.

Фея: -У людей разных народов свои знаки приветствия.

У индейцев принято подбегать друг к другу и тереться носами. Так они выражали свои радость от встречи с человеком.

Приветствия жителей Пасхи: стать прямо, сжать руки в кулаки, вытянуть их перед собой, поднять над головой, разжать кулаки и дать рукам спокойно упасть.

Тибетцы при встрече снимают головной убор правой рукой, левую закладывают за ухо и высовывают язык.

Очень ответственно относятся к приветствиям японцы. У них применяется три вида поклонов – очень низкий, средний, легкий. Низким поклоном приветствуют самых уважаемых людей.

В новогвинейском племени коири при встрече щекочут друг друга подбородком.

Фея: – А сейчас, давайте покажем, как приветствуют люди друг друга. Разберите атрибуты, которые лежат на столе.

(Шляпа мушкетера, солдата, гусара, джентльмена, дамы, индейский убор, цветы японкам.)

Звучит соответствующая музыка. Дети показывают приветствия под музыку.

– Вас приветствует мушкетер.
– приветствует джентльмен.
– приветствие военного.
– Вас приветствует барышня.
– Приветствие японских девочек.
– приветствие гусара.
– Индейских мальчиков.
– Приветствует житель острова Пасхи.
– Мальчики племени коири.

Фея: – Мы показали, как люди приветствуют друг друга. А как же правильно прощаться? Что говорят люди при расставании? (До свидания, пока, прощайте.)

– Правильно. Они желают друг другу доброго пути. Но говорить “пока” можно только со своими сверстниками.

Фея: – А, сейчас, я предлагаю поиграть в игру “Волшебное яблочко”. Волшебные слова приветствия и прощания должны у нас быть в волшебном сундучке – копилке вежливых слов, чтобы в случае необходимости мы могли к ним обратиться.

Перед вами яблонька с яблоками. Подходим, срываем яблоко, читаем и только вежливые слова приветствия и прощания опускаем в копилку.

На яблоках: Добрый день Добрый вечер Привет Здравствуйте Доброе утро Салют До свидания Пока Прощай Ученик Тетрадь Книга

Наша копилка пополнилась вежливыми словами.

Фея: – Каким тоном надо произносить приветствия?

Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих. Давайте все споем песню о вежливости.

Песня о вежливости (на мотив “ Если вы нахмурясь”).

1. Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старушке.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.

Припев:

И улыбка без сомненья
Вдруг коснется ваших глаз.
И хорошее настроение
Не покинет больше вас.

2. И ежели вы вежливы
То сидя на уроке.
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы, то есть сами.

Припев:

3. И ежели вы вежливы.
То в разговоре с тетей,
И дедушкой и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

Припев:

Фея: – Спасибо, ребята, вам за работу. На память о нашем путешествии я вам дарю картинки. В классе вас ждут добрые друзья-книги о вежливости. Мое время в роли феи истекло. Закрыли глаза (1, 2, 3) и я снова ваша учительница. Я буду продолжать вас учить правилам вежливости.

Учитель: – Давайте повернемся к гостям, и вежливо с гостями попрощается.

(Каждый ученик говорит слова прощания.)

До свидания.
До новых встреч.
Удачи вам.
Всего доброго.
Всего хорошего.
Рады были видеть вас.
Счастливого пути.
Приезжайте к нам еще.
Добра, успехов.
Хорошего настроения.

Все вместе: до свидания.