Творческо-исследовательский проект "Волшебная клумба"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта:  творческо-исследовательский, практико-ориентированный

По составу участников: коллективный

По срокам: среднесрочный (2 недели)

Субъекты проекта: воспитатель,  дети средней группы, члены их семьи.

Цель: Развитие фантазии и творчества у детей, совершенствование навыков художественно-продуктивной  деятельности, исследовательских способностей, конструктивного мышления; предоставление детям возможности самостоятельно экспериментировать, делать выводы и умозаключения о свойствах бумаги.

Задачи:

  • Развивать интерес в овладении детьми навыками конструктивной деятельности при работе с бумагой.
  • Познакомить детей с пластическими свойствами бумаги (складывается оставляя след; легко скручивается или сопротивляется; растягивается, рвется). Познакомить детей с разными видами бумаги.
  • Активизировать творческую деятельность и игровой опыт детей.
  • Развивать воображение ребенка, способность фантазировать, обобщать полученные сведения в результате исследовательского опыта.

Содержание детского проекта:

Цель: Изготовление макета цветочной клумбы. Пополнение знаний о свойствах бумаги.

Задачи:

  • Изучить разные свойства бумаги.
  • Узнать о разных видах и сортах бумаги.
  • Оформить  «Мини-музей бумаги».
  • Выяснить, из какой бумаги можно сделать цветы.
  • Узнать, каким способом можно сделать цветы.
  • Узнать, какие цветы растут на клумбах.
  • Выполнить макет клумбы.

Методы исследования: поиск информации; поиск бумаги разной фактуры; рассматривание иллюстраций в книгах, готовых поделок; упражнения и опыты с бумагой; исследовательская деятельность, логические рассуждения.

Объект исследования: бумага разной фактуры.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Актуальность:

На занятии кружка оригами  ребята сделали цветы в подарок мамам. Потом они рассматривали  групповые фотографии о летней  экскурсии в «Чудо-сад», где видели на клумбах много красивых цветов. Дети решили вырастить красивые цветы на своем участке, предварительно сделав макет будущей клумбы нашего участка.

Этапы проекта:

I этап. Определение проблемы: из  какой бумаги можно сделать макет  клумбы?

– поиск информации, о том какие виды и сорта бумаги существуют;
– расспросить родителей, воспитателей об этом;
– беседы о цветах;
– д/и «Кто в домике живет?» (истории, легенды появления цветов);
– оформление островка для исследования разных видов и сортов бумаги (ножницы, емкости для воды, краски, карандаши, клей);
– изготовление «Мини-музея бумаги» [1]

Вывод: Бумага  бывает:  цветная, оберточная, гофрированная, писчая, обои, копировальная и т.д. Каждый вид  бумаги имеет свое предназначение.

II этап.  Ознакомление детей с пластическими свойствами бумаги через  экспериментальную деятельность.

Экспериментируем с бумагой

Задачи: познакомить  дошкольников с разными видами бумаги, выяснить,  как свойство каждой из них связано с использованием данного материала.

Материалы: салфетки, цветная бумага, гофрированная, картон, писчая, оберточная, чертежная бумага, ножницы, емкости с водой.

Дети рассматривают разные виды бумаги, трогают ее.

– Что общего у всех видов бумаги?
– Чем они отличаются?

Дошкольники сами предлагают способы проверки свойств бумаги.

Затем проводится серия опытов:

дети складывают разные виды бумаги (салфеточная складывается легче, ее можно сложить большее количество раз, чем другие виды; чертежная сгибается с трудом);
– сминают кусочки бумаги (Какую смять легче? Сравнить, что получилось. Делают выводы);
– разрывают  квадратики разной бумаги (в каком случае нужно приложить больше усилий?);
– разрезают бумагу ножницами;
– подбрасывают квадратики одинакового размера  разных видов бумаги (какой падает быстрее и почему?);
– следует подуть на небольшие кусочки разной бумаги.

Вывод: В  ходе  исследования мы выяснили, что бумага легко скручивается или сопротивляется, складывается, оставляя след; растягивается, рвется. Можно бумагу смять, разорвать, разрезать ножницами и ножом. Ребята решили, что для изготовления цветов лучше использовать цветную и гофрированную бумагу.

III этап. Практическая деятельность по решению проблемы.  Изготовление макета «Волшебная клумба».
Совместное выполнение продукта проекта (согласование действий, обмен мнениями, внесение дополнений, собственно художественно-продуктивная деятельность в технике оригами).

– изготовление разных цветов из бумаги;
– составление композиции макета;
– оформление макета клумбы;
– придумывание рассказа о проекте.

IV этап. Подведение итогов проекта, выступление по теме.
Выступление  участников проекта перед ребятами на занятии:
Рассказ  о том, какие виды и сорта бумаги существуют, что можно сделать из бумаги, какие свойства имеет бумага. Во время рассказа показывают  экспонаты мини-музея.

Мы бумагу мяли, рвали,
В воду дружно опускали.
Надо нам сейчас узнать,
Для цветов  какую взять?

Строим, клеим, мастерим,
Мы музей бумаги
Пусть узнают малыши –
Все бумаги хороши.

Музей бумаги – Чудо-дом,
Бумага разная есть в нем.
Чудо-клумбу мы сажали,
Много нового узнали.

Рассказ о том, как был изготовлен макет цветочной клумбы, которую планируют дети и воспитатели разбить весной на участке своей группы.

Вывод: Бумага окружает нас повсюду. Если оглядеть свою квартиру, то можно увидеть разные виды и сорта бумаги: полки с книгами, обои на стенах, фотографии в альбомах, салфетки, полотенца. Известно около 600 видов бумаги. На изготовление бумаги уходит очень много сил и средств, поэтому бумагу нужно беречь.

Для изготовления бумажных  цветов лучше использовать цветную бумагу, которая не образует трещин после сгибания. Можно также использовать гофрированную бумагу.

Литература:

  1. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И.  Мини-музей в детском саду. – М, 2008.
  2. Давыдова Г.Н. Бумагопластика.  Цветочные мотивы. – ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г. 
  3. Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры. –  М, 1999 г.  
  4. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: «Академия развития», 2002 г.
  5. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль: «Академия развития», 1997 г.