Учебник: «Русский язык» для 2 класса, авт. С.В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, изд. «Вентана-Граф», Москва, 2010 год, стр. 40-43.
Цели урока:
- актуализировать знания, полученные на уроках русского языка, создать условия для развития умения переносить слова по слогам, познакомить с особенностями слов, которые переносить нельзя, с правилами переноса слов с буквой й в середине, повторить с учащимися основные правила переноса слов, формировать навык переноса слов;
- развивать речь учащегося, орфографическую зоркость, образное и логическое мышление, память, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность.
- воспитывать интерес к предмету, любовь к красоте русского слова, целеустремлённость, коммуникабельность, объективность; дать учащимся возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
Оборудование: учебник, тетради, плакат-пословица «Хочешь быть альпинистом…», карточки со словами для переноса, тест, разноуровневые карточки для самостоятельной работы, рифмы.
Записи на доске
ХОД УРОКА
1. Мотивационный этап
– Какие замечательные дети у нас сегодня! Я
рада всех вас видеть.
– Вы готовы начать урок и отправиться в путь?
– Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи,
соберитесь,
– Пусть хорошее настроение поможет вам.
– А начнём наш урок с одного мудрого изречения. Прочитайте его.
Хочешь стать альпинистом – иди в горы.
Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить.
– Кто такие альпинисты?
– Люди, которые взбираются в горах на
труднодоступные вершины.
– А что значит быть грамотным?
– Это уметь думать, мыслить.
– Вы хотите стать грамотными?
– Да.
– Тогда мы сегодня отправляемся к
вершинам знаний.
2. Проверка домашнего задания
– Какую тему мы начали изучать на
прошлом уроке?
– Перенос слов.
– Как же переносятся слова?
– Слова переносятся по слогам, одну
букву нельзя оставлять на строчке и переносить
на другую строку, буквы й, ъ, ь не отделяются от
той буквы, после которой они стоят (повторение
правил на стр. 41-43).
3. Сообщение темы и цели урока. Операционный этап. Актуализация
– Посмотрите на слова, которые записаны на
доске. Прочитайте.
Река, дом, утка, заяц,
фонарь.
– Спишите их, подчеркните буквы, которые
обозначают гласный звук.
– Ребята, назовите лишнее слово и докажите,
почему оно лишнее.
– Дом, т. к. оно состоит из одного слога.
– Можно ли это слово перенести?
– Нет.
– Какое мы знаем правило?
– Слова переносятся по слогам.
– А в этом слове всего один слог.
– Молодцы. Сегодня на уроке мы познакомимся со
словами, которые переносить нельзя, а
также узнаем, как переносятся слова с буквой й в
середине.
– Посмотрите на доску, прочитайте слова:
Аня, иней, май, стриж, ясень, клён, вяз, осень.
– Подумайте, на какие две группы можно
разделить эти слова?
– Спишите слова, распределив их в два столбика.
– По какому принципу вы это сделали?
– По количеству слогов.
– Можно ли перенести слова, состоящие
из одного слога?
– Какое правило вы знаете?
– Можно ли перенести слова, которые составили
вторую группу? (Нет)
– Ребята, несмотря на то, что некоторые слова
состоят из двух слогов, их тоже нельзя
разделить для переноса.
– Вспомните правило переноса. (Одну букву
нельзя оставлять на строке или переносить на
другую)
– Следовательно, несмотря на то, что слова
состоят из двух слогов, их тоже нельзя
переносить.
Физминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайки добежим,
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.
4. Работа с учебником.
– Откройте учебник на стр. 40.
– Сейчас мы с вами выполним упражнение 1.
– Читай задание.
– Выписываем слова.
– Выполняем самостоятельно в тетрадях.
– Докажите прав ли Серёжа.
Выборочный диктант.
– На доске вы видите слова, прочитайте их вслух
парами.
– Назовите те слова, которые можно разделить для
переноса.
– Запишите эти слова, разделяя их для переноса.
– Но сначала объясните, почему некоторые
слова написаны с заглавной буквы?
Ольга, Оля, Ирина, Ира, Пётр, Петя, Юлия, Юля, Раиса, Рая, ёлка, ель, шар, шары.
Молодцы!
5. Наблюдение за переносом слов с буквой й в середине
Знакомство с правилом
– Откройте учебник на стр. 43.
– Прочитайте правило. Попробуйте повторить
правило по памяти.
В парах (расскажите правило друг другу).
– Теперь нам нужно научиться эти правила
применять.
– Но сначала разминка, но необычная, а с
применением нового правила.
Физминутка – игра.
Я называю слова – имена учеников нашего класса, а вы отхлопывайте их и делайте наклоны. Пишем – наклон вправо, переносим на другую строчку – наклон влево. Слово не переносится – отхлопываем слоги и стоим ровно. Кто ошибётся, садится.
Имена: Настя, Дима, Сережа, Даша, Егор, Миша, Софья, Екатерина, Ира.
Вывод:
– Что дала вам физминутка?
– Зарядку сделали, учились переносить слова, и
внимание вырабатывали, стараясь не ошибиться.
– Зарядились, двигаемся дальше по горе знаний.
– Что ещё нужно в горах?
– Какие человеческие отношения?
– Дружба, взаимопонимание, честность,
искренность, внимание, забота, терпение.
