Интеграция в системе дополнительного образования детей как фактор повышения качества образования

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время в России происходит глобальная реформация всех сфер жизнедеятельности, в том числе и образовательной. Принятие "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." привело к усилению тенденций вариативной, разноуровневой образовательной системы. Это, в свою очередь, потребовало поиска нового подхода к организации образовательно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях с целью повышения качества образования.

Принятие Федеральных образовательных стандартов ставит повышенные требования к выпускнику школы. Он должен быть разносторонне развит, социально адаптирован в современном обществе, иметь четкую гражданскую позицию.

Следовательно, с принятием ФГОС роль системы дополнительного образования детей существенно возрастает. Она сочетает в себе воспитание, обучение, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику  безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде, реализует программы духовно - нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности.

В профессиональной деятельности педагога дополнительного образования всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у обучающихся.

Педагогический коллектив нашего учреждения на протяжении последних лет одной из основных задач определяет повышение качества образования. С этой целью педагоги на учебных занятиях активно используют современные педагогические технологии, интеграционные формы для более полного, насыщенного образовательного процесса.

На слайде можно увидеть интеграцию различных образовательных областей на учебных занятиях.

Например, занятия в объединениях ОФП, ритмики интегрируются с хореографией; шахматы - с информатикой; занятия в объединениях цикла "Технология" - с различными областями искусства и т.д.

Примеры интеграции программ дополнительного образования детей

Образовательная область Направленность интеграции
Спортивно-техническая (ОФП, ритмика, шахматы) Формирование здорового образа жизни, хореография, информатика
Социально- педагогическая (журналистика, школа лидера) Музейная и выставочная деятельность, жизнь в обществе, история родного края, социальные проекты
Технология (вязание, моделирование одежды) Декоративно-прикладное творчество, парикмахерское искусство, визаж, искусство (музыка, литература, живопись, театр)
Искусство (театр, вокал, хореография, ИЗО) Мировая культура, народное творчество, декоративно-прикладное творчество
Предметная (иностранные языки, информатика, цветоводство) Углубленное изучение предметов, подготовка к олимпиадам, научно-исследовательская деятельность, искусство (музыка, литература, живопись)

Таким образом, мы видим, что при изучении предметов одной направленности происходит наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ разных направленностей. В зависимости от поставленных целей, выбора форм, методов, педагогических технологий определяется качественно новый результат уровня образования.

Данный процесс может быть выражен в следующей схеме:

Согласование общих целей и механизмов реализации образовательных программ УДОД

Исходя из опыта работы в учреждении определились следующие формы использования интеграции на учебных занятиях:

  • конструирование и проведение занятия двумя и более преподавателями разных дисциплин;
  • конструирование и проведение интегрированного занятия одним педагогом;
  • создание интегрированных тем, разделов, курсов.

Остановимся более подробно на каждой из форм.

1. Проведение бинарных занятий.

Интегрированное учебное занятие по технологии и изобразительному искусству в объединении "Конструирование и моделирование одежды".

Педагоги: Зиле Ольга Дмитриевна, преподаватель технологии пошива одежды; Карасова Фарида Михайловна, преподаватель ИЗО.

В процессе занятия обучающиеся знакомятся с историей и росписью ткани в технике "батик", самостоятельно расписывают ткань в этой технике, и в конечном итоге изготавливают шейный платок, являющийся одним из аксессуаров одежды. Данное занятие имеет практическую направленность, а именно: помимо приобретения теоретических и практических знаний и навыков, у обучающихся воспитывается эстетический вкус по применению данного аксессуара в одежде.

2. Интегрированное учебное занятие по английскому языку и информатике в объединении "Английский язык".

Педагоги: Хасанова Елена Викторовна, преподаватель английского языка;

Сухомлинова Мария Владимировна, преподаватель информатики.

На занятиях информатика выступает в роли интегрирующей дисциплины.

При использовании компьютера в учебном процессе обучающийся становится полноправным его участником. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает детей к самостоятельному поиску.

Компьютерные средства позволяют обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях.

Широкое использование возможностей   компьютера имеет большую прикладную направленность. Занятия строятся на основе игровых технологий обучения. Такой вид заданий активизирует деятельность обучающихся, заставляет осмысленно выполнять каждый этап работы от постановки цели до  получения результата.

2. Конструирование и проведение занятий одним педагогом:

Так, например педагог объединения "Французский язык" на одном из своих занятий по теме "Времена года" в создании презентации к занятию использует репродукции знаменитых художников. Это позволяет сформировать у ребенка творческое мышление, художественный вкус, воображение, желание познакомиться с другими произведениями великих художников.

3. Создание интегрированных тем, разделов, курсов.

В ЦВР "Истоки" разработаны и реализуются четыре авторские сквозные образовательные программы:

- Программа "Выставочный зал".

Направлена на создание особой культурно-образовательной среды, способствующей формированию общей культуры обучающихся, духовных и нравственных качеств личности, развитию творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства, обеспечение творческой самореализации воспитанников.

- Программа "Школа музыкальной культуры" - является сложноорганизованной, т.е. при реализации программы постоянно происходит внутривидовая интеграция, интегрируют культурные области: танец - музыка, музыка - литература, театр - музыка, теория музыки - сольфеджио - хоровое пение, народный танец - эстрадный танец - классика и т.д.

