Экологическое воспитание в детском саду и в повседневной жизни

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически деятельностного отношения к окружающей среде и природе

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса к миру природы
  • Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения
  • Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (воспитание себя как части природы, взаимосвязи человека и природы)
  • Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников

Методы исследования:

  • диагностика по разделу «Экологическое воспитание»;
  • беседа с детьми, с родителями о природе;
  • наблюдения в природе;
  • занятия с детьми по экологическому воспитанию, ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой, ручному труду из природного материала;
  • уход за аквариумными рыбками, попугаями, комнатными растениями.

В своей работе опирались на труды:

  • С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников»
  • О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
  • О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
  • Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

I ЭТАП – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Мы провели ряд наблюдений за детьми на занятиях и в повседневной жизни, во время труда по уходу за живыми объектами, анкетирование родителей на предмет экологического воспитания в семье, а также беседы с детьми и родителями, контрольный срез по разделу «Ознакомление с природой».
Наши исследования показали, что в редких семьях имеются домашние животные, не все читают детям произведения о природе, а отдыхая на природе не рассказывают, не наблюдают за природными объектами. Родители отговариваются занятостью.
Диагностика показала, что дети называют диких и домашних животных, хуже птиц и насекомых, а о классификации растений и говорить нечего.

Диагностика по методике С.Н. Николаевой:

– Опрос детей по содержанию животных (попугаи)
– Комнатных растений в группе
– Наблюдение за ростом и развитием живых существ (рыбок)
– Наблюдение с использованием опытов


Высокий: 20%
Средний: 50%
Низкий: 40%

II ЭТАП – ФОРМИРУЮЩИЙ

На этом этапе работы мы проводили с детьми занятия по экологическому воспитанию, ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой, уходу за комнатными растениями, аквариумными рыбками и попугаями, посадку овощей и цветов , беседы, экологические игры и развлечения, ручной труд из природного материала.
К работе с детьми дома подключили родителей. Для этого провели доклад «Экологическое воспитание детей в детском саду и в повседневной жизни» на родительском собрании; папки –передвижки по временам года, советами по ознакомлению детей с природой, «Ребенок и природа», «Природа –наш дом»; конкурс стенгазет «Экология в жизни ребенка» и поделок из природного материала; КВН и викторины по экологии; открытые занятия; совместный труд в природе.

Посев семян

Уход за аквариумными рыбками

Вот какой уродился укроп

Вот какой укроп

Срезаем наш укроп

Посадка сладкого перца

Калачики, пирожки из теста сами делаем

Розочки из теста

Ваза с цветами из теста для мам любимых на 8 марта

Работа с родителями: «Ваза из орехов»

«Тюльпаны с фисташек»

«Осенний букет»

«Знакомство и уход за комнатными растениями»

«Наши красивые цветы»

Экологическая игра-наблюдение «Цветок моего настроения»

III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

На данном этапе мы провели повторные наблюдения за детьми в повседневной жизни и на занятиях, диагностику и ряд итоговых занятий по экологии, которые показали, что уровень знаний по экологии и умений ухода за природными объектами детей повысился. Дети легко узнают и называют растения, рыб, птиц, полезные ископаемые как родного края, так и мира, классифицируют их, а также имеют опыт ухода за природными объектами со словесным сопровождением своих действий. Тесно работая с воспитателями у родителей также повысился уровень экологической культуры. Родители с радостью озеленяют группу, участок, сопровождают и предоставляют транспорт при вывозе детей на природу, с радостью участвуют в конкурсах о природе.

Повторная диагностика по экологии:

– Опрос детей по содержанию животных (попугаи)
– Комнатных растений в группе
– Наблюдение за ростом и развитием живых существ (рыбок)
– Наблюдение с использованием опытов


Высокий : 70%
Средний : 20%

При сравнении с первым этапом исследования мы видим значительные улучшения:

  • возросло знание детей об окружающей природе
  • дети могут уже заниматься игрой или каким – нибудь интересным для них делом : рисованием животных; вырезанием из бумаги птиц; лепкой из соленого теста цветов, сказочных героев
  • возросло осознанно-правильное отношение к природе
  • возросло понимание изначальной красоты живой природы
  • возрос уровень познания о природе, об окружающем мире, умение сосредоточиться на том, что говорит и показывает педагог, чтобы организовать их деятельность для более эффективного усвоения материала на занятиях.

Дети более заинтересованы на занятиях, стали целенаправленно подходить к решениям заданий.

Заключение:

Экология – наука о природе, её недрах, обитателях, человек – часть природы. Когда болеет природа, болеет человек.

Дети смотрят на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее они вглядываются в открывающуюся перед ними перспективу, познание «большого мира» – именно в дошкольном возрасте закладываются первоначальные особенности развития экологического воспитания. И в этом большую роль играет подготовка детей в дошкольном учреждении и в повседневной жизни.