Урок русского языка во 2-м классе "Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой И в середине"

Разделы: Начальная школа


Учебник: «Русский язык» для 2 класса, авт. С.В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, изд. «Вентана-Граф», Москва, 2010 год, стр. 40-43.

Цели урока:

  • актуализировать знания, полученные на уроках русского языка, создать условия для развития умения переносить слова по слогам, познакомить с особенностями слов, которые переносить нельзя, с правилами переноса слов с буквой й в середине, повторить с учащимися основные  правила переноса слов,  формировать навык переноса слов;
  • развивать речь учащегося, орфографическую зоркость, образное и логическое мышление,  память, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность.
  • воспитывать интерес к предмету, любовь к красоте русского слова, целеустремлённость, коммуникабельность, объективность; дать учащимся возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Оборудование: учебник, тетради, плакат-пословица «Хочешь быть альпинистом…», карточки со словами для переноса, тест, разноуровневые карточки для самостоятельной работы, рифмы.

Записи на доске

 

ХОД УРОКА

1. Мотивационный этап

– Какие замечательные дети у нас сегодня! Я рада всех вас видеть.
– Вы готовы начать урок и отправиться в путь?
– Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, соберитесь,
– Пусть хорошее настроение поможет вам.

– А начнём наш урок с одного мудрого изречения. Прочитайте его.

Хочешь стать альпинистом – иди в горы.
Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить.

Кто такие альпинисты?
– Люди, которые взбираются в горах на труднодоступные вершины.

А что значит быть грамотным?
– Это уметь думать, мыслить.
– Вы хотите стать грамотными?
– Да.
Тогда мы сегодня отправляемся к вершинам знаний.

2.  Проверка домашнего задания

– Какую тему мы начали  изучать на прошлом уроке?
– Перенос слов.
Как же переносятся слова?
Слова переносятся по слогам, одну букву нельзя оставлять на строчке и переносить на другую строку, буквы й, ъ, ь не отделяются от той буквы, после которой они стоят (повторение правил на стр. 41-43).

3. Сообщение темы и цели урока. Операционный этап. Актуализация

– Посмотрите на слова, которые записаны на доске. Прочитайте.
Река, дом, утка, заяц, фонарь.

– Спишите их, подчеркните буквы, которые обозначают гласный звук.
– Ребята, назовите лишнее слово и докажите, почему оно лишнее.
– Дом, т. к. оно состоит из одного слога.
– Можно ли это слово перенести?
– Нет.
– Какое мы знаем правило?
– Слова переносятся по слогам.
– А в этом слове всего один слог.
– Молодцы. Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые переносить   нельзя, а также узнаем, как переносятся слова с буквой й в середине.
– Посмотрите на доску, прочитайте слова:

Аня, иней, май, стриж, ясень, клён, вяз, осень.

– Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова?
– Спишите слова, распределив их в два столбика.
– По какому принципу вы это сделали?
– По количеству слогов.
– Можно ли перенести слова, состоящие из одного слога?
– Какое правило вы знаете?
– Можно ли перенести слова, которые составили вторую группу? (Нет)
– Ребята, несмотря на то, что некоторые слова  состоят из двух слогов, их тоже нельзя разделить для переноса.
– Вспомните правило переноса. (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую)
– Следовательно, несмотря на то, что слова состоят из двух слогов, их тоже нельзя переносить.

Физминутка

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайки добежим,
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.

4. Работа с учебником.

– Откройте учебник на стр. 40.
– Сейчас мы с вами выполним упражнение 1.
– Читай задание.
– Выписываем слова.
– Выполняем самостоятельно в тетрадях.
– Докажите прав ли Серёжа.

Выборочный диктант.

– На доске вы видите слова, прочитайте их вслух парами.
– Назовите те слова, которые можно разделить для переноса.
– Запишите эти слова, разделяя их для переноса.
– Но сначала объясните, почему  некоторые  слова написаны с заглавной буквы?

Ольга, Оля, Ирина, Ира, Пётр, Петя, Юлия, Юля, Раиса, Рая, ёлка, ель, шар, шары.

Молодцы!

5. Наблюдение за переносом слов с буквой й в середине

Знакомство с правилом

– Откройте учебник на стр. 43.
– Прочитайте правило. Попробуйте повторить правило по памяти.

В парах (расскажите правило друг другу).

– Теперь нам нужно научиться эти правила применять.
– Но сначала разминка, но необычная, а с применением нового правила.

Физминутка – игра.

Я  называю слова – имена  учеников нашего класса, а вы отхлопывайте их  и делайте наклоны. Пишем – наклон вправо,  переносим на другую строчку – наклон влево. Слово не переносится – отхлопываем слоги и стоим ровно. Кто ошибётся, садится.

Имена: Настя, Дима, Сережа, Даша, Егор, Миша, Софья, Екатерина, Ира.

Вывод:
– Что дала вам физминутка?
– Зарядку сделали, учились переносить слова, и внимание вырабатывали, стараясь не ошибиться.
– Зарядились, двигаемся дальше по горе знаний.
– Что ещё нужно в горах?
– Какие человеческие отношения?

