Цель: развивать познавательный интерес, закреплять умение на основе игр-экспериментов делать выводы, ориентироваться на территории д/с по плану, воспитывать интерес к художественной литературе.
Материал: план «Путь к Гудвину» (А3, в конверте), книжки А. Волков «Волшебник изумрудного города» по количеству детей (подарки). Выставка «А.М. Волков – 120 лет со дня рождения»: портрет, краткая биография, книги с иллюстрациями различных художников, иллюстрации к произведениям. Ширма-«Изумрудный город», трон, ларец. Куклы: Страшила, Дровосек, Лев. Атрибуты для игр-экспериментов, картинки с цветами.
Предварительная работа: знакомство с биографией и творчеством А.М. Волкова, история создания «Волшебника Изумрудного города». Изготовление кукол: Страшилы, Дровосека. Разучивание «Песенки Эли и её друзей». Составление карты путешествия. Исследование вопроса «крыса», составление рассказа об объекте исследования.
ХОД ИГРЫ
Дети старшего дошкольного возраста приглашаются в музыкальный зал, где их встречает ведущий (В.) Подводят детей к оформленной выставке.
В.: Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим на материалы выставки. Узнаёте ли вы, кто изображён на портрете?
Ответы детей.
В.: Правильно, а какие произведения здесь представлены?
Дети рассматривают книги и иллюстрации, отвечают на вопросы. Обращается внимание на разные иллюстрации одного и того же произведения.
Под шум ветра в зал входит девочка Эли (Э.)
Э.: Здравствуйте, ребята. Меня занесло к вам в Детский сад ураганом, но я очень хочу домой, это моё самое заветное желание. Но я не знаю, куда идти. Но я знаю, что вернуться домой мне поможет Великий Волшебник Гудвин.
В.: Ребята, а где живёт Великий Волшебник Гудвин?
Дети (Д.): В Изумрудном городе.
В.: А как нам добраться в Изумрудный город и не сбиться с пути, выбрать правильную дорогу? Что может помочь нам?
Ответы детей.
В.: Правильно. Добраться можно по карте. А где же нам её взять.
Ведущий обращает внимание, что под дубом лежит большой конверт, предлагает открыть. Там находится карта «Путь в Изумрудный город».
В.: Вот видите, теперь мы, используя карту, Эли может попасть в Изумрудный город.
Э.: Но я не умею находить путь по карте!
В.: Ребята, а давайте поможем Эли!
Дети соглашаются, рассматриваем карту и определяем куда сначала надо идти. Выходим на улицу и подходим к огороду. Там стоит пугало(кукла).
Э.: Здравствуй, огородное пугало!
Страшила (С.): Здравствуйте, дети, здравствуй, Эли! Меня зовут Страшила. Я здесь недавно, но мне очень скучно, т.к. я не могу ничего придумать и не знаю чем мне заняться. Ведь у меня нет мозгов, а в голове – солома. А куда вы идёте?
Э. и д.: Мы идём к Великому Волшебнику Гудвину. Он исполнит заветное желание Эли.
С.: А моё заветное желание Вы знаете?
Д.: Получить мозги.
С.: Да, правильно. Но чтобы исполнилось это желание, мне Великий Волшебник Гудвин задал отгадать загадки, а я не могу отгадать, ведь в голове у меня солома!
Э.: А мы с ребятами тебе поможем отгадать загадки, давай, загадывай!
С.: Если знаете отгадки, то покажи на грядке!
Загадки:
Раскололся тесный домик На две половинки, И посыпались в ладони Бусинки-дробинки. (Горох) Белые поросятки (Кабачки) Летом – в огороде (Огурцы) Выросла травка – (Укроп) С листьями, а не книжка, (Капуста) |
Скинули с Егорушки Золотые пёрышки – Заставил Егорушка Плакать и без горюшка. (Лук) Красный нос (Морковь) Был зелёный плод – (Помидор) Редьке – сестра, (Репа) |
С.: Спасибо вам ребятки, отгадали все загадки. Теперь Великий Волшебник Гудвин подарит мне мозги. Вы мне помогли, а я вам помогу. Но сначала полейте мой огород.
Игра-эксперимент: Кто больше перенесёт воду соломинкой и пипеткой».
2 команды (равное число игроков). У каждой команды стакан с водой и пустой стакан. Ребята по очереди каждой команды наполняют водой соломинку (пипетку) и выливают воду в пустой стакан.
Подводятся итоги.
С.: Теперь идите в «Лес» к Дровосеку, а то дальше дороги я не помню.
Эли, ведущий и дети определяют по карте как добраться до Дровосека. В «Лесу» стоит избушка на курьих ножках, в которой находим Дровосека (Др.)
Э.и д.: Здравствуй. Дровосек! Мы идём в Изумрудный город.
Др.: Здравствуй, Эли. Здравствуйте ребята! Вы идёте к Великому Волшебнику Гудвину! А знаете ли Вы моё заветное желание?
