Коррекция агрессивного поведения у воспитанников детского дома

Разделы: Коррекционная педагогика


“Мирись, мирись, мирись и больше не дерись…”. Каждый знает этот детский стишок. “А если будешь драться, то я буду кусаться”. Много раз в своей жизни мы произносили его, произносят и современные дети. Каждому понятно, что речь здесь идет о попытке примирения после ссоры (проявления агрессивного поведения) между двумя индивидуумами. А также звучит предостережение – повторное нападение повлечет за собой ответную (защитную) агрессию.

Существует множество теорий агрессии: инстинктивная, социобиологическая, побуждения, когнитивная, социального научения. Последнее теоретическое направление, предложенное А. Бандурой [1], является уникальным. Агрессия рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно также как и многие другие формы социального поведения. Анализируя агрессивное поведение человека, необходимо учитывать: 1. Состояние нервной системы, гормонального фона, прошлый опыт, наблюдение подобных реакций; 2. Наличие провоцирующих факторов (возбуждение, фрустрация, нападки), наличие побудительных мотивов (инструкций, приказов, эксцентричных убеждений); 3. Условия, при которых закрепляется агрессивное поведение (внешними поощрениями и наказаниями – материальное вознаграждение; викарное подкрепление – наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других; механизмы саморегуляции – гордость, вина).

Теория социального научения утверждает, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, и, в отличие от других теоретических направлений, гораздо более оптимистично относится к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.

В быту агрессия воспринимается как сугубо отрицательное проявление человеческой природы. Согласно принятым формулировкам, агрессия – это действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу. В любом случае, агрессивное поведение у детей и подростков не должно трактоваться однозначно как отрицательное свойство личности, требующее немедленного подавления. Агрессивные проявления могут быть реакцией на неблагополучную обстановку дома, в школе, в среде сверстников. Агрессия может быть выражением скрытого отчаяния, вызванного непониманием и отсутствием любви, осознанием собственной ненужности, комплекса переживаний на этой почве.

Подавляющее большинство воспитанников детского дома испытывают проблемы в общении с окружающими. У определенного числа это связано с проявлением агрессии. И немало сил, терпения нужно воспитателю, чтобы преодолеть привычный способ ребенка-сироты взаимодействовать с окружающим миром. Сразу же возникает желание подавить, пресечь, наказать. А как иначе? Дети должны быть воспитаны и послушны. Строптивость, капризность, несогласие подавляются, агрессия заглушается, проявляющий ее ребенок подвергается наказанию.

Подавлять агрессию у ребенка нельзя ни в коем случае. Поэтому задачей педагогов детского дома стала необходимость научить детей контролировать свою агрессию, отстаивать свои интересы и защищать себя социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим. Ведь агрессия – это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для конструктивных идей и целей.

Работа в этом направлении ведется педагогом-психологом и воспитателем совместно. Помимо индивидуальной работы, используются групповые методы.

Главное место занимают упражнения и игры, помогающие воспитанникам детского дома освоить приемлемые способы общения с окружающими, развить интерес к своему внутреннему миру и эмоциям других людей, познакомиться со способами разрядки гнева в приемлемой форме. Игровые занятия позволяют детям-сиротам получить опыт доверия к окружающим в благоприятной эмоциональной атмосфере. В группу включаются не только агрессивные дети, но и более спокойные, которые могут демонстрировать конструктивные навыки общения и служить примером, причем последних в группе должно быть больше. Игровая форма занятий интересна для всех детей.

Занятия для воспитанников младшего и среднего школьного возраста длится не более одного часа. Начинается с приветствия. Если дети в группе мало знакомы, то необходимо включить ритуал знакомства. На первой встрече принимаются групповые правила, которым следует придерживаться во время занятий. Правила принимаются совместно и вывешиваются в комнате для занятий. Во время работы ведущий постоянно обращается к ним. Примерный перечень правил:

  1. Добровольность участия.
  2. Правило “Стоп”: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать “стоп”.
  3. Конфиденциальность. Все обсуждения только на занятии.
  4. Правило “Здесь и теперь”, говорить только о том, что происходит внутри группы.
  5. Активность.
  6. Искренность в общении.
  7. Оценивается только поступок, а не личность человека.

Затем упражнение-разминка, помогающее раскрепоститься детям, снять напряженность, тревогу.

 

Основное упражнение всегда заканчивается рефлексией, для того, чтобы дети осознали свое внутреннее состояние, что с ними происходит во время занятия, узнали, что чувствуют другие дети, как воспринимают ситуацию.

Затем следует ритуал прощания. Он может быть каждый раз один и тот же, а может меняться.

Для примера можно привести полное описание одного из занятий.

Цель занятия – формирование доверия к окружающим.

План занятия:

  1. Приветствие
  2. Разминка
  3. Игра "Слепой и поводырь"
  4. Прощание “Я хочу сказать "Спасибо"”

Приветствие. Ведущий: “Добрый день, дорогие ребята, очень рада видеть сегодня вас на нашем занятии. Начнем нашу работу так: встанем (ведущий встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза, главное — никого не пропустить”.

