Основная задача обучения математики в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. С целью активизации деятельности учащихся при обучении математике, стараюсь внедрять в учебный процесс и во внеурочную работу с детьми игровые моменты и ситуации.
Так, в 5-6 классах ребята "выводят свои корабли через рифы и подводные скалы в открытые море". На самом деле, это небольшая самостоятельная работа, которая проверяется здесь же, на уроке.
Раздаю каждому по вырезанному из картона кораблику, на доске записываю задание (3-4) для самостоятельной работы, но называю это лоцией, т.е. картой, по которой капитаны и должны вести свои корабли в открытое море. На выполнение задания отвожу 7-10 минут. Благодаря карточкам для устного счета (плотный лист тетради в обложке для тетради, на которой пишут ответы фломастером, а затем ватой стирают), быстро выявляются правильно решившие и те, кто решил неверно. За каждую ошибку капитан получает цветную карточку - пробоину. Две пробоины - корабль затонул (отбирается). Оцениваются учащиеся по количеству пробоин или их отсутствию.
Интересно и оживленно проходит игра в "Номерки", когда класс разбивается на 2 или 3 группы (по рядам), каждый получает по цифре или знаку (минус, запятая), окрашенных в разные цвета для каждой команды (красные, синие, зеленые). Примеры записываются в тетрадь, выполняются действия, а ответ составляют у доски владельцы цифр и знаков, из которых получили ответ.
Для учащихся 5-6 классов разработала игру "Счастливого плавания", которую можно проводить как в одном классе, так и по параллелям, т.к. каждая команда соревнующихся состоит из 6 человек. Ребята придумывают названия корабля, девиз, под которым они собираются путешествовать, и распределяют роли: капитан, старпом, помощник капитана по снабжению, инженер по технике безопасности, администратор гостиницы на корабле, кок. Болельщики каждой из команд - пассажиры корабля, который готовится к отплытию.
После того, как команды объявляют название своего корабля, произносят девиз, они садятся за стол и все, кроме капитанов, получают задания, в которых надо рассчитать все необходимое для того, чтобы отправиться в плавание (капитан может помогать каждому из них).
Вот эти задания.
Старпому.
Скорость корабля 48 км/ч. Ближайший пункт назначения находится на расстоянии 624 км. Мотор для откачки воды из трюмов корабля потребляет 45 кг горючего. Какое количество горючего потребуется для работы мотора от отплытия до пункта назначения?
Помощнику капитана по снабжению.
Машина для перевозки питьевой воды вмещает 15 м3 воды. Сколько таких машин вы должны заказать, если резервуар для хранения питьевой воды имеет форму прямоугольного параллелепипеда, длина которого 10 м, ширина на 4 м меньше, а высота в 2 раза меньше длины?
Инженеру по технике безопасности.
По правилам пожарной безопасности место хранения горючего должно быть ограждено. Сколько оградительных решеток надо приобрести, если длина одной - 1 м 30 см, а место ограждения представляет собой прямоугольник, длина которого 17 м, а ширина на 8 м меньше?
Администратору гостиницы на корабле.
В каюте третьего класса могут разместиться 136 человек, что в 4 раза больше, чем каюты второго класса, и на 80 человек больше, чем каюты первого класса. Сколько пассажиров на свой борт может принять ваш корабль?
Коку.
На кухню корабля завезли муку первого и высшего сорта. Известно, что муки высшего сорта привезли 12 мешков, что составило ? всей привезенной муки. Сколько мешков муки первого сорта привезли на корабль?
Пока члены экипажа корабля " готовят корабль к отплытию", а капитаны помогают им, болельщикам - пассажирам корабля, предлагается выкупить билет, т.е. принять участие в конкурсе болельщиков.