– Дружба, взаимопонимание, честность, искренность, внимание, забота, терпение.
– А в классе такие отношения нужны?
– Да, они нужны каждому человеку, в каждом коллективе.

Работа со словами: дружба, забота, внимание, хлеб, еда, соль.

– Дайте задание словам, подходящее к теме нашего урока.
– Разбить данные слова на две группы:
1 – слова,  которые нельзя переносить: хлеб, соль
2 – слова,  которые можно переносить: внимание, забота, дружба

– Хорошо. Выполним упражнение 5 на стр. 44, только второй столбик.
– Сергей, читай задание.
– Выполняем в тетрадях, Софья, комментируй с места первое слово,  затем всё самостоятельно.

Читай-те, кофейник, …, … .
– Поменяйтесь в парах тетрадями, проверьте правильность выполнения задания.
– Ребята, к нам на урок пришёл один гость.
– Кто это? (На доске появляется картинка Незнайки).
– Незнайка вчера пропустил урок и не узнал  тайны русского языка.
На доске записан  стихотворный текст, нужно помочь Незнайке исправить ошибки.

Перенёс слова Незнайка:

За-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,
У-ши, ше-я, ло-б, гла-за,
О-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за.
Ро-жь, я-чмень, го-рох,о-вёс,
Зо-я, гри-ша, Тим-офей,
А-ня, О-ля и Сер-гей.
Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?

Класс проверяет и оценивает результаты.

6. Словарная работа.

– Как называется комната для занятий  в школе?
– Класс.
– В каком значении может ещё употребляться это слово?
Ученики, которые учатся в одном классе.
– Запишите слово ученик, выделите ударную и безударную гласные в слове.
– Как вы думаете, а это слово можно перенести? Как?
– Как называется человек, выполняющий какие-нибудь обязанности, например, следит за  порядком в классе.
– Дежурный. 
– Запишите слово, поставьте ударение, выделите букву, которую надо запомнить?
– Как вы думаете, в какой букве Петя Ошибочкин может допустить ошибку?
– А сколько в этом слове слогов? (3 слога, т. к. 3 гласных звука)
– Прохлопайте.
– Докажите.
– Какой слог ударный? (2)
– Сколько звуков? Произнесите (д'э ж у р н ы й) – 8 звуков
– Сколько букв?  Назовите (дэ, е, жэ, у, эр, эн, ы, й).
– Составьте с этим словом предложение.
– Запишите его.
– Комментирование учащегося.
– Начинаю писать предложение с заглавной буквы, пишу …
– Дежурный следит за порядком.

Физминутка

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)
Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)
Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)
Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)
Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)
И открыли! (разомкнуть руки)

 

7. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам

– Выбери сам подходящий тебе уровень сложности задания  и выполни его прямо в карточках.

I уровень

Раздели слова для переноса: 

Берёза, мороз, стол, хорошо, учит, чайка, зайка.

II уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово

Заяц, медведь, лев.
Юла, мяч, кубик.

III уровень

Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса. Запиши, раздели.

Дом – ________,  клён– ________.

– Какие уровни выбрали?
– У кого 1 , 2, 3 уровни?

Контрольно-оценочный этап.

Тест.

1. Как переносятся слова?

а) по слогам;
б)  как поместятся

2. Можно ли разрывать слог при переносе слова?

а) да;
б) нет

3. Можно ли переносить одну букву или оставлять одну букву на строчке?

а) да;
б) нет

4. Можно ли переносить слова, которые состоят из одного слога?

а) да;
б) нет

Ключ:

1 – а
2 – б
3 – б
4 – б

 

 

8. Рефлексия:

– Чему учились сегодня на уроке?
– Где затруднялись?
– Что понравилось?
– Кого можем похвалить?
– Как вы думаете, все ли случаи деления слов для переноса мы рассмотрели?
– Нет.
– Вы правы, мы рассмотрели ещё не все случаи переноса слов.
– А тогда вопрос. Мы добрались сегодня до вершины горы?
– Нет.
– А кто может выйти к доске и поставить флажок на горе?
– В каком месте мы находимся на данном этапе?
– Мы на пути к вершине, мы в серединке, поэтому я ставлю флажок в середине горы.
– А это  значит, ребята, мы  ещё отправитесь к вершинам знаний? Хотите?
– Свои работы сдайте. Проверим и выставим оценки.

 

9. Домашнее задание

Упр. 3, стр. 41, правила.

 – Придумать и записать 5 слов, которые нельзя перенести и 5 слов с й в середине слова.
– Придумать предложение со словами, где все слова не переносятся. Записать.
– Вы все сегодня молодцы. Справились с заданиями.
– Хорошее дело всегда заканчивается песней или стихи на ум приходят.
– Попробуйте сочинить стихотворение – двустишье к нашему уроку.
–  Зарифмованы уже последние строчки, вам нужно сочинить только их начало

1) -------------- вопрос                                     2) ----------- с переносом
-------------- перенос                                          ----------- с носом

Сегодня сам задал себе вопрос                      Если справлюсь с переносом
Зачем же нужен перенос?                               Значит, не останусь с носом

Сегодня я задал себе вопрос                           Все знакомы с переносом
Зачем же нужен перенос.                                Не останемся мы с носом.