Цели урока:
- образовательные: рассмотреть строение и свойства класса аминов; проиллюстрировать положение теории строения органических соединений о взаимном влиянии атомов в молекулах на примере анилина; познакомить с областями применения анилина, основанными на его свойствах;
- развивающие: сформировать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно мыслить, передавать информацию;
- воспитательные: сформировать положительное отношение к изучению предмета, умение выслушивать своих товарищей, воспитывать творчески мыслящую личность;
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок изучения нового материала
Организационная форма урока: индивидуальная, парная
Технологии обучения: ИКТ, элементы технологии развития критического мышления.
Методы обучения: объяснительно ? иллюстративный, частично ? поисковый
Обеспечение урока:
- техническое: ПК, проектор;
- наглядное: презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию темы. Целеполагание.
Преподаватель: Помимо углерода, водорода и кислорода в состав молекул органических веществ часто входят атомы такого химического элемента, о котором говорится в стихотворении:
Вы растете и живете,
Словно, плавая в ….!
Знайте, в воздухе у нас
Это самый первый газ.
Все живое – все цветы,
Все деревья и кусты
Все животные не могут
Без аминокислоты!
А в составе тех кислот
Непременно есть …! [3]
Учащиеся: высказывают свои предположения.
Преподаватель: Конечно, это азот. Именно азотсодержащие соединения составляют основу живой природы. Достаточно назвать такие из них, как аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты.
Наиболее простые азотсодержащие органические соединения – амины.
Итак, тема нашего урока “Амины” (слайд 1).
В ходе изучения нового материала мы должны рассмотреть строение и свойства класса аминов, уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекуле на примере анилина, познакомиться с областями применения анилина (слайд 2).
3. Изучение нового материала.
Преподаватель: При изучении нового материала мы будем придерживаться плана, представленного на этом слайде (слайд 3). В ходе урока вы узнаете, какие вещества являются аминами, и какие группы они образуют, как правильно называть амины, изучите свойства таких представителей аминов, как метиламин и анилин.
На следующем слайде представлены формула аммиака и общие формулы аминов, проанализируйте эти формулы и попытайтесь дать определение понятия “Амины” (слайд 4).
Учащиеся: высказывают свои предположения.
Преподаватель: Таким образом, амины – это производные аммиака, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены на углеводородный радикал (слайд 5).
Переходим к следующему пункту нашего плана “Классификация аминов”.
Вернемся к общим формулам аминов (слайд 6). На какие группы можно классифицировать амины по числу углеводородных радикалов в молекуле аминов?
Учащиеся: высказывают свои предположения.
Преподаватель: Итак, амины по числу углеводородных радикалов можно разделить на три группы: первичные, вторичные, третичные (слайд 7).
Расставьте формулы аминов (слайд 8) на соответствующие им места в приведенной схеме “Классификация аминов”
Учащиеся: выполняют задание в своей тетради
Преподаватель: Формулы каких соединений вы отнесли к первичным аминам? К вторичным аминам? К третичным аминам?
Учащиеся: отвечают на вопросы.
Преподаватель: К первичным аминам относятся соединения с формулами под номерами 2,6; к вторичным – 1,4; к третичным – 5 (слайд 9)
Переходим к следующему пункту нашего плана “Номенклатура аминов”. Названия аминов строится от названий соответствующих радикалов и окончания АМИН (слайд 10).
Исходя из этого правила, назовите эти вещества.
Учащиеся: называют вещества, формулы которых изображены на слайде.
Преподаватель: Следующим этапом нашей работы будет знакомство с такими представителями первичных аминов, как метиламин и анилин (слайд 11).
Составляя таблицу “Характеристика метиламина и анилина”, рассмотрим их строение, свойства и применение (слайд 12) [1].
Учащиеся: чертят таблицу “Характеристика метиламина и анилина” в тетрадь, заполняя ее строки по мере объяснения материала.
Преподаватель: Самый первый представитель класса аминов — метиламин, будучи производным аммиака, по своим физическим свойствам похож на него. Вспомните, что представляет собой аммиак, и опишите физические свойства метиламина.
Учащиеся: вспоминают физические свойства аммиака и описывают физические свойства метиламина.
Преподаватель: Таким образом, метиламин — бесцветный газ с резким аммиачным запахом, хорошо растворим в воде (слайд 13).
Что представляет собой анилин, вы узнаете, просмотрев небольшой видеофрагмент (слайд 14).
Учащиеся: смотрят видеофрагмент “Физические свойства анилина” и заполняют соответствующую строку.
Преподаватель: Что вы можете сказать о физических свойствах анилина?
Учащиеся: отвечают на вопрос.
Преподаватель: Итак, анилин – бесцветная малорастворимая в воде жидкость с неприятным запахом, быстро темнеющая на воздухе, очень ядовитая (слайд 15).
