Цели урока:
- научить различать произведения о родной природе, научить детей правильно называть произведение, научить детей читать вслух, молча, учить читать выразительно, вводить литературоведческие понятия, учить сравнивать произведения разных авторов, но схожих по тематике.
- развивать полноценное читательское восприятие (учить слушать и слышать художественное слово), использовать условно-схематическое моделирование для развития внимания к структуре текста произведения;
- формировать основы литературной речи;
- воспитывать уважение и внимание к авторскому слову, к родному слову и формировать уважение и любовь к родной природе.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение», 2 класс (часть 1), схема, модель, цветные карандаши.
ХОД УРОКА
I. Проверка уровня начитанности учащихся.
1. Работа со схемой
– Ребята, у каждого на парте лежат
схемы.
– Вы должны вспомнить фамилии авторов, которые
писали о природе.
– Работайте.
Учитель на доске заполняет такую таблицу после ответа детей.
Проверка выполненной работы.
– Так кто писал произведения о
природе?
– Пушкин.
– Поставьте + те, у кого есть такая
фамилия в схеме.
– Какие произведения Пушкина мы изучили?
– «Уж небо осенью дышало».
– А можешь прочитать это стихотворение наизусть
или по учебнику?
– А кто может?
Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».
Вопросы отвечающему дополнительно.
– Так какое произведение ты читал?
– Пушкин «Уж небо осенью дышало».
Выставление оценок с комментированием.
– Серёжа читал стихотворение выразительно, правильно назвал произведение, поэтому получает оценку «5» или были ошибки, прочитал не очень выразительно, допустил при чтении ошибки, поэтому оценка только пока «4».
– Назовите другого писателя, который писал о
природе.
– Скребицкий.
– Поставьте +, у кого есть такая фамилия в схеме.
– А кто назовёт произведение, которое мы читали?
– «Осень».
– Откройте учебники на стр. 107, прочитаем это
произведение по абзацам.
– А что такое абзац?
– А что нам поможет ответить на этот вопрос?
– Книга «Книгочей».
– Найдите определение, прочитайте.
– Начинаем читать по абзацам.
– Какое произведение мы читали?
– Скребицкий «Осень».
– Назовите ещё одну фамилию, которую вы вписали в
схему.
– Пришвин.
– У кого записана такая фамилия, поставьте +.
– Как называется это произведение?
– «Осеннее утро».
– А где находится это произведение?
– В хрестоматии.
II. Постановка темы и цели урока
– Ребята, а теперь я поставлю перед вами
трудную учебную задачу.
– Вы будете работать с новым произведением.
– Сейчас самостоятельное первичное чтение. (учим
самостоятельно работать с текстом произведения)
– Кто прочитает – не забудьте перевернуть
кружочки (переворачивают на цветную сторону, кто
уже прочитал).
– С каким произведением вы работали?
– «Белка и Ворон».
– Найдите и прочитайте фамилию автора.
– Шим.
– Прочитайте заголовок.
– «Белка и Ворон».
– А кто правильно назовёт произведение?
– Шим «Белка и Ворон»
– А что это?
– Сказка.
– Докажите. – О ком или о чём произведение?
– О животных.
– В нём животные разговаривают и умеют считать.
– В произведении главными действующими лицами
являются животные, а они разговаривают.
– В тексе вам встретилось слово торопыга.
– А кто может объяснить значение этого слова?
Торопыга – тот, кто всегда очень спешит.
1. Работа с текстом
– Ребята, сейчас мы будем читать и наблюдать за
текстом.
– Когда вы читали, что необычного заметили в этом
тексе?
– Текст написан в форме диалога.
– А что такое диалог?
– Где мы можем найти ответ на этот вопрос?
– В учебнике или в книге «Книгочей».
– Найдите, прочитайте определение.
– Сейчас мы будем читать сказку по ролям.
– Я буду вороном, а белкой будет (любой ученик).
– А теперь будете читать сказку по ролям в парах,
друг другу.
2. Работа в тетрадях
– Откройте тетрадь, выполним задание
№ 1.
– Прочитай задание к 1 упражнению.
– Прочитай и укажи стрелочкой самостоятельно.
– Белка какая? Докажи словами из текста.
– Самостоятельно выполните 2 задание в тетради.
– Проверим работу.
– Читай, о каком времени года говорится в тексте?
– Об осени.
– Докажите, что всё происходило осенью?
– Запасы делают только осенью.
3. Литературная пауза
Белочка
Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день,
С одной ветки прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-влево целый день
Прыгать белочке не лень.
Прыжки в стороны чередуются с приседанием и бегом по маленьким кругам.
III. Работа со стихотворением Трутневой «Осень»
1. Знакомство со стихотворением
– Послушайте стихотворение (чтение учителем),
не называть заголовок и автора.
– Смоделируйте обложку.
– Почему зелёный треугольник?
– Стихотворение о природе.
2. Чтение стихотворения по картинкам
– Прочитайте стихотворение по
картинкам.
– Подберите строчки из стихотворения,
которые подходят к рисунку.
–Прочитайте задание к тексту (работа по
вопросам)
– С кем поэт сравнивает берёзку?
– Подтвердите словами из текста.
– Прочитайте стихотворение выразительно.
– Что значит читать выразительно?
– Это значит соблюдать знаки препинания и делать
разные паузы.
– Какой знак препинания здесь необычный?
– Многоточие …
– Значит, читать надо так (показать)
– Прочитайте выразительно это стихотворение.
– Какое настроение вызывает у вас это
стихотворение?
– Вот мы и потренировались читать
стихотворение выразительно, дома вы продолжите
работать над выразительным чтением: хотите по
учебнику, хотите наизусть, по вашему выбору
(задание по возможностям каждого ученика,
дифференцированно).
– Найдите в стихотворении рифмы?
– Что такое рифма? Найдите ответ в Книгочее и
прочитайте.
Литературная пауза
Мы листики осенние
Ветер снова набежал
На ветках мы сидим.
И листочки все поднял.
Дунул ветер – полетели.
Закружились, полетели
Мы летели, мы летели
И на землю снова сели.
И на землю тихо сели.
3. Сравнение двух произведений
– С какими произведениями вы работали сегодня
на уроке?
– Шим «Белка и Ворон» и Трутнева «Осень».
– Заполняем вместе с вами таблицу: я на доске, а
вы в своих табличках (у каждого на парте лежит
заранее заготовленная таблица).
Фамилия автора | Заголовок | Жанр | Тема |
Фамилия автора | Заголовок | Жанр | Тема |
Шим | Белка и Ворон | сказка | о природе |
Трутнева | Осень | стихотворение | о природе |
– Назовите автора первого произведения?
Второго произведения?
– Назовите заголовки.
– Определите жанр.
– Определите тему.
– Глядя в таблицу, скажите, что общего у этих
произведений?
– Темы.
– Чем различаются?
– Фамилиями, заголовками и жанрами.
4. Домашнее задание
Выполните 2–3 задание к стихотворению «Осень».