Цель: становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически деятельностного отношения к окружающей среде и природе
Задачи:
- Развитие познавательного интереса к миру природы
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения
- Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (воспитание себя как части природы, взаимосвязи человека и природы)
- Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников
Методы исследования:
- диагностика по разделу «Экологическое воспитание»;
- беседа с детьми, с родителями о природе;
- наблюдения в природе;
- занятия с детьми по экологическому воспитанию, ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой, ручному труду из природного материала;
- уход за аквариумными рыбками, попугаями, комнатными растениями.
В своей работе опирались на труды:
- С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников»
- О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
- О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
I ЭТАП – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Мы провели ряд наблюдений за детьми на занятиях
и в повседневной жизни, во время труда по уходу за
живыми объектами, анкетирование родителей на
предмет экологического воспитания в семье, а
также беседы с детьми и родителями, контрольный
срез по разделу «Ознакомление с природой».
Наши исследования показали, что в редких семьях
имеются домашние животные, не все читают детям
произведения о природе, а отдыхая на природе не
рассказывают, не наблюдают за природными
объектами. Родители отговариваются занятостью.
Диагностика показала, что дети называют диких и
домашних животных, хуже птиц и насекомых, а о
классификации растений и говорить нечего.
Диагностика по методике С.Н. Николаевой:
– Опрос детей по содержанию животных (попугаи)
– Комнатных растений в группе
– Наблюдение за ростом и развитием живых существ
(рыбок)
– Наблюдение с использованием опытов
Высокий: 20%
Средний: 50%
Низкий: 40%
II ЭТАП – ФОРМИРУЮЩИЙ
На этом этапе работы мы проводили с детьми
занятия по экологическому воспитанию,
ознакомлению с окружающим миром и
художественной литературой, уходу за комнатными
растениями, аквариумными рыбками и попугаями,
посадку овощей и цветов , беседы, экологические
игры и развлечения, ручной труд из природного
материала.
К работе с детьми дома подключили родителей. Для
этого провели доклад «Экологическое воспитание
детей в детском саду и в повседневной жизни» на
родительском собрании; папки –передвижки по
временам года, советами по ознакомлению детей с
природой, «Ребенок и природа», «Природа –наш
дом»; конкурс стенгазет «Экология в жизни
ребенка» и поделок из природного материала; КВН и
викторины по экологии; открытые занятия;
совместный труд в природе.
Посев семян
Уход за аквариумными рыбками
Вот какой уродился укроп
Вот какой укроп
Срезаем наш укроп
Посадка сладкого перца
Калачики, пирожки из теста сами делаем
Розочки из теста
Ваза с цветами из теста для мам любимых на 8 марта
Работа с родителями: «Ваза из орехов»
«Тюльпаны с фисташек»
«Осенний букет»
«Знакомство и уход за комнатными растениями»
«Наши красивые цветы»
Экологическая игра-наблюдение «Цветок моего настроения»
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
На данном этапе мы провели повторные наблюдения за детьми в повседневной жизни и на занятиях, диагностику и ряд итоговых занятий по экологии, которые показали, что уровень знаний по экологии и умений ухода за природными объектами детей повысился. Дети легко узнают и называют растения, рыб, птиц, полезные ископаемые как родного края, так и мира, классифицируют их, а также имеют опыт ухода за природными объектами со словесным сопровождением своих действий. Тесно работая с воспитателями у родителей также повысился уровень экологической культуры. Родители с радостью озеленяют группу, участок, сопровождают и предоставляют транспорт при вывозе детей на природу, с радостью участвуют в конкурсах о природе.
Повторная диагностика по экологии:
– Опрос детей по содержанию животных (попугаи)
– Комнатных растений в группе
– Наблюдение за ростом и развитием живых существ
(рыбок)
– Наблюдение с использованием опытов
Высокий : 70%
Средний : 20%
При сравнении с первым этапом исследования мы видим значительные улучшения:
- возросло знание детей об окружающей природе
- дети могут уже заниматься игрой или каким – нибудь интересным для них делом : рисованием животных; вырезанием из бумаги птиц; лепкой из соленого теста цветов, сказочных героев
- возросло осознанно-правильное отношение к природе
- возросло понимание изначальной красоты живой природы
- возрос уровень познания о природе, об окружающем мире, умение сосредоточиться на том, что говорит и показывает педагог, чтобы организовать их деятельность для более эффективного усвоения материала на занятиях.
Дети более заинтересованы на занятиях, стали целенаправленно подходить к решениям заданий.
Заключение:
Экология – наука о природе, её недрах, обитателях, человек – часть природы. Когда болеет природа, болеет человек.
Дети смотрят на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее они вглядываются в открывающуюся перед ними перспективу, познание «большого мира» – именно в дошкольном возрасте закладываются первоначальные особенности развития экологического воспитания. И в этом большую роль играет подготовка детей в дошкольном учреждении и в повседневной жизни.