Приступаем к изучению химических свойств метиламина и анилина.
Как и большинство других органических веществ, амины горят, при этом образуются не только углекислый газ и вода, но и свободный азот (слайд 16).
Если амины являются производными аммиака, то, очевидно, и химические свойства этих соединений будет сходны. За счет неподеленной электронной пары атома азота амины, как и аммиак, способны присоединять катионы водорода. Таким образом, амины представляют собой органические основания. Их характерное химическое свойство заключается в образовании солей при взаимодействии с кислотами (слайд 17).
Если сравнить основные свойства аммиака, метиламины и анилина, то анилин является самым слабым основанием, тем не менее, он реагирует с кислотами (слайд 18).
Анилин является слабым основанием потому, что в его молекуле на аминогруппу оказывает влияние радикал фенил Аминогруппа, в свою очередь, также оказывает влияние на фенил. Это проявляется в том, что анилин, в отличие от бензола, вступает в реакции с бромной водой не по одному, а по трем (2,4,6) положениям цикла (слайд 19).
Взаимодействие анилина с бромной водой наглядно показывает следующий видеофрагмент (слайд 20).
Следующий вопрос плана “Применение анилина”.
Учащиеся: заслушивают сообщение докладчика о применении анилина и делают соответствующие записи в таблицу.
Преподаватель: Вы прослушали небольшое сообщение о применении анилина, какие записи вы внесли в таблицу.
Учащиеся: отвечают (слайд 21).
Следующий вопрос: Получение анилина.
Получение анилина в промышленных масштабах связано с именем выдающегося русского химика Николая Николаевича Зинина (слайд 22).
Николай Николаевич Зинин был образованным человеком. Он был математиком, преподавал физику, аналитическую механику, гидростатику. Он работал в Германии, Франции, Англии с замечательными химиками того времени: Э. Мичерлихом, Ю.Либихом, Г. Розе. С 1841 года работал профессором Казанского университета, затем профессором медико-хирургической академии в Петербурге, участвовал в создании и первым возглавил Русское химическое общество. С 1865 года был действующим академиком Петербургской академии наук [2]
В основе процесса получения анилина лежит восстановление нитробензола (слайд 23).
4. Закрепление пройденного материала
Для закрепления знаний предлагаю вам выполнить химический диктант. Прочитайте внимательно тексты. Вставьте пропущенные слова, словосочетания, формулы.
Химический диктант по теме: “Амины”
1 вариант
Инструкция: Прочитайте внимательно тексты.
Вставьте пропущенные слова, словосочетания,
формулы.
4СН3NH2 + 9О2 –> 4… + 10…+ 2N2
Химический диктант по теме: “Амины”
2 вариант
Инструкция: Прочитайте внимательно тексты. Вставьте пропущенные слова, словосочетания, формулы.
- Амины — производные …, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены на углеводородный радикал.
- Вещество с формулой С2Н5 – NН2 называется …
- Анилин — ….. в воде жидкость с неприятным запахом, быстро темнеющая на воздухе, очень ядовитая.
- Горение анилина выражается уравнением:
- Анилин более слабое …., чем амины и аммиак.
- При взаимодействии анилина с бромной водой образуется …. Осадок.
- В основе получения анилина лежит реакция восстановления …
2С6Н5NH2 + 15,5О2 –> 12 … + 7 …+ N2
Ответы
1 вариант
- Первичные, вторичные, третичные.
- Диэтиламин.
- Бесцветный газ.
- СО2 Н2О.
- Основания.
- Бромной водой.
- Зинин.
Ответы
2 вариант
- Аммиака.
- Этиламин.
- Бесцветная нерастворимая.
- СО2 Н2О.
- Основание.
- Белый.
- Нитробензола.
Преподаватель: Ответы к вопросам химического диктанта представлены на слайде (слайд 24). Проверьте друг у друга и поставьте оценку.
Итак, в ходе урока мы должны были рассмотреть строение и свойства класса аминов, уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекуле на примере анилина, познакомиться с областями применения анилина. Мы достигли этих целей?
5. Рефлексия
Преподаватель: в заключение урока предлагаю вам в паре составить стихотворение — синквейн, которое строится по правилу:
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).
- Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
- Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например:
- Анилин.
- Бесцветный, ядовитый.
- Пахнет, не растворяется, горит.
- Без анилина нет красителей.
- Амин.
Учащиеся: сочиняют синквейн в паре, по желанию зачитывают свои стихотворения
6. Домашнее задание.
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. § 16, упр. 1-3, 5
Спасибо за урок!
Список литературы
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие / О.С.Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии. 10. класс: учебное пособие для учителей и студентов старших курсов педагогических вузов. – М.: Блик и К0, 2001.
- Лисин А.Ф. Химия и поэзия.