Урок литературного чтения по теме "Такие разные собаки". В.Ю. Драгунский. "Дымка и Антон"

Разделы: Начальная школа


Обучающий аспект: совершенствовать навык выразительного чтения; учить выражать свои мысли, чувства, настроение; вызвать интерес к творчеству В.Драгунского.

Развивающий аспект: развивать речь учащихся, творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, произвольное внимание.

Воспитывающий аспект: воспитывать чувство доброты, уважения, любви ко всему живому.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент.

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно и приготовьтесь к работе.

II. Рефлексивно-мотивационный момент.

Сейчас я предлагаю вам "сфотографировать" слова, они будут представлены на экране. В течение 20 секунд вы будете их читать и стараться запомнить как можно большее их количество.

Презентация.

(Слайд 1)

  • дядя Ваня
  • Дымка
  • Антон
  • кость
  • перестала разговаривать
  • покраснел
  • простила
  • начали играть
  • побежали к речке

Молодцы! Запомнили много слов! А вам знакомы эти слова? Как они называются? (Ключевые.) К какому произведению относятся? ("Дымка и Антон" В.Ю.Драгунский) (Слайд2)

Хорошо! Дома вы готовили выразительное чтение этого произведения и должны были записать вопросы к автору, возникшие в ходе чтения 1 части. Давайте их послушаем.

III. Проверка домашнего задания.

Много вопросов вы задали автору, а я тоже выполнила это задание и вот какие вопросы возникли у меня. Похожи ли они с вашими?

(Слайд 3)

1. Кто это "я"? От чьего лица ведётся повествование?

2. Почему собак называли не просто по имени, а ещё и по фамилии?

3. Что такое галифе?

4. Как это - "понятливые глаза"?

5. Почему Антон был Дыхов?

6. Где Антон потерял одну ногу?

7. Почему Антон, имея хозяина, был бродягой?

Скажите, на какой вопрос автор так и не дал нам точного ответа? (Где же Антон потерял одну ногу?)

А вы можете это предположить? Это грустная история или весёлая?

А теперь послушаем выразительное чтение второй части, но прежде приготовимся к чтению, выполнив артикуляционную гимнастику.

IV. Работа над текстом произведения.

1. Артикуляционная гимнастика.

- Давайте подготовимся к чтению произведения вслух.

Прочитайте предложения с соответствующей интонацией. (Слайд 4)

  • Кукушка кукушонку купила капюшон.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон?
  • Кукушка кукушонку купила капюшон!
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

- А теперь с ударением на выделенное слово.

  • Кукушка кукушонку купила капюшон.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

2. Выразительное чтение 2 части.

3. Проверка уровня осознания текста.

- Ребята, какое настроение у вас возникло в ходе чтения?

- В какой момент вы испытали волнение или тревогу?

- В какой момент настроение изменилось и вам стало радостно и спокойно?

4. Жанровое соотнесение

- К какому жанру относится это произведение? Докажите.

- А теперь проверим. (Слайд 5)

Рассказ.

1. Литературное произведение в прозе.

2. Описан один эпизод, событие из жизни героев.

3. Немного героев (3)

4. Небольшой по объёму.

- А почему Дениска понимает язык животных? (Автор использует приём олицетворение, наделяет животных качествами человека.)

- Какой ещё приём использовал автор?

- Как вы думаете, схожи ли эти животные друг с другом по характеру? Вот это мы сейчас и выясним.

5. Составление характеристики героев.

- Давайте подумаем, какими чертами характера обладали Дымка и Антон.

а) Работа в парах.

(Приложение1, Слайд6)

- Давайте проверим, что у вас получилось? (Слайд 7)

б) - Чем похожи столь разные собаки? Могли бы они дружить?

- А сейчас послушайте два музыкальных фрагмента и попробуйте определить, кого из 2-х собак характеризует каждый музыкальный фрагмент? Почему? (Прослушивание музыкальных фрагментов, Приложение 2)

- Молодцы!

6. Выборочное чтение. (Работа по группам)

- А сейчас найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о том:

1 ряд - Что помешало Дымке грызть кость?

2 ряд - Как Дымка догадалась, что кость стащил Антон?

3 ряд - Кто "помог" Антону исправиться?

Все - Как догадался Дениска, что Дымка простила Антона?

- Кто был лучшим читателем? (оценивание)

7. Рефлексивно-оценочные действия.

- На чьей стороне ваши симпатии-Дымки или Антона?

- Как вы думаете, почему Антон утащил кость?

- Почему же он всё-таки вернул её?

- А что вы можете рассказать о Дениске? (Ответы детей, Слайд8)

(Добрый, любит животных, наблюдательный, чувствует характер животных, говорит о собаках, как о людях, любит справедливость, обладает чувством юмора)

Из всего вышесказанного можно ли предположить, каким должен быть человек, рассказавший нам такую историю?

(Рассмотрим его портрет, Слайд9)

А сейчас послушайте, что нам расскажет о В.Ю.Драгунском один из учеников нашего класса. (Короткое сообщение о писателе, Приложение 3)

8. Сведения об авторе.

(Ответ одного из учащихся)

9. Книжная выставка.

Вот таким был В. Драгунский и это подтверждают его рассказы, написанные для вас. На нашей небольшой книжной выставке вы видите его книги, которые я рекомендую вам почитать вместе с родителями.

Наш урок близится к концу. И я хочу проверить, насколько хорошо вы запомнили содержание Рассказа "Дымка и Антон". Поработаем в группах.

V. Проверка уровня усвоения изученного материала.

(Работа по группам, Приложение 4)

- Проверим, как справилась с заданием первая группа (Слайд 10)

- Как поработала вторая группа? (Слайд11)

- Посмотрим, что получилось у ребят из третьей группы (Слайд12)

- Молодцы, блестяще справились с заданиями!

VI. Подведение итога урока. Домашнее задание.

- Молодцы! Отлично поработали!

- Ребята, чем понравился вам этот рассказ?

- А кто может сформулировать его основную мысль? Что же хотел донести автор до каждого из нас?

(У собаки есть характер. Только любящий животных человек понимает их, воспитывает и заботится о них. Мы в ответе за тех, кого приручили) (Слайд13)

- Дома я предлагаю вам выполнить одно из трёх заданий на выбор.

(Слайд14)

1. Проиллюстрировать наиболее понравившийся эпизод.

2. Подготовить пересказ 2 части от лица Антона.

3. Предположи, как изменится жизнь собак через год. Напиши сочинение-миниатюру об одной из собак.

Приложение 1.

VII. Рефлексия.

- Возьмите кружочки, лежащие на парте, и нарисуйте смайлики. Улыбку, если вам понравилось на уроке, грусть, если нет. Затем опустите их в конвертики.

- А я на память о нашем уроке хочу подарить вам закладки в виде косточки со словами Антуана-де-Сент Экзюпери "Мы в ответе за тех, кого приручили". Ребята, любите животных, и они ответят вам тем же!

- Спасибо за работу! (Слайд15)