Введение
В начале XXI века социальные и культурные изменения связаны со становлением информационного общества. Необходимо учитывать последствия таких перемен, развитие и внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности. В этой связи и образование перестраивается на новую систему подготовки школьников к жизни в информационной цивилизации. Поэтому современный педагог должен вводить новые средства, методы и формы работы, способные не только передавать знания в определенной учебной области, но и, используя компьютерные и Интернет – технологии, формировать у ребенка культуру работы с информацией.
Бурное развитие технических средств обучения привело к возникновению нового педагогического понятия – “технологии в образовании”.
Применение их в учебном процессе – путь повышения эффективности обучения, особенно заметен с введением в учебный процесс персональных компьютеров. “Педагогические технологии” рассматриваются как совокупность педагогических методов и приемов аффективного использования технических средств обучения и воспитания.
Ребёнок, будучи от природы одарённым учеником, в школе постепенно теряет интерес к обучению. Так часто случалось и случается. И дело здесь не в способностях детей, а в организации процесса обучения. С появлением компьютеров процесс обучения становится наиболее естественным, в основе которого лежат естественное любопытство детей, а компьютер – средство для удовлетворения этого любопытства. В связи с этим у меня, преподавателя изобразительного искусства возникло сильное желание изменить свою деятельность. Использование мощного потенциала мультимедийных презентаций, созданных мной и настроенных на конкретный урок и аудиторию, позволяют знакомить учащихся с мировой художественной культурой, с произведениями русских и зарубежных художников, “посещать” величайшие музеи мира, осуществлять межпредметные связи. Специфика уроков ИЗО в том, что в них явно просматривается интеграция с другими учебными предметами: литературой, технологией, историей, краеведением, биологией, географией и т.д. Я считаю, что межпредментые связи на каждом уроке – это путь к получению учащимися наиболее глубоких знаний по всем предметам. Но для этого и педагог должен постоянно расширять и углублять свои знания.
Использование мультимедийных презентаций на уроках изобразительного искусства
Современная школа не может стоять на месте, реформирование системы образования вызвано объективными причинами развития общества. Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствования. Одним из приоритетных направлений в достижении этой цели является использование современных информационно-коммуникационных технологий. Лавинообразный рост объёмов информации принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности.[1] Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку "ручные методы" без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наличие компьютерных классов, возможность использования в учебно-воспитательном процессе глобальной сети Интернет способствует воплощению идей в реальность.
Активное использование информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе формирует новую педагогическую технологию обучения.
Внедрение ИКТ и интерактивных технологий – одно из основных направлений моей работы, которое позволяет овладеть образным языком изобразительного искусства, развивать художественно-эстетический вкус, формировать художественные знания, умения и навыки. Мне как преподавателю ИЗО часто приходится задумываться над тем, как сделать уроки увлекательными, как приучить детей заглядывать в специальную литературу. Один из эффективных способов добиться этого – использование информационно-коммуникационных технологий.
Применение компьютеров в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует, по сравнению с обычными уроками, организацию познавательной деятельности учащихся.
Вообще компьютерные технологии предоставляет множество дидактических возможностей, таких как:
- подача дозированной текстовой и графической информации на экраны
- мониторов учащихся или на экран от мультимедийного проектора (уроки – презентации);
- создание рисунков в сочетании с возможностями графического редактора;
- посещение виртуальных выставок в крупнейших музеях страны и мира;
- создание цифровой коллекции шедевров мировой живописи;
- контроль знаний (тестирование);
- создание мультимедийных презентаций самими учащимися.
Мультимедийные презентации прочно вошли в мою практику преподавания ИЗО. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от темы урока, а также предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении лекции, самостоятельной работы, тестирования, защите творческого проекта.
Для проведения уроков я создаю учебные презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам, таким как “Герб моей семьи”, “Родные просторы в произведениях русских художников”, “Русский народный костюм”, “На морском дне” и т.д.. С помощью мультимедийного проектора и демонстрационного экрана представляю созданные слайды на соответствующих уроках. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран, и рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае необходимости в любой момент я могу заменить текст, рисунок или просто скрыть ненужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе, ставить различные задач учащимся (индивидуальные задания по уровню сложности), демонстрировать репродукции и другую графическую и видеоинформацию.
