1. Цели и содержание курса «Страноведение Франции»
Основной целью спецкурса страноведения является развитие личности учащегося, способной осознанно участвовать в межкультурном общении. Основная цель включает в себя следующие компоненты: воспитательная, развивающая, образовательная и практические цели.
Воспитательная цель направлена на формирование у учащегося уважения и интереса к культуре изучаемого языка, образу жизни французского народа, традициям т обычаям, а также воспитание моральных качеств учащихся.
Развивающая цель состоит в развитии языковых и страноведческих знаний учащихся, умении оперировать этими знаниями, стремлении к самосовершенствованию в овладеваемой ими деятельностью.
Образовательная цель направлена на
приобретение и расширение ранее полученных
знаний, умений и навыков, формирование умений
сопоставлять сведения, полученный в курсе
страноведения Франции с фактами и реалиями своей
страны, а также с фактами и реалиями других стран,
языки которых изучаются в нашей школе
(английский, немецкий).
Воспитательные, развивающие и образовательные
цели достигаются в процессе практического
овладения иностранным языком.
Практическая цель заключается в обучении
школьников общению на французском языке, умении
извлекать, анализировать, составлять и
использовать страноведческую информацию,
стремлении к достижению более высокого уровня
владения языком.
Курс страноведения, включающий в себя все виды
речевой деятельности (аудирование, говорение,
чтение, письмо) способствует обогащению
страноведческих знаний, словарного запаса
учащихся, переводу их в разряд активных, а также
знакомит их с социокультурным портретом
Европы.
Содержание обучения курсу страноведения
включает в себя следующие виды деятельности:
коммуникативную, лингвистическую,
лингвострановедческую, страноведческую и
общеучебную.
Коммуникативная деятельность заключается в умении учащихся понимать и высказываться на французском языке, используя страноведческую информацию в различных ситуациях общения (беседа, спор, дискуссия, обмен мнениями и т.д.).
Лингвистическая деятельность требует знания языкового материала, включая лексику, фонетику и грамматику французского языка.
Лингвострановедческая и страноведческая деятельности имеют особую значимость и являются показателями готовности учащихся к вступлению в межкультурное общение. Лингвострановедческие и страноведческие знания, умения и навыки основываются на знании лексических средств общения как источников национально-культурной информации, обеспечивающих адекватное восприятие, знании страны изучаемого языка, а также знаний правил речевого и неречевого поведения в различных ситуациях.
Общеучебная деятельность включает в себя умения и навыки работы с различными источниками информации, способность учащихся к анализу, синтезу и творческому переосмыслению страноведческой информации.
На уроках по спецкурсу «Страноведение Франции» используются разнообразные формы проведения занятий: семинары, «Круглые столы», ролевые игры… Итоговый контроль осуществляется с помощью тестирования или подготовки компьютерной презентации по курсу.
Программа данного спецкурса, рассчитанная на 30 часов, помогает учащимся совершенствоваться во французском языке и использовать его в дальнейшем. Культура и искусство, к которым учащиеся приобщаются в курсе страноведения, способствуют развитию творческой культурной личности, готовой включиться в интегративные процессы, происходящие в современном мире.
2. Содержание спецкурса «Страноведение Франции»
2.1. Франция. Географическое положение
Природные условия и ресурсы. Экономика Франции. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт. Экономико-географические районы Франции. Департаменты и территории Франции. Парижский бассейн. Район Иль-де-Франс. Нормандия. Пикардия. Шампань. Бургундия. Долина реки Луары. Северный и северо-восточный промышленные районы (Лотарингия и Эльзас). Северо-западный промышленный район. Альпы и Лионский (восточный) район. Средиземноморский район. Юго-западный район. Заморские департаменты и территории Франции.
2.2. Символы Франции
Галльский петух – символ французского народа.
Национальная эмблема Франции – трехцветный
флаг.
Марианна – эмблема французской республики.
Девиз французской республики – «Свобода.
Равенство. Братство»
Марсельеза – национальный гимн Франции.
14 июля – национальный праздник Франции.
2.3. История Франции
Древняя Галлия. Первые короли Франции.
