Тип проекта: творческо-исследовательский, практико-ориентированный
По составу участников: коллективный
По срокам: среднесрочный (2 недели)
Субъекты проекта: воспитатель, дети средней группы, члены их семьи.
Цель: Развитие фантазии и творчества у детей, совершенствование навыков художественно-продуктивной деятельности, исследовательских способностей, конструктивного мышления; предоставление детям возможности самостоятельно экспериментировать, делать выводы и умозаключения о свойствах бумаги.
Задачи:
- Развивать интерес в овладении детьми навыками конструктивной деятельности при работе с бумагой.
- Познакомить детей с пластическими свойствами бумаги (складывается оставляя след; легко скручивается или сопротивляется; растягивается, рвется). Познакомить детей с разными видами бумаги.
- Активизировать творческую деятельность и игровой опыт детей.
- Развивать воображение ребенка, способность фантазировать, обобщать полученные сведения в результате исследовательского опыта.
Содержание детского проекта:
Цель: Изготовление макета цветочной клумбы. Пополнение знаний о свойствах бумаги.
Задачи:
- Изучить разные свойства бумаги.
- Узнать о разных видах и сортах бумаги.
- Оформить «Мини-музей бумаги».
- Выяснить, из какой бумаги можно сделать цветы.
- Узнать, каким способом можно сделать цветы.
- Узнать, какие цветы растут на клумбах.
- Выполнить макет клумбы.
Методы исследования: поиск информации; поиск бумаги разной фактуры; рассматривание иллюстраций в книгах, готовых поделок; упражнения и опыты с бумагой; исследовательская деятельность, логические рассуждения.
Объект исследования: бумага разной
фактуры.
Актуальность:
На занятии кружка оригами ребята сделали цветы в подарок мамам. Потом они рассматривали групповые фотографии о летней экскурсии в «Чудо-сад», где видели на клумбах много красивых цветов. Дети решили вырастить красивые цветы на своем участке, предварительно сделав макет будущей клумбы нашего участка.
Этапы проекта:
I этап. Определение проблемы: из какой бумаги можно сделать макет клумбы?
– поиск информации, о том какие виды и сорта
бумаги существуют;
– расспросить родителей, воспитателей об этом;
– беседы о цветах;
– д/и «Кто в домике живет?» (истории, легенды
появления цветов);
– оформление островка для исследования разных
видов и сортов бумаги (ножницы, емкости для воды,
краски, карандаши, клей);
– изготовление «Мини-музея бумаги» [1]
Вывод: Бумага бывает: цветная, оберточная, гофрированная, писчая, обои, копировальная и т.д. Каждый вид бумаги имеет свое предназначение.
II этап. Ознакомление детей с пластическими свойствами бумаги через экспериментальную деятельность.
Экспериментируем с бумагой
Задачи: познакомить дошкольников с разными видами бумаги, выяснить, как свойство каждой из них связано с использованием данного материала.
Материалы: салфетки, цветная бумага, гофрированная, картон, писчая, оберточная, чертежная бумага, ножницы, емкости с водой.
Дети рассматривают разные виды бумаги, трогают ее.
– Что общего у всех видов бумаги?
– Чем они отличаются?
Дошкольники сами предлагают способы проверки свойств бумаги.
Затем проводится серия опытов:
– дети складывают разные виды бумаги
(салфеточная складывается легче, ее можно
сложить большее количество раз, чем другие виды;
чертежная сгибается с трудом);
– сминают кусочки бумаги (Какую смять легче?
Сравнить, что получилось. Делают выводы);
– разрывают квадратики разной бумаги (в каком
случае нужно приложить больше усилий?);
– разрезают бумагу ножницами;
– подбрасывают квадратики одинакового размера
разных видов бумаги (какой падает быстрее и
почему?);
– следует подуть на небольшие кусочки разной
бумаги.
Вывод: В ходе исследования мы выяснили, что бумага легко скручивается или сопротивляется, складывается, оставляя след; растягивается, рвется. Можно бумагу смять, разорвать, разрезать ножницами и ножом. Ребята решили, что для изготовления цветов лучше использовать цветную и гофрированную бумагу.
III этап. Практическая деятельность по
решению проблемы. Изготовление макета
«Волшебная клумба».
Совместное выполнение продукта проекта
(согласование действий, обмен мнениями, внесение
дополнений, собственно
художественно-продуктивная деятельность в
технике оригами).
– изготовление разных цветов из бумаги;
– составление композиции макета;
– оформление макета клумбы;
– придумывание рассказа о проекте.
IV этап. Подведение итогов проекта,
выступление по теме.
Выступление участников проекта перед
ребятами на занятии:
Рассказ о том, какие виды и сорта бумаги
существуют, что можно сделать из бумаги, какие
свойства имеет бумага. Во время рассказа
показывают экспонаты мини-музея.
Мы бумагу мяли, рвали,
В воду дружно опускали.
Надо нам сейчас узнать,
Для цветов какую взять?Строим, клеим, мастерим,
Мы музей бумаги
Пусть узнают малыши –
Все бумаги хороши.Музей бумаги – Чудо-дом,
Бумага разная есть в нем.
Чудо-клумбу мы сажали,
Много нового узнали.
Рассказ о том, как был изготовлен макет цветочной клумбы, которую планируют дети и воспитатели разбить весной на участке своей группы.
Вывод: Бумага окружает нас повсюду. Если оглядеть свою квартиру, то можно увидеть разные виды и сорта бумаги: полки с книгами, обои на стенах, фотографии в альбомах, салфетки, полотенца. Известно около 600 видов бумаги. На изготовление бумаги уходит очень много сил и средств, поэтому бумагу нужно беречь.
Для изготовления бумажных цветов лучше использовать цветную бумагу, которая не образует трещин после сгибания. Можно также использовать гофрированную бумагу.
Литература:
- Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М, 2008.
- Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
- Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры. – М, 1999 г.
- Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: «Академия развития», 2002 г.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль: «Академия развития», 1997 г.