Главной из задач обучения изобразительному искусству в школе я считаю развитие у учащихся компетентности активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Для этого есть два пути: приобщение к “золотому фонду” художественного наследия мира, приобретение искусствоведческих знаний и опыт собственной художественной деятельности на их основе.
Обучение развивает только тогда, когда знания не даются в готовом виде. Метод проблемного обучения помогает так организовать передачу информации на уроке, чтобы учащиеся сами работали для усвоения нового понятия или способа деятельности. Это формирует интерес к учению, развивает инициативу и самостоятельность.
Форма: урок-образ.
Предмет: изобразительное искусство.
Тип: комбинированный (изучение нового материала, совершенствование полученных знаний и умений).
Вид: творческое задание.
Тема: “Абстракционизм”.
Класс: 8.
Цель урока: формирование у учащихся художественной компетентности зрителя на основе усвоения ими знаний теории изобразительного искусства и опыта собственной художественно-творческой деятельности.
Задачи:
- расширение знаний о направлениях авангардного искусства XX в.;
- развитие умения использовать выразительные средства изобразительного искусства (линия, пятно, цвет, тон, ритм) в работе над композицией;
- развитие умения применять современные технические средства для собственного творчества.
Зрительный ряд: репродукции: К.Малевич “Черный квадрат”, “Белое на белом”; В. Кандинский “Вверх”, “Пересекающиеся линии”, “Точка на дуге”, “Вибрация”, “Только лиловый”, “Красный узел”, “Небесно-голубое”.
Литературный ряд: цитата из книги В.Кандинского “О духовном в искусстве”.
Музыкальный ряд: Flavio D'addato “Solar wind”, “Mission impossible theme”.
План урока:
№ | Этап урока | Время, мин |
1 | Организационный момент | 1 — 2 |
2 | Мотивационный момент | 1 — 3 |
3 | Диалоги об искусстве: “Абстрактное искусство”; “Азбука искусства” | 10 |
4 | Выполнение творческого задания (создание двух абстрактных композиций) | 20 – 25 |
5 | Подведение итогов урока: мини-выставка – обсуждение работ |
3 — 5 |
6 | Домашнее задание | 1 — 2 |
Ход урока:
Мультимедийная презентация:
№ слайда | содержание | действия |
1 | титул | Диалоги об искусстве. Абстракционизм — одно из авангардных направлений в искусстве начала 20 века. Художники-абстракционисты открыли путь новому стилю, пытаясь через предельное упрощение или вымышленные формы передать смысл. Вы не увидите на их картинах людей, животных или предметы. |
2 | Репродукция с картины К.Малевича “Черный квадрат” | Мотивационный момент. Давайте рассмотрим репродукцию наиболее знаменитой картины Казимира Малевича — художника-абстракциониста – “Черный квадрат”. Что вы думаете о ней? (ответы детей) Возможные ответы: “Это может каждый”. Многие судят о произведении искусства по очевидному техническому мастерству художника. Они отыскивают характерные признаки, например, перспективу, тщательную проработку и т. д. Но говорит ли это об оригинальности мышления? А ведь оно и является важным элементом творчества. “Я не понимаю этого”. Произведения искусства можно интерпретировать по-разному. Ваше личное мнение имеет такое же право на существование, как и мнение критика, особенно если вы внимательно рассматриваете работу и размышляете над тем, что видите. Сведения о художнике и времени, когда была написана картина, помогут вам лучше понять произведение (домашнее задание). |
3 | Репродукция с картины К.Малевича “Белое на белом” | Эта работа не дает нам почти никакого
ключа к пониманию ее возможного смысла. Остается
лишь один способ, с помощью которого мы можем
отреагировать — инстинктивный. Именно это и
подразумевал Малевич. В каталоге выставки, где
была представлена картина, художник писал: “Я
хочу вас погрузить в белизну … и заставить
плавать в ней бесконечно”. Казимир Малевич считал, что искусство должно быть выше природы и совершенно отделено от нее. Он использовал в своем творчестве геометрические формы, поскольку в природе их не существует. |
