Активизация познавательной деятельности на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (25 МБ)


Главной из задач обучения изобразительному искусству в школе я считаю развитие у учащихся компетентности активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Для этого есть два пути: приобщение к “золотому фонду” художественного наследия мира, приобретение искусствоведческих знаний и опыт собственной художественной деятельности на их основе.

Обучение развивает только тогда, когда знания не даются в готовом виде. Метод проблемного обучения помогает так организовать передачу информации на уроке, чтобы учащиеся сами работали для усвоения нового понятия или способа деятельности. Это формирует интерес к учению, развивает инициативу и самостоятельность.

Форма: урок-образ.

Предмет: изобразительное искусство.

Тип: комбинированный (изучение нового материала, совершенствование полученных знаний и умений).

Вид: творческое задание.

Тема: “Абстракционизм”.

Класс: 8.

Цель урока: формирование у учащихся художественной компетентности зрителя на основе усвоения ими знаний теории изобразительного искусства и опыта собственной художественно-творческой деятельности.

Задачи:

  • расширение знаний о направлениях авангардного искусства XX в.;
  • развитие умения использовать выразительные средства изобразительного искусства (линия, пятно, цвет, тон, ритм) в работе над композицией;
  • развитие умения применять современные технические средства для собственного творчества.

Зрительный ряд: репродукции: К.Малевич “Черный квадрат”, “Белое на белом”; В. Кандинский “Вверх”, “Пересекающиеся линии”, “Точка на дуге”, “Вибрация”, “Только лиловый”, “Красный узел”, “Небесно-голубое”.

Литературный ряд: цитата из книги В.Кандинского “О духовном в искусстве”.

Музыкальный ряд: Flavio D'addato “Solar wind”, “Mission impossible theme”.

План урока:

Этап урока Время, мин
1 Организационный момент 1 — 2
2 Мотивационный момент 1 — 3
3 Диалоги об искусстве: “Абстрактное искусство”; “Азбука искусства” 10
4 Выполнение творческого задания (создание двух абстрактных композиций) 20 – 25
5 Подведение итогов урока:
мини-выставка
– обсуждение работ
3 — 5
6 Домашнее задание 1 — 2

Ход урока:

Мультимедийная презентация:

№ слайда содержание действия
1 титул Диалоги об искусстве.

Абстракционизм — одно из авангардных направлений в искусстве начала 20 века. Художники-абстракционисты открыли путь новому стилю, пытаясь через предельное упрощение или вымышленные формы передать смысл. Вы не увидите на их картинах людей, животных или предметы.

2 Репродукция с картины К.Малевича “Черный квадрат” Мотивационный момент.

Давайте рассмотрим репродукцию наиболее знаменитой картины Казимира Малевича — художника-абстракциониста – “Черный квадрат”. Что вы думаете о ней? (ответы детей)

Возможные ответы:

“Это может каждый”.

Многие судят о произведении искусства по очевидному техническому мастерству художника. Они отыскивают характерные признаки, например, перспективу, тщательную проработку и т. д. Но говорит ли это об оригинальности мышления? А ведь оно и является важным элементом творчества.

“Я не понимаю этого”.

Произведения искусства можно интерпретировать по-разному. Ваше личное мнение имеет такое же право на существование, как и мнение критика, особенно если вы внимательно рассматриваете работу и размышляете над тем, что видите. Сведения о художнике и времени, когда была написана картина, помогут вам лучше понять произведение (домашнее задание).

3 Репродукция с картины К.Малевича “Белое на белом” Эта работа не дает нам почти никакого ключа к пониманию ее возможного смысла. Остается лишь один способ, с помощью которого мы можем отреагировать — инстинктивный. Именно это и подразумевал Малевич. В каталоге выставки, где была представлена картина, художник писал: “Я хочу вас погрузить в белизну … и заставить плавать в ней бесконечно”.

Казимир Малевич считал, что искусство должно быть выше природы и совершенно отделено от нее. Он использовал в своем творчестве геометрические формы, поскольку в природе их не существует.