После выполнения упражнения ведущий задает группе один из вопросов: “Как настроение?”, “Как вы себя чувствуете?”, “Можем ли мы приступать к работе?”

Разминка. Игра “Обзывалки”.

Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

А теперь, когда мы все поздоровались друг с другом, давайте поиграем в одну интересную игру…

Содержание: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг-друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов “А ты…”. Например: “А ты – морковка!”

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: “А ты – моя радость!”.

Примечание: Игра интереснее, если проводить ее в быстром темпе.

Игра “Слепой и поводырь”.

Цель: приобретение опыта доверия окружающим.

Материалы: повязки на глаза, мягкие формы для препятствий.

Содержание: Сначала дети разбиваются на две команды. Первая команда – “слепые и поводыри”, вторая – исполняют роль препятствий. Первая команда делится на пары. Один ребенок в паре будет “слепым” – ему завязывают глаза. Второй – его “поводырем”, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением. Это "движение" вы заранее создадите, расставив в комнате мягкие формы таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Дети из второй команды создают "баррикады" из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.

Инструкция: “Разделитесь на две команды. Первая команда будет слепыми и проводниками. Вторая команда – исполняют роль препятствий на дороге. Потом команды поменяются ролями. Первая команда, разбейтесь на пары. Выберите, кто из вас будет “слепым”, а кто “поводырем”. “Слепые”, завяжите себе глаза повязками. Поводыри, поверните “слепых” лицом к улице, которую нужно перейти. Все, кто исполняет роль препятствий, займите любые места и позы на пути перехода улицы. Задача проводника аккуратно перевести “слепого” через улицу, подсказывая ему, куда надо наступать, поворачивать и т.п. Если считаете нужным, можете легонько дотрагиваться до “слепого”, направляя его в нужном направлении”.

После выполнения задания, “слепой” и “поводырь” меняются ролями. После этого первая и вторая команда меняются местами: первая – становятся “препятствиями” на дороге, вторая – “слепыми и поводырями”.

Трудным может быть для детей объяснение со "слепым" человеком, так как фразы типа: "А теперь ставь ногу вот сюда" – ему ни о чем не говорят. Обычно ребенок осознает это через какое-то время и его общение со "слепым" в следующий раз уже будет более эффективным, так что полезно проводить такие игры не по одному разу.

Примечание. В этой игре "проводник" может контактировать со "слепым" разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу "слепого" на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можете чередовать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя таким образом владение то вербальными (речевыми), то невербальными средствами общения. Если ваш "слепой" норовит самостоятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в пространстве, расставив по-другому препятствия и раскрутив на месте ребенка после того, как ему завязали глаза.

Рефлексия.

Скажите, пожалуйста:

– Что вы чувствовали, когда переходили улицу с закрытыми глазами?

– Что было труднее: быть “слепым” или “поводырем”? Почему?

– В какой роли вам больше понравилось быть? Почему?

Прощание. Упражнение “Я хочу сказать ?Спасибо?».

Инструкция: Мы часто, а может быть и не очень часто, говорим “спасибо”. Так принято. Принято благодарить за подарки, за вкусный обед, за оказанную услугу и за многое другое. Слово “спасибо” приятно не только тому, кто его слышит, но и тому, кто произносит. Не верите? Давайте проверим. Часто мы забываем или просто не успеваем поблагодарить человека за что-то важное, что он для нас сделал или делает. Сейчас в течение двух минут мы посидим молча. В это время постарайтесь вспомнить человека, которому вы хотели бы сказать “спасибо”, и за что именно вы благодарны ему. Когда вы будете готовы, я попрошу вас сказать, кого вы хотели бы поблагодарить и за что. Начните со слов: “Я хочу сказать "спасибо"...”.

Полный цикл занятий с подробным описанием игр и упражнений можно найти в Приложении 1. В цикле подобраны игры психолога Татьяны Ломтевой [2] и упражнения из коррекционной программы, разработанной в МОУ СОШ № 99 [3].

Коррекционная работа – это не только специально подобранные упражнения. Результативность принимаемых мер в большой степени зависит еще и от личного примера воспитателя в повседневном общении со своими подопечными. Если взрослый правильно ведет себя, правильно строит общение с ребенком, во многих ситуациях можно избежать конфликта и перевести его в мирное русло. В заключении приведем некоторые правила, которые желательно выполнять в общении с воспитанниками, склонными к агрессивным проявлениям:

· Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.

· Если вы видите, что воспитаннику трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.

· Показывайте воспитаннику пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нем вспышек гнева и не стройте планы мести.

· Сделайте все, чтобы ваш воспитанник в каждый момент времени чувствовал, что вы его цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз выразить свое доброе отношение к нему и пожалеть.

И, конечно, самое главное в работе с детьми – детей нужно любить.

Список литературы:

  1. Бандура А. Теория социального научения. – Санкт-Петербург: Изд-во ЕВРАЗИЯ, 2000.
  2. Ломтева Т. Большие игры маленьких детей. – Москва: “Дрофа-плюс”, 2005.
  3. Сайт “www.vashpsixolog.ru