Интегрированный урок (география + биология) по теме "Взаимосвязь компонентов в природных зонах Северной Америки". 7-й класс

Разделы: Биология, География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Цели урока:

  1. Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению взаимосвязей компонентов природы в природных зонах Северной Америки для установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов
  2. Расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны природы
  3. Развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся

Задачи урока:

  1. Установить зависимость между климатом, растениями, животными и почвами в каждой природной зоне
  2. Выявить приспособляемость организмов к условиям окружающей среды
  3. Организация творческой работы в группах
  4. Рассмотреть проблемы охраны и преобразование окружающей среды

Оборудование: Карты Северной Америки: физическая, климатическая, природных зон, атласы, планы работы (инструкции) специалистам в группах, гербарии, картины растительный и животный мир Северной Америки, почвы

Класс разбит на 5 групп по природным зонам:

  1. Арктические пустыни.
  2. Тундра.
  3. Тайга.
  4. Смешанные и широколиственные леса.
  5. Степи (прерии).

В каждой группе “Специалисты”

  1. Географ-картограф (характеристика ФГП зоны, определения).
  2. Климатолог (характеристика климата).
  3. Ботаник (растения и их приспособления).
  4. Зоолог (животные и их приспособления).
  5. Почвовед (характеристика почв).
  6. Эколог (вывод о изменении природной зоны человеком).

Ход урока

Учитель географии: “Ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок по природе Северной Америки

Учитель биологии: Территория, заселенная определенными растениями и животными называется “сообществом”. “Все элементы мироздания гармонично связаны между собой” – говорил еще древнегреческий ученый Цицерон

Учитель географии: Как вы считаете, какие науки наиболее тесно связаны между собой? – (география, биология, химия, физика, история). Да география и биология – это две довольно близкие науки. Мы хотим предложить вам создать главу совершенно нового учебника для совместного изучения географии и биологии и назвать ее “Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах на примере Северной Америки.”

Тема урока: “Взаимосвязь компонентов в природных зонах Северной Америки.” (слайд 3)

Учитель биологии: Взаимосвязь растений и животных, которая складывалась на протяжении всей истории развития органического мира, называется биологическими факторами (факторы живой природы)

– Природные условия, которые позволили сложиться такой взаимосвязи, называются абиотическими факторами (факторы неживой природы)

– Взаимодействие человека с природой, с окружающей средой называют антропогенными факторами. Эти понятия вы можете сегодня использовать в своих выступлениях.

Учитель географии: Итак! Сегодня вы работаете в группах, В каждой группе есть специалисты, вы должны быть готовы к выявлению взаимосвязей между компонентами. По ходу выступлений вы формируете страницу или логическую схему природной зоны нового учебника.

На столе инструкции (планы характеристик объектов), а так же лист ватмана, маркеры для оформления страницы, таблицы, карты атласов.

Выступления учащихся группы “Арктические пустыни” (слайды 4-6)

Вопросы учащимся

  1. Почему в зоне Арктических пустынь скудная растительность?
  2. Почему здесь довольно богатый животный мир?
  3. Почему животные Арктических пустынь достигают крупных размеров? Белый медведь, моржи, киты, тюлени?
  4. Какие приспособления имеются у животных Арктических пустынь, которые помогают им выдерживать сильные морозы?
  5. Почему их шкура и птичьи перья не намокают в воде?

Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – белый медведь (слайд 7)

Выступления учащихся группы “Тундра” (слайды 8-11)

Вопросы учащимся

  1. Как растения тундры приспособились к прохладному короткому лету?
  2. Почему у них маленькие листья?
  3. Мы карликовые березы, мы хитро придумали позы
    Мы крепко сидим как занозы
    Но все это только притворство
    Прижатость есть вид непокорства”
    О каком непокорстве говорится в стихотворении?
    Почему в тундре не растут деревья?
  4. Почему при малом количестве осадков тундра заболочена?
  5. Почему тундра является раздольем для диких гусей, уток, журавлей, на лето они прилетают сюда?

Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – олень-карибу (слайд 12)

Выступления учащихся группы “Тайга” (слайды 13-16)

Вопросы учащимся

  1. Почему у хвойных деревьев вместо листьев иголки?
  2. Почему почвы тайги подзолистые?
  3. Почему в подзолистых почвах тайги мало перегноя?
  4. Какие последствия происходят после вырубки леса?

Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – секвойя (слайд 17)

Выступления учащихся группы “Зона смешанных и широколиственных лесов” (слайд 18-21)

Вопросы учащимся

  1. С какими особенностями климата связано то, что у широколиственных лесов большие листовые пластинки?
  2. Почему лиственные леса сбрасывают листву на зиму?
  3. Почему серые и бурые лесные почвы более плодородны?
  4. Почему большие площади лесов вырублены и заняты с/х посевами?

Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – росомаха (слайд 22)

Выступления учащихся группы “ Степи” (слайд 23-26)

Вопросы учащимся

  1. Почему эта зона простирается меридиально в центре материка?
  2. Почему в степях не растут деревья?
  3. Почему несмотря на малый растительный опад почва степей плодородная?
  4. Почему животные степей живут стадами, а лесные в одиночку?

Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – бизон (слайд 27)

По ходу выступлений оформляется страница нового учебника

II часть урока “Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека”

Учитель географии: Под воздействием хозяйственной деятельности: вырубка лесов, распашка почв, рост городов – природные комплексы Северной Америки сильно изменены. Нет ни одной природной зоны, которая бы не была изменена человеком. Дороги и города строятся на века, добыча полезных ископаемых ведется десятками лет. Леса вырубают для производства бумаги и строительных материалов. Распаханные почвы смываются ливнями и талыми водами, растут овраги. Лишенные мест обитания животные исчезают.

Учитель биологии: В странах Северной Америки приняты законы направленные на охрану и восстановление природы. Ведется работа по восстановлению разрушенных комплексов: сажают леса, очищают от загрязнения озера и реки. Созданы заповедники и национальные парки. В эти чудесные уголки природы устремляются ежегодно миллионы горожан. Общее число охраняемых территорий 356. В Северной Америке создано несколько национальных парков. Самый первый – Йеллоустонский, основан в 1872 году.

Сообщения учащихся:

  1. Йеллоустонский национальный парк (слайд 29)
  2. Национальный парк Вуд-Баффало (слайд 30)

Вывод: А сейчас мы подводим итоги и проверяем вашу страницу.

Страница готова. Взаимодействие компонентов природы отражено.

Зная законы природы легче сберечь ее. Всем принявшим участие в создании страниц главы нового учебника ставим высокую оценку.

Список использованной литературы:

  1. Н.А. Никитина “Поурочные разработки по географии” 7 кл. М. “Вако” 2006.
  2. Т.Н. Воробцова “География 7 кл. Поурочные планы” Волгоград 2002.
  3. “Интегрированные уроки в школе” 6-10 кл. сост.Болотникова Н.В. Волгоград. Учитель 2007.
  4. Г.Н. Элькин “География материков и океанов 7 кл.” Санкт-Петербург. Паритет 2001.
  5. Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова “По материкам и странам” Просвещение 1981.
  6. Заповедными тропами зарубежных стран. Издательство “Мысль” 1976.