1. Мальчики ловят рыбу, а девочки собирают цветы
На рыбках и цветах записан номер вопроса (перечень вопрос у ведущего). При правильном ответе болельщик оставляет цветок или рыбку у себя. При проведении итогов конкурса их количество учитывается
2. Конкурс "Скачущие лошади" (вопрос-ответ)
- Часть прямой, ограниченной с одной стороны точкой:
- Число разрядов в классе:
- Равенство, содержащее букву:
- Петух, стоя на двух ногах весит 2 кг, а на одной?
3. Конкурс "История России на страницах учебника "математика 5"
- Какое число на Руси называли словом "тьма"?
- Что означала на Руси "гривна"?
- Какие единицы измерения объемов использовались в старину на Руси?
- Как на Руси называли дробные числа?
Пока ведущий работают с болельщиками, члены экипажа передают ответы решенных ими задач в жюри, где учитывается не только правильность решения задачи, но и то, насколько ответ отличается от правильного, так как прежде, чем передать капитанам "лоции", команды и болельщики заслушивают жюри о готовности команд к отплытию и о желании пассажиров отправляться в путешествие при такой подготовке корабля.
Капитан получает задания. На их выполнение им отводится 5 минут. Члены экипажа могут ему помочь.
- Решите уравнение (2у+24)/8 = 16
- Упростите выражение 2а+612+7а+324
- Насколько изменится площадь прямоугольника, если его длина 10 см, а ширину уменьшить на 2 см.
При подведении конкурса капитанов эти три задания можно считать указателями на подводные рифы, которые надо обойти, чтобы без помех выйти в открытое море.
Такая игра вызывает огромный интерес у ребят и заставляет их задуматься о том, что во взрослой жизни многое зависит от правильности расчетов.
Учебный год хорошо завершать не только итоговыми контрольными работами, но и устраивать праздники. Так, последний урок математики в 6 классе можно провести в форме КВН. За неделю до проведения этого урока класс поделили на три команды (лучше по рядам), выбрали капитанов и дали домашнее задание: подготовить название команды, эмблему, девиз, приветствие и ребус математического содержания.
Урок начинается с приветствия команд. В первых двух конкурсах принимают участие каждая команда в полном составе.
Конкурс "Разминка"
- Сколько целых чисел между числами -157 и 44?
- Сравните а и -а.
Конкурс "Геометрический"
Предполагает вспомнить и перечислить все геометрические понятия, фигуры, о которых говорилось на уроках математики в 6 классе.
В следующих конкурсах принимаю участие по одному человеку от каждой команды. Задание ребята выполняют письменно в тетради.
Задания для конкурса подбираются из текстов контрольных работ.
Конкурс "Капитанов"
Решите уравнения
(5у-7)x(2у - 0,4) = 0
-0,6/x = 0,9
Конкурс "Наилегчайший вес"
Решите уравнение 0,2x(5у-2) = 0,3x(2у-1)
В следующих конкурсах принимают участие по два ученика (соседи по парте), причем эти конкурсы проводятся одновременно. По мере решения задач, подводятся итоги.
Конкурс "Финансистов"
Сначала цена товара повысилась на 10%, а затем его цена понизилась на 10%. Стал товар дешевле или дороже его первоначальной стоимости?
Конкурс "Шифровальщиков"
На координатной плоскости надо отметить точки, соединить их и получить изображение некоторой фигуры (в данном случае лебедя).
(-4;0); (-4;3); (-2;5); (0;5); (2;4); (2;4); (3;2); (5;2); (9;4), (6;-1); (4;-3); (-5;-3); (-7;1); (-6;5); (-6;7); (-8;7); (-7;8); (-6;10); (-4;10); (-4;8); (-5;-5); (-5;2); (-4;0).
Конкурс "Вспомни, подумай, ответь"
Найдите две дроби, каждая из которых больше семи девятых и меньше восьми девятых.
Не приводя к общему знаменателю сравните дроби сорок одна сорок вторых и сорок две сорок третьих.
В последнем конкурсе команды обмениваются составленными ребусами и разгадывают их
Такой урок для ребят был настоящим праздником, а ведь он был повторением курса математики 6 класса.