4 | Репродукция с картины В.Кандинского “Вверх” | Еще одна значимая величина в абстракционизме — Василий Кандинский. В период работы в Баухаузе — в школе искусства, в Германии, в творчестве Кандинского преобладали строгие геометрические фигуры. Но даже тогда художник добивался того, чтобы его абстрактные изображения были понятны зрителю. “Вверх” – образец такой живописи — геометрические тела складываются в очертания человеческого торса. |
5 | Репродукции с картин В.Кандинского: “Пересекающиеся линии” | “Пересекающиеся линии”, “Точка на дуге”, “Вибрация” – типичные работы Кандинского “баухаузовского” периода. |
6 | “Точка на дуге” | |
7 | “Вибрация” | |
8 | “Только лиловый” | С 1933 года, когда Кандинский
перебрался в Париж, начался новый период в его
творчестве. Теперь он отдавал предпочтение
изоморфным формам, которые называл “биоморфными
абстракциями”. Примеры работ этого периода:
“Только лиловый”, “Красный узел”,
“Небесно-голубое”. Книги Кандинского стали манифестом абстакционизма. Давайте попробуем создать свой манифест, свои правила абстракционизма (учитель после небольшого обсуждения делает записи и зарисовки на доске: слева — статика, справа — динамика). |
9 | “Красный узел” | |
10 | “Небесно-голубое” | |
11 | Правила: геометрические фигуры |
Азбука искусства. Какие из геометрических фигур более устойчивы, статичны, а какие — неустойчивы, динамичны? (квадрат, прямоугольник — треугольник, круг) |
12 | 2. линии | Какие линии более статичны, какие —
динамичны? (прямые, горизонтальные — ломаные или волнистые, наклонные, диагональные) |
13 | 3. цвет | Какие цвета более статичны, какие —
динамичны? (светлые, холодные — темные, теплые) |
14 | Примеры детских работ: 1. Глазырина П., 8б |
Давайте рассмотрим композиции,
составленные учащимися в прошлом году. Какие из
них статичные, какие — динамичные? (можно кратко
рассказывать об истории создания композиций,
если они известны). с. д. |
15 | 2. Шашина И., 8б | |
16 | 3. Шубкина Д., 8б | |
17 | 4. Вотинова И., 8а | |
18 | цитата | Творческое задание: создать две абстрактные композиции (статичную и динамичную) в компьютерной программе Kolour Paint (2 вариант – в технике аппликации), дать им названия. Кандинский напрямую связал цвет с музыкой, поэтому ваши беспредметные композиции будут иллюстрациями к музыкальным произведениям, которые прозвучат на уроке: статика – №7 Flavio D'addato* “Solar wind” 4.12 динамика – №5 Flavio D'addato “Mission impossible theme” 4.10 *DJDado (Flavio D'addato) , итальянец, известность принес ремикс трека из телесериала “Секретные материалы”. Сольный альбом (единственный) – “The Album”. |
Подведение итогов урока:
- мини-выставка;
- обсуждение работ (связь замысла композиции и средств художественной выразительности, применяемых автором).
Домашнее задание:
Подготовить сообщение на тему “История одного шедевра. К.Малевич “Черный квадрат”.
План:
- Краткие сведения о произведении (Название, автор, дата создания, вид искусства, материал, формат).
- Сведения об авторе (дата и место рождения, образование, творческие принципы, особенности изобразительных средств, дата и место смерти).
- История создания произведения (рождение и процесс воплощения замысла).
- Судьба произведения (место, где впервые экпонировалось; выставки, в которых принимало участие; восприятие современниками; место, где хранится сегодня; восприятие произведения сегодняшним зрителем).
- Личное отношение к произведению.
Список литературы:
- Программа (научный руководитель Б.М.Неменский) “Изобразительное искусство и художественный труд, 1-9 классы”, М., Просвещение, 2010.
- Программа (научный руководитель Т.Я.Шпикалова) “Изобразительное искусство, 5-9 классы”, М., Просвещение, 2010.
- Бохм-Дюшен Моника, Кук Джанет, пер. с англ. Т.Земцовой “Современное искусство”, краткая энциклопедия, М., “Премьера”, “Астрель”, АСТ, 2001.
- Журналы из серии “50 художников. Шедевры русской живописи” – К.Малевич, В.Кандинский.