Реформирование дошкольного образования предполагает использовать для реализации воспитательных и образовательных задач, новые подходы, находить более доступные пути взаимодействия с семьей. Построить такое взаимодействие можно, сделав детский сад «открытой системой» для родителей, в которой все «прозрачно», в которой «вместе ребенком в детском саду» и «вместе дома». Таким инструментом взаимодействия для нас стала «проектная деятельность». Она позволяет не только развиватьсвободную творческую личность, но и оформить деятельность ее ввиде «культурно значимого продукта» [1; 4].
Взаимодействие детей, педагогов и родителей, сочетание всех видов детской деятельности в одном проекте помогает дошкольникам развивать свою познавательную активность, установить позитивные межличностные отношения друг с другом.
Родителям дает возможность прожить вместе с ребенком радостные моменты его «открытий»,помогает созданию в семье общих интересов, дел. Общение родителей и детей становится познавательно наполненным, интересным, развивающим.
Педагогам дает возможность реализовать инновационные подходы в сфере образования, а также установить тот самый эмоционально-личностный контакт, без которого нет, и не может быть доверительных отношений между детским садом и семьей.
Спланировать и провести организованное обучение (занятие) дело не сложное. Мы все этому неплохо научились. У многих педагогов вызывает серьезное затруднение организация совместной и самостоятельной деятельности. Как сделать самостоятельную деятельность целенаправленной, как сделать совместную деятельность психологическим инструментом, позволяющим ребенку осуществлять движение в пространстве культуры и выходить за «его пределы, создавая творческий продукт» [1;3], как сделать родителей партнерами по деятельности, а детский сад домом, в который хочется приходить снова и снова. В результате поисков мы нашли, как нам,кажется, очень удобный вариант личностно-ориентированной совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогов и родителей. Дети при таком подходе к самостоятельной деятельности развиваются не стихийно, а целенаправленно. Педагоги успешно внедряют новые подходы в образовании, а родители могут участвовать в жизни детского сада тогда, когда у них есть желание и возможность войти в нашу «открытую систему».
Совместная и самостоятельная деятельность детей родителей и педагогов в подготовительной группе в рамках проекта « Космос»
1. Игра «Круг»
Дети поочередно сжимают друг другу руки, стоя в
кругу, взявшись за руки. В конце игры воспитатель
спрашивает: «Приятно былопочувствовать тепло
друг друга?
Дети: Очень!
Воспитатель: А теперь посмотрите друг
на друга. Когда все улыбаются, значит у всех
хорошее настроение, и мы можем начинать.
Цель: привлекать внимание к собственным мышечным ощущениям, своевременное реагирование на полученный сигнал, принятия и доброжелательного отношения друг к другу, переключение внимания самостоятельную и совместную деятельность.
2. Игра «Загадки»
Воспитатель: Кто знает ребята, какой
сегодня праздник?
Дети: День Космонавтики.
Воспитатель: Конечно! 12 апреля 1961 года в
космос полетел первый космонавт, и звали его…
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Полетел он на космическом
корабле…
Дети: Восток. Он облетел вокруг земли и
вернулся на космодром.
Воспитатель: Космонавту приходится
решать трудные вопросы в полете, проводить
эксперименты, а для этого каким он должен быть?
Дети: Умным, сообразительным.
Воспитатель: Хотите тоже потренировать
свою сообразительность?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда попробуем отгадать
загадки:
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект – … (комета
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в ... (телескоп)Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам … (луна)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется – … (Земля)
Цель: развивать смекалку, сообразительность, умение выделять существенные признаки предметов и явлений, обогащение словаря.
3. Презентация центров
Воспитатель: Ну что ж, свою смекалку мы
потренировали, а теперь нам
предстоит неблизкий путь. Сегодня мы с вами
продолжаем двигаться по проекту «Космос».
Послушайте, какие интересные дела ждут нас в
центрах.Затем выберете для себя то, чемвам
захочется заняться, а потом всем покажете, что
получилось.
Центр физкультуры
Воспитатель: Здесь у нас сегодня
космическая разминка. Чтобы отправиться в
космос, какое здоровье должен иметь космонавт?
Дети: Хорошее здоровье, иметь сильные,
крепкие мышцы, быть ловким, метким.
Воспитатель: Что для этого необходимо
делать?
Дети: Тренироваться, делать
физкультуру.
Детям предлагаются карточки для самостоятельных упражнений в спортивном уголке (Приложения 1-10).
Цель: самостоятельно развивать и совершенствовать свои двигательные навыки, выполнять упражнения осознанно.
