Тестовый контроль знаний учащихся в последнее время приобрел большую популярность. Преимущества тестов очевидны:
а) возможность проводить контроль в массовом порядке;
б) объективность оценивания;
в) высокая точность получаемых результатов.
Но наряду с достоинствами этому виду контроля присущи и некоторые недостатки:
а) возможность угадывания правильного ответа;
б) легко списать правильный ответ;
в) не развивается устная и письменная речь ученика;
г) не учитываются индивидуальные особенности учащихся и т.д.
Эти недостатки преодолеваются путем увеличения числа вариантов, правильной организации работы (каждый учащийся должен работать с индивидуальным листом с тестовым заданием, на отдельном компьютере). В поисках верного ответа школьник рассуждает, значит, речь, хотя и внутренняя, все-таки развивается. Для того чтобы учитывать индивидуальные особенности учащихся, возможно в одном тесте использовать задания разной сложности. При этом если ученик претендует на высокий балл, он должен выполнить задания повышенной сложности. Таким образом, большинство недостатков тестового контроля в той или иной степени преодолимо.
Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода ответов и автоматизированной обработки результатов с заранее заданными параметрами качества. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, формул, терминов и пр. Главное - тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться в памяти компьютера. Технология оценивания - рейтинговая или отметочная, по организации - автоматический контроль, контроль учителя, самоконтроль.
В каждом классе (7-11) я разработала серию тестов, позволяющих провести контроль знаний пройденной темы, крупных разделов, а также изученного курса.
Для повышения эффективности тестирования и проверки его результатов я использую с 2004 года автоматизированную систему TEST, которая позволяет исключить момент списывания, так как компьютер выбирает вопросы в случайном порядке. Система "TEST" является свободно распространяемым бесплатным программным обеспечением. Система сама подводит результат тестирования и формирует отчет, который можно сохранить в текстовом формате. Ознакомившись с отчетом, ученик имеет возможность увидеть свои ошибки и получить рекомендации по их исправлению. Я постоянно пополняю свою копилку интерактивных тестов, создавая их сама с помощью конфигуратора системы. Ниже приведены вопросы для тестов <Приложение1> с вариантами ответов и ответы <Приложение2> по следующим темам:
№ | Наименование темы | |
Основные понятия информатики, современные информационные технологии, вычислительная техника. | ||
Техническое обеспечение ПК, характеристики устройств ПК. | ||
Программное обеспечение ПК. Понятие алгоритма. Свойства, структурные схемы алгоритмов. Алгоритмические языки программирования. | ||
Операционные системы, оболочки и среды. | ||
Средства обработки графической информации, разработки мультимедиа. | ||
Текстовые редакторы и издательские системы, текстовый процессор Microsoft Word. | ||
Табличные процессоры. Табличный процессор Microsoft Excel. | ||
Понятие базы данных. Модели данных. Понятие о СУБД. Язык описания данных. Запросы и их типы. | ||
Интегрированные системы. Системы искусственного интеллекта. Экспертные системы. | ||
Компьютерные сети: локальные, глобальные, сети INTERNET, корпоративные сети. Службы INTERNET. | ||
Информационная безопасность, основы защиты информации. |