Урок биологии в 9-м классе "Органоиды клетки"

Разделы: Биология


Цель урока: развивать умения работать с учебной литературой, развивать умения выполнять лабораторные работы по приготовлению микропрепаратов и изучению строения клетки, реализовать системнодеятельностный подход в изучении биологии при изучении понятия "клетка - структурная и функциональная единица живых существ", развивать творческое мышление учащихся при выполнении нетрадиционного домашнего задания, развивать умение работать в группе единомышленников, распределять функции при такой работе.

Повторение ранее изученного материала: ( учащиеся уже изучили материал о цитоплазме, мембране и ядре)

  1. Перечислите функции наружной мембраны клетки.
  2. Какими двумя способами вещества могут попадать внутрь клетки?
  3. Чем фагоцитоз отличается от пиноцитоза?
  4. Какой из этих двух процессов характерен для растительных клеток? Почему?
  5. Каковы функции ядра клетки?
  6. Какое строение имеет ядро?
  7. Что такое кариотип?
  8. Какой набор хромосом в соматических и половых клетках?
  9. Подсчитайте гаплоидный набор в половых клетках миноги, аскариды, домашней собаки, если диплоидные наборы у этих животных 174, 2, и 78 соответственно.

Изучение нового материала

1. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся знакомятся с материалом параграфы 2,4; 2,5; 2.6 . Оформляют таблицу:

  Органоиды клетки Строение органоида Функции органоидов
Постоянные ЭПС

Рибосомы

Комплекс Гольджи

Лизосомы

Митохондрии

Пластиды

Клеточный центр

   
Непостоянно встречающиеся Жгутики

Клеточные включения

   

2. Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся, корректировка таблицы.

3. Выполнение учащимися лабораторной работы по изучению некоторых органоидов клетки доступных для рассмотрения в школьный световой микроскоп.

Оборудование к работе: предметные и покровные стекла, микроскоп, препаровальная игла, скальпель, стаканчик с водой и пипеткой, ткань для протирания стекол, лист комнатного растения -герани зональной, дримиопсиса, кливии или другого подходящего , кожица зрелого томата, готовые препараты " Срез зерновки злака", "Эвглена зеленая"

Ход работы

Учащиеся изготавливают препарат "Срез пластинки зеленого листа" и препарат "Срез кожицы зрелого томата" рассматривают, зарисовывают клетки с хлоропластами и хромопластами, указывают их на рисунках, рассматривают готовые препараты зерновки злака и эвглены зеленой, зарисовывают и отмечают на рисунке крахмальные зерна у зерновки злака и жгутики у эвглены зеленой.

В конце урока учащиеся получают групповые домашние задания. Класс распределяется на группы и каждая группа получает по 2 листочка бумаги на которых написаны названия органоидов клетки и каждой группе также вручаются памятки по составлению синквейна. Синквейн

При подготовке домашнего задания группа должна приготовить рисунки выбранных органоидов, вырезать их из бумаги и составить синквейны по строению и функциям этих органоидов.

В начале следующего урока учащиеся представляют свои работы и монтируют на магнитной доске модель клетки. Составленные синквейны иллюстрируют представления учащихся о строении и функциях органоидов.

Приложение 1 Синквейны составленные учащимися

Приложение 2 Рисунки некоторых органоидов клетки, выполненных учащимися.

Примечание: Урок был проведен в классе, где часть учащихся обладает хорошей мотивацией и способностями, а часть детей , наоборот, очень слабые - коррекционного вида обучения. Такие классы не редкость в сельских школах. Хочется отметить, что при работе в группах каждому учащемуся нашлось дело, сообразно его возможностям и способностями. И пусть наши синквейны и модели слабоваты в художественном отношении, но - это продукт деятельности учащихся.

Использованная литература.

  1. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. "Биология. Введение в общую биологию и экологию" М. Дрофа. 2010.
  2. Ярцева С. В. "Реализация системно - деятельностного подхода в обучении биологии" журнал "Биология в школе" № 6 2010 год, стр 23 -25.