Центр творчества
Воспитатель: Здесь у нас сегодня много интересного. Можно сделать космических жителей, можно нарисовать и вырезать, можно коллективно сделать карту космоса, используя технику «оригами», и аппликации. А потом всем вместе рассказать и показать свою Презентацию, что у вас получилось.
Цель: развивать творческие способности, умения комбинировать в работе разные материалы, работать коллективно.
Центр математики
Воспитатель: Это очень важный центр. Сюда обычно идут капитаны космического корабля. Потому что нужно все правильно сосчитать, начертить путь к звездам и планетам и повести за собой команду.
Цель: Развитие вычислительных способностей, координации руки и глаза, личностных качеств – чувство ответственности за других.
Центр познания
Воспитатель: В этом центре вы сегодня закончите работу по изготовлению планет, раскрасите их, напишите название, чтобыдругим людям было легко узнать планеты, расскажете, что вы о них знаете.
Цель: развивать познавательные способности, внимание, память, мышление, доказательную речь, мелкую моторику, кругозор.
Центр кулинарии
Воспитатель: Космонавтам в космосебез питания будет выжить невозможно, поэтому в центр кулинарии, сегодня идет тот, кто любит работать с тестом и заботиться о других людях. Здесь можно будетсделать космическое печенье, которое мы потом возьмем в полет.
Цель: закрепить навыки работы с тестом: месить, раскатывать, вырезать нужные формы.
Центр строительства
Воспитатель: В центре строительства тоже сегодня очень ответственная работа. На чем космонавты летают в космос? (На ракете). Ракету нужно строить точно по схеме, которую нам дали конструкторы.
Цель: развивать конструктивные способности, произвольность. Умение работать по схеме, воспитывать личностные качества – желание ставить цель и доводитьдело до конца, самостоятельность, целеустремленность. Учить презентовать продукт своей деятельности.
Центр песка и воды
Воспитатель: В этом центре можно сделать космические «секретики» и загадать их друзьям–космонавтам.
Цель: развивать речевое творчество, умение придумывать и составлять описательные рассказы о предметах, имеющих отношение к проекту.
Центр экспериментов
Воспитатель: Это важный центр. Космонавты проводят в космосе много экспериментов, чтобы понять, как устроены разные предметы и явления. Мы сегодня тоже проведем эксперимент « Почему на Меркурии жарче, чем на Плутоне?» Ответ на этот вопрос дано хотел получить Данила. Надеемся, что он этот ответ сегодня и получит, проведя эксперимент.
Цель: развивать умение самостоятельно находить ответ на свой вопрос о том, что Солнце является источником тепла и света, и их количество на планете, зависит от расстояния до Солнца.
Центр книги
Воспитатель: В центре книги, кто
захочет, сможет сделать сегодня
«Космический справочник». Это справочник, в
который мы можем найти неизвестные космические
слова – термины,если встретим что-то неизвестное
нам в полете.
Цель: Развивать умение изготавливать книжки – малютки по схеме, работа по образцу – писать слова печатными буквами, правильно пользоваться стиплером.
Центр настольных игр
Воспитатель: Здесь у нас игра «Космический бой». Чтобы в нее поиграть, надо знать правила, ходить по очереди, чтобы стать терпеливым и не нарушать правила. Эти качества необходимы для космонавтов.
Цель: Воспитать коммуникативные навыки: договариваться, не мешать друг другу, радоваться успехам других.
Дети выбирают деятельность, которая соответствует их интересам, потребностям, настроению, состоянию здоровья (т.к. есть в группе дети с ОВЗ). Педагоги и родители включаются в ту деятельность, в которой ребенок может испытывать затруднения.
Презентация продуктов деятельности
Цель: Учить презентовать продукт своей
деятельности, подвести косознанию того, что
только сотрудничество помогает нам достижению
общей цели.
Воспитатель: После нашей космической подготовки мы многому, научились самостоятельно. Теперь можно отправиться в космическое путешествие.
Просмотр презентации «Удивительный мир астрономии»
Цель: Закрепить представления, полученные в результате самостоятельной и совместной деятельности, развивать воображение «мы, как будто отправились в полет», развитие игровых замыслов для будущих творческих игр, формирование общих духовных интересов детей и родителей.
Литература:
1. Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса. Проектная
деятельность дошкольников. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. – М.:
Мозаика-Синтез, 2010.
2. Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 22 июля
2010 г. № 91 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660
-10. Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима
работы в дошкольных организациях»
3. «Об утверждении и введении в действие
Федеральных государственных требований к
структуре общеобразовательной программы
дошкольного образования». Минобрнауки России. 23
ноября 2009 года № 655.
4. Алексеева И.В. «Удивительный мир
астрономии»; Санкт- Петербургская академия
постдипломного образования; 2010 г.