Урок литературного чтения "Котенок" во 2-м классе. УМК "Школа России"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить знакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого, с его рассказами;
  • учить находить главную мысль, составлять план, отрабатывать навыки осмысленного, правильного, выразительного чтения;
  • развивать память, внимание;
  • воспитывать любовь  к животным, объяснить детям, что значит «прикоснуться к красоте сердцем».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Цель: обеспечить включение в деловой ритм

 

2. Отработка техники чтения

 

3. Проверка домашнего задания

 

4. Подготовка к восприятию

а) задание: подберите слова, противоположные по смыслу.

Слайд 2

б) беседа о любви к живой природе

Слайд 3

 

Слайд 4

 

 

Слайд 5

 

Слайд 6

 

 

 

Слайд 7

 

 

5. Работа над новым материалом

 

 

Чтение рассказа учителем.

Обмен впечатлениями.

Беседа по содержанию.

 

Работа в парах

 

 

 

 

Физкультминутка.

 

 

 

 

Словарная работа.

Слайд 8

 

 

Работа в малых группах.

 

 

 

Составление плана для пересказа.

Слайд 9

 

 

 

Беседа о красоте живой природы.

 

 

 

Итог урока.

 

Домашнее задание:

 – Добрый день, дорогие ребята. Начинаем урок литературного чтения.

Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

– Для работы нам нужен помощник – наш язычок. Давайте подготовим его к работе.
Давайте попробуем надуть воздушный шарик, и вдруг он у нас сдувается на (1, 2), (1, 2, 3).
–  Какого цвета воздушный шарик?
– Молодцы! Посмотрите на экран. Как связаны картинки с домашней работой?
– Прочитайте, кто какие загадки о животных приготовил.
– Спасибо. Молодцы.
– Посмотрите на экран. Подберите слова, противоположные по смыслу.

 

Глупый – умный
Слабый – сильный
Лживый – честный
Плохой – хороший

– Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Да, есть люди добрые и честные, а бывают жадные и жестокие)
 – В каждом человеке есть две половинки: белая и чёрная, важно только, какую человек откроет больше  в себе.
– Обратимся к словам А. Л. Барто: «Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука – и он умер на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
– Что значит, «прикоснуться к красоте сердцем»? (Значит радоваться всему живому, улыбаться бабочкам, беречь, любить красоту.)
Молодцы.
– Ребята, как вы думаете, как человек должен относиться к животным ? А животные чем ответят?
Человек должен любить и заботиться о животных, а они в свою очередь тоже ответят нам преданностью на нашу любовь и ласку.
– Посмотрите, пожалуйста, на экран.

На экране напечатаны произведения

  • «Филипок»
  • «Правда всего дороже»
  • «Старый дед и внучек»

– Что объединяет эти произведения? (Автор всех произведений – Л.Н. Толстой.)
– Хотите  выполнить ещё  одно задание?
– Как его будете выполнять?
– Зачеркните буквы, которые подходят к шифру, а из оставшихся букв соберите слово.

К     М     О     У     Л     Т    З     Ё     Ы     Г       Н     О     А     Р     К

Шифр: 2, ,4,  5,  7, 9, 10, 13, 14

КОТЁНОК

– Как вы думаете, что общего у этих 2 слов:

ТОЛСТОЙ                          КОТЁНОК

– Какова же тема сегодняшнего урока?
– Что должны уметь на уроке чтения, выберите из предложенных вариантов
(На экране слова: играть,  выразительно читать, петь, отвечать на вопросы, бегать, озаглавливать части текста, внимательно слушать, оценивать товарищей).
– Спасибо. Молодцы.

– А теперь внимательно прослушайте рассказ и решите, совпадает ли ваше предположение с содержанием?

Подтвердились ли ваши предположения?
– Понравился ли вам рассказ?
– Кто понравился больше всего?
– Почему?
– Вы волновались, когда слушали рассказ?
– За кого волновались? (За котёнка, за Васю).
– За кого волновались больше? (За котёнка)
–  На карточке у вас даны слова, выберите те, которые характеризуют котёнка.

слабый                    беззащитный
сильный                  маленький
здоровый                 пушистый
усатый                     белый
полосатый               большой

– Какие повадки характерны для котика?
– Как умывается? Как потягивается? Как изгибает спинку?

Как у котика усы
Удивительно красы
Глаза смелые, зубки белые.
Выйдет котик в огород.
Всполошиться весь народ.

– В тексте вам встретились слова, значение которых мы разберём

амбар – сарай, где хранится зерно;
подле – около, возле;
прочь – в другую сторону;
щавель – съедобное растение с листьями кислого вкуса;
что было духу – очень быстро.

Сейчас мы научимся читать это произведение в малых группах выразительно.
– Каждой группе я дам предложения из части текста, ваша задача – собрать из предложений часть и в правильной последовательности её прочитать, соблюдая все законы  литературного чтения.
Задача других групп – внимательно слушать текст и выбрать из предложенных вариантов название этой части текста.

По мере чтения частей текста появляется.план 

План

1. «Весной кошка пропала» (огорчение)
2. «У неё котята» (радость)
3. «Серый, с белыми лапками» (повествовательная интонация)
4. «Забыли про котёнка» (страх)
5. «Собаки хотят схватить котёнка» (страх)
6. «Вася закрыл его от собак» (радость)

(с комментированием настроения).

– Давайте вернёмся к словам А. Барто (зачитываю слова ещё раз)
– Ребята как вы думаете, Вася прикоснулся сердцем к красоте живой природы?
– Каждый ли человек может прикоснуться к красоте живой природы?
– Наверное, да, если он этого хочет.
– Прикасаться к красоте природы мы можем ежедневно, ведь в любом явлении мы можем увидеть что – то необычное. Надо только пофантазировать. Нашим уроком мы в какой –то степени попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Мне бы хотелось, чтобы вы мысленно пожелали всем птицам, зверям благополучно перенести зиму. А нам, ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к красоте живой природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

– Чем мы можем помочь животным?
– Мне понравилось, как на уроке работали …
– Спасибо за урок.

– прочитать рассказ;
– вспомнить пункты плана и записать в тетрадь;
– рассказать интересную историю о своём животном.