– А в классе такие отношения нужны?
– Да, они нужны каждому человеку, в каждом
коллективе.
Работа со словами: дружба, забота, внимание, хлеб, еда, соль.
– Дайте задание словам, подходящее к теме
нашего урока.
– Разбить данные слова на две группы:
1 – слова, которые нельзя переносить: хлеб,
соль
2 – слова, которые можно переносить: внимание,
забота, дружба
– Хорошо. Выполним упражнение 5 на стр. 44, только
второй столбик.
– Сергей, читай задание.
– Выполняем в тетрадях, Софья, комментируй с
места первое слово, затем всё самостоятельно.
Читай-те, кофейник, …, … .
– Поменяйтесь в парах тетрадями, проверьте
правильность выполнения задания.
– Ребята, к нам на урок пришёл один гость.
– Кто это? (На доске появляется картинка
Незнайки).
– Незнайка вчера пропустил урок и не узнал
тайны русского языка.
На доске записан стихотворный текст, нужно
помочь Незнайке исправить ошибки.
Перенёс слова Незнайка:
За-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,
У-ши, ше-я, ло-б, гла-за,
О-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за.
Ро-жь, я-чмень, го-рох,о-вёс,
Зо-я, гри-ша, Тим-офей,
А-ня, О-ля и Сер-гей.
Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?
Класс проверяет и оценивает результаты.
6. Словарная работа.
– Как называется комната для занятий в
школе?
– Класс.
– В каком значении может ещё употребляться это
слово?
– Ученики, которые учатся в одном
классе.
– Запишите слово ученик, выделите
ударную и безударную гласные в слове.
– Как вы думаете, а это слово можно перенести?
Как?
– Как называется человек, выполняющий
какие-нибудь обязанности, например, следит за
порядком в классе.
– Дежурный.
– Запишите слово, поставьте ударение, выделите
букву, которую надо запомнить?
– Как вы думаете, в какой букве Петя Ошибочкин
может допустить ошибку?
– А сколько в этом слове слогов? (3 слога, т. к. 3
гласных звука)
– Прохлопайте.
– Докажите.
– Какой слог ударный? (2)
– Сколько звуков? Произнесите (д'э ж у р н ы й) – 8
звуков
– Сколько букв? Назовите (дэ, е, жэ, у, эр, эн, ы,
й).
– Составьте с этим словом предложение.
– Запишите его.
– Комментирование учащегося.
– Начинаю писать предложение с заглавной буквы,
пишу …
– Дежурный следит за порядком.
Физминутка
На
дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)
Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с
“замочком” вперед)
Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по
столу)
Мы замочек повертели, (повертеть “замочком”
вправо-влево)
Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к
себе – от себя)
И открыли! (разомкнуть руки)
7. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам
– Выбери сам подходящий тебе уровень сложности задания и выполни его прямо в карточках.
I уровень
Раздели слова для переноса:
Берёза, мороз, стол, хорошо, учит, чайка, зайка.
II уровень
Найди в каждой строчке лишнее слово
Заяц, медведь, лев.
Юла, мяч, кубик.
III уровень
Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса. Запиши, раздели.
Дом – ________, клён– ________.
– Какие уровни выбрали?
– У кого 1 , 2, 3 уровни?
Контрольно-оценочный этап.
Тест.
1. Как переносятся слова?
а) по слогам;
б) как поместятся
2. Можно ли разрывать слог при переносе слова?
а) да;
б) нет
3. Можно ли переносить одну букву или оставлять одну букву на строчке?
а) да;
б) нет
4. Можно ли переносить слова, которые состоят из одного слога?
а) да;
б) нет
Ключ:
1 – а
2 – б
3 – б
4 – б
8. Рефлексия:
– Чему учились сегодня на уроке?
– Где затруднялись?
– Что понравилось?
– Кого можем похвалить?
– Как вы думаете, все ли случаи деления слов для
переноса мы рассмотрели?
– Нет.
– Вы правы, мы рассмотрели ещё не все случаи
переноса слов.
– А
тогда вопрос. Мы добрались сегодня до вершины
горы?
– Нет.
– А кто может выйти к доске и поставить флажок на
горе?
– В каком месте мы находимся на данном этапе?
– Мы на пути к вершине, мы в серединке, поэтому я
ставлю флажок в середине горы.
– А это значит, ребята, мы ещё отправитесь
к вершинам знаний? Хотите?
– Свои работы сдайте. Проверим и выставим оценки.
9. Домашнее задание
Упр. 3, стр. 41, правила.
– Придумать и записать 5 слов, которые
нельзя перенести и 5 слов с й в середине слова.
– Придумать предложение со словами, где все
слова не переносятся. Записать.
– Вы все сегодня молодцы. Справились с заданиями.
– Хорошее дело всегда заканчивается песней или
стихи на ум приходят.
– Попробуйте сочинить стихотворение –
двустишье к нашему уроку.
– Зарифмованы уже последние строчки, вам
нужно сочинить только их начало
1) -------------- вопрос 2) ----------- с переносом
-------------- перенос ----------- с носомСегодня сам задал себе вопрос Если справлюсь с переносом
Зачем же нужен перенос? Значит, не останусь с носомСегодня я задал себе вопрос Все знакомы с переносом
Зачем же нужен перенос. Не останемся мы с носом.