Рыцарство. Крестовые походы. Тамплиеры.
Столетняя война. Жанна д’Арк – французская
национальная героиня. Протестантизм.
Образование французского централизованного
государства. Кризис французского абсолютизма.
Идеология французского просвещения. Великая
французская буржуазная революция (1789-1794гг.).
Франция в период Директории, Консульства и
Первой Империи.
Реставрация Бурбонов и июльская революция 1830г.
Монархия 1830-1847гг. и революция 1848г.
Парижская коммуна (1871г.)
Франция в последней трети XIX – начала XX века.
Франция в годы первой мировой войны (1914-1918гг.)
Франция в 1919-1939гг.
Франция в годы второй мировой войны (1939-1945гг.)
IV Республика во Франции (1946-1958гг.)
V Республика во Франции. Политическая система V
Республики.
История российско-французских отношений.
2.4. Французский язык в современном мире
Происхождение французского языка. Французский
язык как национальный и государственный язык
Франции.
Французский язык как язык международного
общения. Французский язык в странах Европы
(Бельгия, Швейцария, Монако, Люксембург, Андорра,
французский язык в Италии – долина Аосты).
Французский язык в странах Америки. Французская
Канада. Французский язык на островах Карибского
бассейна (Гаити, Мартиника, Гваделупа и др.)
Французский язык в Африке. Использование его в
качестве государственного языка в бывших
французских колониях. Французский язык в Алжире,
Тунисе, Марокко.
Французский язык на международной арене. Его
использование в учреждения ООН. Использование
французского языка в международных и
демократических организациях.
Культура современной Франции
Образование во Франции. Материнские школы.
Начальное и среднее образование. Типы учебных
заведений. Профессиональное образование.
Система оценок. Сдача экзамена на степень
бакалавра. Высшее образование.
Наука, видные ученые Франции. Медицина.
Философия. Социальные науки. История.
Океанология. Средства массовой информации.
Пресса Франции. Книжная издательская
деятельность. Радио и телевижение Франции.
Архитектура Франции.
Французская музыка, балет, песня.
Достопримечательности и памятные места Франции.
Театр Франции. Кино Франции.
Повседневная жизнь Франции
Традиции, обычаи французского народа. Хорошие
манеры. Переписка.
Путешествие на поезде. Как вести себя на улице.
Правила поведения в театре, в отеле.
Французская кухня. Еда во Франции. Рецепты
французской кухни. Вина. Религиозные праздники.
Французская семья.
Литература:
- La douce France – M. «Лист», 2005
- Garchina H.A. A la decouverte de la France. – M. «Просвещение», 2002
- Всё о Франции. Автор: Ю. Иванова. Издательство Фолио. 2006г.
- Histoire de la France. De 1789 a la fin du XIX siecle. – Санкт-Петербург, 1996
- Monnerie – Goarin A. La France aux cent visages – Hautier/Didier, Paris 1996
- Tetenkina T. Decouvrir la France – Мн. Высшая школа, 1997
- Маджи Д. Весь Париж – Флоренция, Италия, 1995
Используемые видеофильмы:
- La France. Video – visite.
- Париж. ООО «Эврика Фильм».
- L’espace des Francais. CLE International/Nathan.
- Le calendrier des Francais. CLE International/Nathan.
- Une vie de Francais. CLE International/Nathan.
Темы рефератов по спецкурсу «Страноведение Франции»:
- Достопримечательности и памятные места Франции.
- Экономика современной Франции.
- Великая французская буржуазная революция (1789-1794гг.).
- История русско-французских отношений.
- Сокровища тамплиеров.
- Личность Наполеона сквозь года.
- Французский театр.
- Французская современная песня.
- Кино Франции.
- Особенности французской национальной кухни.
Темы компьютерных презентаций по спецкурсу «Страноведение Франции»:
- Орден Тамплиеров.
- Жизнь и подвиг Жанны д’Арк.
- Людовик XIV – «Король – Солнце».
- «Высокая мода» во Франции.
- Виноделие Франции.
- Достопримечательности Франции.