При использовании наглядности в обучении необходимо соблюдать ряд условий:
- применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
- наглядность должна использоваться в меру, и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
- наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
- необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
- детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
- демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
- привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации.
Создание рисунков в сочетании с возможностями графического редактора развивает компьютерную грамотность, умение создавать рисованные и графические образы, используя программы Paint, Adobe Photoshop. Учащиеся на уроках ИЗО используют частичную дорисовку на сканированном изображении. Особенно это замечательно получается на уроке по теме “Символика древних образов. Рушники” (5 класс), “Портрет” (7-й класс) и другие.
При подготовке сообщений и докладов на различные темы учащиеся применяют электронные энциклопедии и работу в Интернет – библиотеке, используя при этом поисковые системы. Полученную информацию они обрабатывают в текстовом редакторе, таким образом, учатся находить и выделять главное, а также располагать текст и изображение на странице и сохранять созданный документ.
При изучении темы “Музеи мира” Интернет-экскурсии по Эрмитажу, Третьяковской галерее и другим крупнейшим музеям нашей страны и мира позволяют приобщить учащихся к истории мировой культуры. На этих уроках дети знакомятся с шедеврами мировой живописи и графики, скульптуры и архитектуры, а также с творчеством зарубежных, отечественных и местных художников, посетив Интернет – выставки их произведений.
Совместно с учащимися ведется работа по создание цифровой коллекции шедевров мировой живописи, которая постоянно пополняется. Коллекция произведений искусства позволяет знакомить на уроках детей с шедеврами живописи без использования сети Интернет.
Тесты и интеллектуальные игры по предмету должны отвечать целям и задачам урока, способствовать организации активного общения. Для создания тестов я использую программу Microsoft Power Point. С помощью мультимедийного проектора и демонстрационного экрана представляю слайд с вопросом и вариантами ответов для обсуждения учащимся и определения правильного варианта. Такие презентации-тесты используются и для индивидуального контроля знаний на уроках в компьютерном классе, где у каждого учащегося есть возможность самостоятельно отвечать на предложенные вопросы. Презентации-тесты используются для закрепления знаний на текущих уроках или на уроках обобщения знаний.
Следующим направлением работы является проектная деятельность учащихся. При реализации этого вида деятельности осуществляется тесная взаимосвязь с технологией. Данное направление работы расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к народным промыслам, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. В основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников мы видим использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов. Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых “продуктов”. Учащиеся создают презентации на защиту творческих проектов по различной тематике.
Каждый учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда”. [2]
Любая образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования. Формы работы с упражнениями учитель может выбрать в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от индивидуальной для одаренных учеников до групповой в менее подготовленном классе.
Вся моя методика работы выбрана с учетом методической проблемы гимназии, с учетом современных требований к модернизации образовательного процесса, с учетом перехода на профильное обучение, гуманизации образовательного процесса, и подготовки учащихся к жизни в современном обществе.
Заключение
В заключение хочу сказать, что практически любой учитель при желании может использовать мультимедийные пособия или создать свои электронные презентации (именно по той теме, которая необходима на уроке), а также создавать тесты для своих уроков (именно с теми вопросами, которые необходимы учителю). Использование мультимедийных презентаций на уроках ИЗО имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ является возможность представлять ученикам после выполнения заданий правильные варианты набросков, эскизов. Можно предложить ученикам записать некоторые определения, опираясь на наглядность, что многим учащимся облегчает процесс правильного восприятия. И в дальнейшем эти записи и зарисовки могут использовать при подготовке к тестам, урокам-практикумам и т.д. по теме, а также при выполнении домашнего задания.
Другой положительный результат использования презентаций – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.
Интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс на уроках изобразительного искусства дала возможность развивать познавательную активность учащихся по предмету, расширять их кругозор, активизировать мыслительную деятельность, решать учебные и воспитательные задачи в соответствии с целями и задачами нашей школы.
Список литературы:
- Е.В. Поваляев. Полезные подарки, или Обучение с развлечением. Компьютер Пресс 12-2000, с. 45.
- И.И. Мархель. Компьютерная технология обучения. Педагогика, 5 - 1990, с. 88.