Д.: Ты хочешь, чтобы Гудвин подарил тебе сердце.
Др.: Да. Но чтобы мне получить его, я должен выполнить задание Гудвина.
Э.: Мы поможем тебе, только скажи, что надо делать?
Др.: Вы знаете, чего больше всего я боюсь и почему?
Ответы детей, что боится воды, т.к. сделан из железа. А железо в воде ржавеет, поэтому он всегда носит с собой маслёнку.
Др.: О как здорово, что вы это знаете! Но мне дано задание объяснить, перебраться через реку, но вы знаете – я боюсь воды. А потом не знаю, вдруг я утону?
Игра-эксперимент «Почему не тонут
корабли?», где дети выявляют зависимость
плавучести предметов от размера, формы и веса.
Материал: таз с водой; предметы: деревянные,
металлические, пластмассовые, резиновые, пробка,
пластилин, перья; спичечные коробки, упаковка
из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки.
В.: Какие предметы не утонут?
Варианты ответов детей.
Проводим эксперимент.
Вопросы:
– Какие предметы тонут?
– Все ли они лёгкие?
– Одного ли размера?
– Одинаково ли держатся на воде?
– Что произойдёт, если соединить предмет,
который плавает, с предметом, который тонет?
Прикрепляем небольшой кусочек пластилина к трубочке для коктейля, чтобы она плавала стоя. Добавляем пластилин, пока трубочка не утонет. Потом, наоборот, снимаем пластилин.
Вопрос: Сможем ли мы сделать так, чтобы трубочка плавала у самой поверхности? (Трубочка плавает у поверхности, если пластилин расположен равномерно по всей длине).
Вопрос: Плавает ли пластилиновый шарик в воде? (Тонет). Будет ли плавать пластилин, если слепить из него лодку? Почему?
Дети пробуют смастерить лодку из разных предметов: из спичечной коробки, фольги из коробки из под яиц и т.д.
Давайте в нашей лодки расположим груз в носу лодки. Что будет?
Вывод: распределить груз можно равномерно.
Др.: Теперь я не боюсь переправиться через реку. Хоть сам я утону, но на лодке я переплыву реку. Спасибо вам за помощь, хотя задание было не из лёгких! Я скажу, что вам теперь надо идти ко льву, но будьте осторожны, проходя «маковое поле».
Проходим к клумбе, где лежат различные карточки цветов полевых и садовых. Дети выбирают карточку с любым полевым цветком. Проверяем правильность выбранных карточек.
Проводится подвижная игра «Маковое поле». Те у кого картинка – мак – те салки. «Цветы» бегают по площадке, кого «мак» осалил, тот «засыпает». Игра заканчивается, когда большинство «цветов» «заснуло».
Э.: Давайте ребята, отправляться дальше, а не то мы все здесь заснём и не дойдём до Гудвина.
По карте определяем, что надо зайти в Детский сад в уголок природы. Там стоит клетка с крысой, не вдалеке сидит Лев (Л.).
Э. и д.: Здравствуй, Лев! Ты что дрожишь как осиновый лист?
Л.: Я боюсь.
Э.: Да кого же ты боишься?
Д.: Мышей, крыс.
Э.: Ты не бойся, ребята сейчас тебе расскажут о крысе.
По желанию, 1 – 2 рассказа.
Л.: О, оказывается мыши и крысы совсем не страшные. Вот спасибо вам, теперь мне Гудвин подарит…
Д.: Храбрость.
Л.: Вы совсем уже рядом с Изумрудным городом, спешите!
По карте возвращаемся в музыкальный зал, там стоит ширма «Изумрудный город», трон, на котором сидит Гудвин (Г.), рядом с ним – ларец.
Г.: Здравствуйте, ребята и Эли. Я уже знаю, что вы справились со всеми моими заданиями и помогли Эли попасть ко мне, Страшиле получить мозги, Дровосеку обрести сердце, а Льву – храбрость. Теперь мне осталось вас поблагодарить, но если вы отгадаете, что храниться в ларце, то подарки ваши.
Игра-фокус «Секретное письмо». Детям предлагается лист бумаги, где слово «книга» написано в зеркальном отображении. Чтобы прочитать, детям предлагается предметы, из которых они должны выбрать то, при помощи которого они могут прочитать письмо. Предметы: фольга, блестящая ложка, зеркало, пластмассовая пластинка.
Г.: Вы быстро справились с письмом и прочитали, что это слово – книга.
Гудвин открывает ларец и дарит книги детям. Эли прощается с детьми и отправляется домой.
Г.: Я с вами прощаюсь, Эли вернулась домой, все желания я исполнил, но если захотите со мной увидеться ещё, то возьмите эту книгу и почитайте. До свидания!
Дети уходят в группы с подарками под « песенку Эли и её друзей».
В статье использованы рисунки Владимирского к произведению А.Волкова «Изумрудный город»