Новые образовательные стандарты и программы ориентируют учителя не только на создание целостных (системных) представлений по изучаемой дисциплине, но и на целенаправленное развитие предметного мышления, информационных и интеллектуальных умений школьников, на формирование навыков предметного познания.
Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие осуществлять как межпредметную, так и внутрикурсовую интеграцию, формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
Информатика на сегодняшний день является одной из важнейших учебных дисциплин. Знания, полученные на уроках информатики, необходимы при изучении других предметов школьной программы.
На уроках информатики в начальной школе детям даются знания о признаках предметов: цвет, форма, размер, материал, вес, вкус, название.
“Куклы бывают разные…”
Гипотеза: на основе исследования истории кукол можно сделать вывод, что во все времена главной игрушкой ребёнка являлась кукла и играя с ней, ребёнок знакомится с признаками предметов: цвет, форма, размер, материал, вес, вкус, название.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с историей кукол.
- Сравнить современные куклы и куклы прошлых лет.
Этапы работы:
Собрать материал об истории кукол.
Рассмотреть на примере кукол признаки предмета: цвет, форму, размер, состав, название; количество.
Побывать в театре кукол.
На кукольном спектакле.
Ученик
Этой куклы кто не знает?
Лучше куклы не найдешь.
Сразу глазки открывает,
Только на руки берешь.
Ученик
И хоть слез у куклы нет,
Плачет девочка моя:
— Мама, мама!
Где ты, где ты?
Ну, а мама – это я.
Ученик
Я надену кукле бусы,
Платье новое сошью.
Не вести же мне к бабусе
В старом куколку мою.
Ученик
– Ой, ты что маленькая в куклы играешь? Зачем ты принесла в школу куклу?
Ученик
– Это не моя кукла, это моей тёти.
Ученик
– Тётя играет в куклы? Что она маленькая?
Ученик
– Нет, она их коллекционирует. Ведь для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства.
Ученик
В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики.
Ученик
Так что же означает слово кукла?
Ученик
Кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека написано в словаре русского языка (С. И. Ожегова ").
Ученик
Куклы бывают разными.
От маленьких, 14 сантиметров, пупсов до больших – ростовых, в человеческий рост.
Они бывают разной формы, разных размеров, разных цветов, сделаны из разного материала, и названия у них разные.
Слайд 5
Ученик
У девочек это и разряженные принцессы — красавицы из фарфора, и резиновые пупсики — голыши, и самодельные тряпочные куколки.
Слайд 6
Ученик
У мальчиков тоже есть свои куклы, хотя ни одному мальчику в голову не приходит, что это тоже куклы. Это солдатики, человечки от конструкторов (водители, пилоты). Сделаны они из разных материалов (пластилина,дерева,глины, олова, пластмасса) и одеты во всевозможные наряды.
Слайд 7
Ученик
Кукла – первая среди игрушек. В них играли малыши сотни лет назад, играют и сейчас. Возраст древнейшей на земле куклы более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек прямоугольной формы.
Слайд 8
Ученик
Конечно, за многие годы вид кукол сильно изменился.
Самые первые славянские куклы были из золы и воды. Их смешивали и скатывали в шарик: такая кукла называлась "баба".
Слайд 9
А ещё была кукла из соломы и звали её “Постригуша”.
Слайд 10
Ученик
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Ученик
Их шили из ткани и наполняли разными мягкими материалами. Часто использовались вата и крупы: в России гречка и пшено.
Их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Считалось, что если девочка играет в куклы, то она будет хорошей мамой.
Слайд 11
Ученик
Матрёшка – замечательная игрушка. Она стала нашим национальным сувениром. Эта кукла оказывается сюрпризом, она содержит в себе до двенадцати куколок. Собирая и разбирая матрёшку, мы получили первые знания о форме, величине, цвете, количестве.
Слайд 12
Ученик
Есть ещё вкусная кукла, сувенирный Тульский пряник-Матрёшка, её вес от 350 грамм до 16 килограмм.
Слайд 13
Ученик
Фигурный шоколад стал частью нашей жизни. Какой же новый год без шоколадных Дедов Морозов?
Слайд 14
Ученик
Очень похожа на матрешку и другая кукла – неваляшка. Привлекает яркостью цвета. Эта игрушка состоит из геометрической фигуры – круг. Самый большой круг – это туловище, поменьше – головка, два одинаковых маленьких кружочка – ручки.
Слайд 15
Ученик
Было время, когда куклы спасали людям жизнь, У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому – то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека.
Слайд 16
Ученик
Появились и другие куклы – чучела, у каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило…без кукол не обходился ни один праздник.(масленица, святки)
Слайд 17
Ученик
Куклы пирамидки – увлекательнейшие детские игрушки, собирать которые – самое настоящее удовольствие. Здесь цвет, форма, материал, размер.
Слайд 18
Ученик
Новая кукла Барби была сделана в середине 20 века. Это — самая популярная кукла в мире.
Слайд 19
Ученик
Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды.
Слайд 20
Ученик
А моя бабушка играла с картонными фигурами – трафаретами, она надевала на них наряды.
Слайд 21
Ученик
А ещё есть авторские куклы, которые можно сделать, например, из колготок, а Мартинички делаются из ниток.
Слайд 22
Ученик
Всем известен народный обычай – дарить детям куклы. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие.
Ученик
Также куклам издавна приписывались волшебные свойства.
Ученик
Тряпичные обереги сопровождали человека на всех этапах его жизни.
Слайд 23
Куклу можно назвать самой лучшей и преданной подружкой. Такая подруга никогда тебя не осудит и не откроет твою самую сокровенную тайну. А еще куклу можно обнять, поделиться с ней своими радостями или печалями. Вот уже и легче стало.
Ученик
Можно сделать опрос.
А играют ли сейчас дети в куклы?
Чтобы выяснить это можно обратиться к нашим товарищам – учащимся 1-4 классов.
Ученик
А еще интересно узнать, играли ли в куклы наши педагоги и как звали их самых любимых кукол?
С детьми посетить кукольный театр, и театр кукол.
Ученик
Меняются времена, эпохи, люди, а для детей всех возрастов самая главная игрушка – это кукла.
Ученик
Люди – и большие, и маленькие, в любом возрасте и во все времена нуждаются в душевном тепле и в улыбке друга, даже если этот друг – кукла!
Так давайте верить в то, что куклы, как и мы, все слышат и чувствуют, поэтому не обижайте и не бросайте их никогда.
Ученик
Фея знала своё дело,
И, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Всё чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно,
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже,
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
(Л.Рубальская)
Слайд 24
Слайд 25