Цель урока: развивать умения работать с учебной литературой, развивать умения выполнять лабораторные работы по приготовлению микропрепаратов и изучению строения клетки, реализовать системнодеятельностный подход в изучении биологии при изучении понятия "клетка - структурная и функциональная единица живых существ", развивать творческое мышление учащихся при выполнении нетрадиционного домашнего задания, развивать умение работать в группе единомышленников, распределять функции при такой работе.
Повторение ранее изученного материала: ( учащиеся уже изучили материал о цитоплазме, мембране и ядре)
- Перечислите функции наружной мембраны клетки.
- Какими двумя способами вещества могут попадать внутрь клетки?
- Чем фагоцитоз отличается от пиноцитоза?
- Какой из этих двух процессов характерен для растительных клеток? Почему?
- Каковы функции ядра клетки?
- Какое строение имеет ядро?
- Что такое кариотип?
- Какой набор хромосом в соматических и половых клетках?
- Подсчитайте гаплоидный набор в половых клетках миноги, аскариды, домашней собаки, если диплоидные наборы у этих животных 174, 2, и 78 соответственно.
Изучение нового материала
1. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся знакомятся с материалом параграфы 2,4; 2,5; 2.6 . Оформляют таблицу:
Органоиды клетки | Строение органоида | Функции органоидов | |
Постоянные | ЭПС Рибосомы Комплекс Гольджи Лизосомы Митохондрии Пластиды Клеточный центр |
||
Непостоянно встречающиеся | Жгутики Клеточные включения |
2. Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся, корректировка таблицы.
3. Выполнение учащимися лабораторной работы по изучению некоторых органоидов клетки доступных для рассмотрения в школьный световой микроскоп.
Оборудование к работе: предметные и покровные стекла, микроскоп, препаровальная игла, скальпель, стаканчик с водой и пипеткой, ткань для протирания стекол, лист комнатного растения -герани зональной, дримиопсиса, кливии или другого подходящего , кожица зрелого томата, готовые препараты " Срез зерновки злака", "Эвглена зеленая"
Ход работы
Учащиеся изготавливают препарат "Срез пластинки зеленого листа" и препарат "Срез кожицы зрелого томата" рассматривают, зарисовывают клетки с хлоропластами и хромопластами, указывают их на рисунках, рассматривают готовые препараты зерновки злака и эвглены зеленой, зарисовывают и отмечают на рисунке крахмальные зерна у зерновки злака и жгутики у эвглены зеленой.
В конце урока учащиеся получают групповые домашние задания. Класс распределяется на группы и каждая группа получает по 2 листочка бумаги на которых написаны названия органоидов клетки и каждой группе также вручаются памятки по составлению синквейна. Синквейн
При подготовке домашнего задания группа должна приготовить рисунки выбранных органоидов, вырезать их из бумаги и составить синквейны по строению и функциям этих органоидов.
В начале следующего урока учащиеся представляют свои работы и монтируют на магнитной доске модель клетки. Составленные синквейны иллюстрируют представления учащихся о строении и функциях органоидов.
Приложение 1 Синквейны составленные учащимися
Приложение 2 Рисунки некоторых органоидов клетки, выполненных учащимися.
Примечание: Урок был проведен в классе, где часть учащихся обладает хорошей мотивацией и способностями, а часть детей , наоборот, очень слабые - коррекционного вида обучения. Такие классы не редкость в сельских школах. Хочется отметить, что при работе в группах каждому учащемуся нашлось дело, сообразно его возможностям и способностями. И пусть наши синквейны и модели слабоваты в художественном отношении, но - это продукт деятельности учащихся.
Использованная литература.
- Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. "Биология. Введение в общую биологию и экологию" М. Дрофа. 2010.
- Ярцева С. В. "Реализация системно - деятельностного подхода в обучении биологии" журнал "Биология в школе" № 6 2010 год, стр 23 -25.