Цель: упражнения в нахождении наречия в различных видах заданий.
Задачи урока:
образовательная:
- повторить и систематизировать знания о наречии, закрепить умение
- находить наречия в речи, текстах с помощью вопросов,
- понимать значение и роль наречий, правильно употреблять их.
Воспитательная:
- воспитывать умение работать коллективно, формировать чувство ответственности, нравственную чуткость, дисциплинированность.
Развивающая:
- продолжить формирование связной и письменной речи посредством составления предложений, подбора подходящих по смыслу наречий, коррекционных упражнений.
Коррекционная:
- способствовать осознанию материала урока через зрительное и слуховое восприятие,
- обогащать и пополнять словарный запас обучающихся,
- способствовать развитию и коррекции мыслительных процессов.
Оборудование: карточки со словами, сборник стихов В. Высоцкого, аудиозапись песни "Он не вернулся из боя".
I. Организационный момент.
Приветствие. Посадка ( учащиеся садятся по очереди, называя примеры частей речи: глагола, числительного, наречия).
II. Повторение изученного материала.
1). Учащимся предлагается составить словосочетания с наречиями, написанными на индивидуальных карточках.
Рано, быстро, однажды, хорошо, слишком, вверх, далеко.
(Например: рано встал, быстро бежит, и т.д.).
- Указать наречие и доказать с помощью вопроса и значения наречия, как части речи.
2). Оформление в тетради записи даты.
3). Работа над ошибками, часто встречающимися в предыдущих письменных работах.
- Объяснить правописание наречий: грустно, поздно. Назвать орфограмму. Запись проверки сделать в тетради.
III. Словарная работа.
1). На доске написана пословица, первое слово закрыто:
::.. в учении - легко в бою.
- Ученикам предлагается определить пропущенное слово и объяснить значение пословицы.
- С помощью приставки к слову учение образовать новое слово обучение.
- Сделать в тетради грамматический разбор слова обучение.
2). Работа с деформированным текстом.
- Учащимся предлагается составить предложение из слов, написанных на табличках: обучение,
В, скоро, город, трех, будет, платное, школах.
- Сделать запись предложения в тетрадь. Найти наречие, поставив вопрос от выделенного глагола.
IV. Закрепление. Упражнение в закреплении изученного материала о наречии.
1). Учащимся предлагается образовать наречия от других частей речи:
Прекрасный - прекрасно Низ - низко Два - дважды Добрый - Верх - Один - Чуткий - Бок - Три - Резкий - Конец -
- Доказательно определить части речи. Сделать запись в тетрадь.
2). Коррекционное задание.
Скачет Шьет Ползет Зеленеет Любит Моет Прыгает Красит
- Учащимся предлагается:
- Oпределить общий смысловой признак слов в двух столбиках (глагол).
- В каждом столбике слов найти лишнее слово, доказать почему (любит, зеленеет).
- Составить словосочетание глаголов с подходящим по смыслу наречием.
- Записать в тетради 1-2 словосочетания.
Ф И З М И Н У Т К А.
3). Учащимся предлагается из табличек со словами составить фразы, предварительно определив место слову среди частей речи по смыслу (доказательно устно ).
Один, дозор, рота, оказался, девятая, если, вдруг, ночной, друг, дома.
(Девятая рота, один дома, если друг оказался вдруг, ночной дозор).
- Составленные фразы поместить на доске. Определить к какому жанру искусства они относятся.
- Найти фразу из стихотворения В. Высоцкого. Определить в ней наречие (доказательно).
Запись оформить в тетради.
4). Определение на слух и выделение наречий из стихотворения В. Высоцкого "Песня о друге".
Чтение учителем стихотворения сопровождается записью наречий в тетради. Проверка.
V. Итог урока
1). Обобщение знаний о наречии как части речи.
2). Разбор домашнего задания. Учебник С.159, У. 217, (доказательно).
VI. Оценка работы учащихся.
VII. Прослушивание аудиозаписи песни В. Высоцкого "Он не вернулся из боя" в исполнении автора.
Индивидуальная работа осуществляется по карточке со следующим содержанием
- показ
- словарная работа в виде зрительного диктанта по предметным картинкам
- по картинкам слов - предметов, запись их в тетрадь в два столбика по вопросам кто? что?