4 Репродукция с картины В.Кандинского “Вверх” Еще одна значимая величина в абстракционизме — Василий Кандинский. В период работы в Баухаузе — в школе искусства, в Германии, в творчестве Кандинского преобладали строгие геометрические фигуры. Но даже тогда художник добивался того, чтобы его абстрактные изображения были понятны зрителю. “Вверх” – образец такой живописи — геометрические тела складываются в очертания человеческого торса.
5 Репродукции с картин В.Кандинского: “Пересекающиеся линии” “Пересекающиеся линии”, “Точка на дуге”, “Вибрация” – типичные работы Кандинского “баухаузовского” периода.
6 “Точка на дуге”
7 “Вибрация”
8 “Только лиловый” С 1933 года, когда Кандинский перебрался в Париж, начался новый период в его творчестве. Теперь он отдавал предпочтение изоморфным формам, которые называл “биоморфными абстракциями”. Примеры работ этого периода: “Только лиловый”, “Красный узел”, “Небесно-голубое”.

Книги Кандинского стали манифестом абстакционизма. Давайте попробуем создать свой манифест, свои правила абстракционизма (учитель после небольшого обсуждения делает записи и зарисовки на доске: слева — статика, справа — динамика).

9 “Красный узел”
10 “Небесно-голубое”
11 Правила:

геометрические фигуры

Азбука искусства.

Какие из геометрических фигур более устойчивы, статичны, а какие — неустойчивы, динамичны?

(квадрат, прямоугольник — треугольник, круг)

12 2. линии Какие линии более статичны, какие — динамичны?

(прямые, горизонтальные — ломаные или волнистые, наклонные, диагональные)

13 3. цвет Какие цвета более статичны, какие — динамичны?

(светлые, холодные — темные, теплые)

14 Примеры детских работ:

1. Глазырина П., 8б

Давайте рассмотрим композиции, составленные учащимися в прошлом году. Какие из них статичные, какие — динамичные? (можно кратко рассказывать об истории создания композиций, если они известны).

с. д.
д. с.
д. с.
4. д. с.

15 2. Шашина И., 8б
16 3. Шубкина Д., 8б
17 4. Вотинова И., 8а
18 цитата Творческое задание:

создать две абстрактные композиции (статичную и динамичную) в компьютерной программе Kolour Paint (2 вариант – в технике аппликации), дать им названия.

Кандинский напрямую связал цвет с музыкой, поэтому ваши беспредметные композиции будут иллюстрациями к музыкальным произведениям, которые прозвучат на уроке:

статика – №7 Flavio D'addato* “Solar wind” 4.12

динамика – №5 Flavio D'addato “Mission impossible theme” 4.10

*DJDado (Flavio D'addato) , итальянец, известность принес ремикс трека из телесериала “Секретные материалы”. Сольный альбом (единственный) – “The Album”.

Подведение итогов урока:

  • мини-выставка;
  • обсуждение работ (связь замысла композиции и средств художественной выразительности, применяемых автором).

Домашнее задание:

Подготовить сообщение на тему “История одного шедевра. К.Малевич “Черный квадрат”.

План:

  1. Краткие сведения о произведении (Название, автор, дата создания, вид искусства, материал, формат).
  2. Сведения об авторе (дата и место рождения, образование, творческие принципы, особенности изобразительных средств, дата и место смерти).
  3. История создания произведения (рождение и процесс воплощения замысла).
  4. Судьба произведения (место, где впервые экпонировалось; выставки, в которых принимало участие; восприятие современниками; место, где хранится сегодня; восприятие произведения сегодняшним зрителем).
  5. Личное отношение к произведению.

Список литературы:

  1. Программа (научный руководитель Б.М.Неменский) “Изобразительное искусство и художественный труд, 1-9 классы”, М., Просвещение, 2010.
  2. Программа (научный руководитель Т.Я.Шпикалова) “Изобразительное искусство, 5-9 классы”, М., Просвещение, 2010.
  3. Бохм-Дюшен Моника, Кук Джанет, пер. с англ. Т.Земцовой “Современное искусство”, краткая энциклопедия, М., “Премьера”, “Астрель”, АСТ, 2001.
  4. Журналы из серии “50 художников. Шедевры русской живописи” – К.Малевич, В.Кандинский.