Интегрированное занятие призвано соединить настоящее с прошлым, воспитывать в детях не потребительское, а чуткое и гуманное отношение к культуре.

- Программа "Многоцветье Ямала".

Интегрированный познавательный курс занятий обеспечивает как теоретическое, так и практическое изучение быта, традиций, фольклора и декоративно-прикладного искусства народов Севера; представляет собой систему целенаправленного педагогического воздействия и является эффективным средством воспитания и обучения детей. Интегрированное освоение богатств национальной культуры заключает в себе органичное соединение разных видов искусств, образования и воспитания, образования и досуга, общения и игры, теоретические и практические занятия. В процессе реализации образовательной программы дети получают новые знания.

Данная программа - это систематизация и обобщение многолетнего опыта совместной работы педагогов дополнительного образования в области интеграции различных видов детской деятельности и социокультурного пространства. Результатом изучения данной программы являются не только знания, умения и навыки, а воплощение ребенком этих знаний в реальный продукт деятельности: декоративно-прикладное изделие, танец, сыгранная роль и т.д.

Интегрированный подход требует от педагога повышенного уровня педагогического мастерства, универсальности его образования, дополнительной подготовки, высокого профессионализма и эрудиции. Но вместе с тем, он дает качественные показатели в реализации образовательных программ и деятельности учреждения в целом. Это, в первую очередь,

  • итоговая аттестация обучающихся - определен высокий и средний уровень ЗУН;
  • сохранность контингента имеет положительную динамику на протяжении 3-х последних лет;
  • воспитанники объединений продолжают учебу в ВУЗах по направлению, выбранному ранее в учреждении дополнительного образования: журналистика, дизайн, парикмахерское искусство, технология, институты культуры и др. Это один из основных показателей качества обучения в учреждении.

Эффективное использование педагогических инноваций дает возможность педагогам МОУ ДОД ЦВР "Истоки" обобщать наработанный опыт на муниципальном и региональном уровнях в форме проведения семинаров, федеральном уровне - в форме различных публикаций: это методические рекомендации, разработки занятий и сценариев.

Так, в феврале 2011 года на базе нашего учреждения прошел обучающий семинар по теме: "Организационно-педагогические условия развития интеграционных процессов в системе дополнительного образования детей", а в феврале 2012 года планируется окружной семинар по данной тематике.

Таким образом, применяя инновационные технологии в  интегрированном  обучении , педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия. Она дает определенные положительные результаты как для обучающихся, так и для всего педагогического коллектива.

Результаты интеграции для обучающихся:

  • Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности.
  • Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения.
  • Расширяет тематику изучаемого материала.
  • Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием.
  • Увеличивает спектр изучаемого материала
  • Повышает роль самостоятельной работы.
  • Реализует лучшие личностные качества.

Результаты интеграции для образовательного учреждения:

Адекватность современным требованиям образования и воспитания;

Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем;

Широкий выбор деятельности;

Появление новых перспектив развития;

Получение качественного педагогического результата.

Верно сделанный выбор моделей интеграции позволил обеспечить реальные результаты образовательной деятельности педагогического коллектива:

- февраль 2011 г., статус опорного образовательного учреждения дополнительного образования детей в ЯНАО по направлению художественной деятельности;

- май 2011 г., в рамках ПНПО Победитель муниципального конкурса инновационных образовательных проектов, Грант в размере 500 000 рублей;

- апрель 2011 год, Сертификат и Грант победителя в городском конкурсе на получение денежного поощрения лучших педагогов дополнительного образования детей муниципального образования, педагог Карасова Ф.М.;

- май 2011 год, первое место в региональном этапе Х Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей "Сердце отдаю детям", номинация "Изобразительная и декоративно-прикладная деятельность", педагог Карасова Ф.М.;

- март 2011 год, 2-е место в региональном конкурсе музейно-педагогических программ, методист Иошина О.В.;

- апрель 2011 год, второе место в региональном этапе ХI Всероссийской акции "Я - гражданин России".

Хотелось бы отметить большую работу педагогического коллектива по применению и использованию интеграции в образовательном процессе, т.к. проведенный анализ методической литературы, научных работ позволяет констатировать факт, что интеграция педагогических технологий, различных областей знаний в системе дополнительного образования детей не освещается ни в одном печатном издании и имеет ряд определенных противоречий:

  • между потребностями социума в повышении творческого потенциала школьников и отсутствием научно-теоретического обоснования технологии его развития;
  • между необходимостью развития творческих возможностей личности и неразработанностью критериев творческого развития;
  • между высоким качеством образовательного процесса в системе дополнительного образования детей и формальным его описанием;
  • между необходимостью использования обществом обучающе -воспитательно - развивающего потенциала системы дополнительного образования и ведомственной разобщенностью, с одной стороны, а также недооценкой роли дополнительного образования детей органами государственной власти, с другой.

И в завершении, все-таки хочется обозначить немаловажную роль дополнительного образования в жизни каждого ребенка. От того, насколько будут развиты его творческие способности в период школьного возраста, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Каждого, кто приходит в наш Центр, несомненно, ждет успех, потому что атмосфера Центра наполнена духом творчества и радостных открытий. Центр "Истоки" - это, прежде всего, люди: дети, педагоги, родители. Дети, увлеченные творчеством, были, остаются и всегда будут гордостью нашего учреждения, ведь с ними работают талантливые педагоги, девиз которых "Сердце отдаем детям".

Приложение.