Цели урока:
- Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению взаимосвязей компонентов природы в природных зонах Северной Америки для установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов
- Расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны природы
- Развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся
Задачи урока:
- Установить зависимость между климатом, растениями, животными и почвами в каждой природной зоне
- Выявить приспособляемость организмов к условиям окружающей среды
- Организация творческой работы в группах
- Рассмотреть проблемы охраны и преобразование окружающей среды
Оборудование: Карты Северной Америки: физическая, климатическая, природных зон, атласы, планы работы (инструкции) специалистам в группах, гербарии, картины растительный и животный мир Северной Америки, почвы
Класс разбит на 5 групп по природным зонам:
- Арктические пустыни.
- Тундра.
- Тайга.
- Смешанные и широколиственные леса.
- Степи (прерии).
В каждой группе “Специалисты”
- Географ-картограф (характеристика ФГП зоны, определения).
- Климатолог (характеристика климата).
- Ботаник (растения и их приспособления).
- Зоолог (животные и их приспособления).
- Почвовед (характеристика почв).
- Эколог (вывод о изменении природной зоны человеком).
Ход урока
Учитель географии: “Ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок по природе Северной Америки
Учитель биологии: Территория, заселенная определенными растениями и животными называется “сообществом”. “Все элементы мироздания гармонично связаны между собой” – говорил еще древнегреческий ученый Цицерон
Учитель географии: Как вы считаете, какие науки наиболее тесно связаны между собой? – (география, биология, химия, физика, история). Да география и биология – это две довольно близкие науки. Мы хотим предложить вам создать главу совершенно нового учебника для совместного изучения географии и биологии и назвать ее “Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах на примере Северной Америки.”
Тема урока: “Взаимосвязь компонентов в природных зонах Северной Америки.” (слайд 3)
Учитель биологии: Взаимосвязь растений и животных, которая складывалась на протяжении всей истории развития органического мира, называется биологическими факторами (факторы живой природы)
– Природные условия, которые позволили сложиться такой взаимосвязи, называются абиотическими факторами (факторы неживой природы)
– Взаимодействие человека с природой, с окружающей средой называют антропогенными факторами. Эти понятия вы можете сегодня использовать в своих выступлениях.
Учитель географии: Итак! Сегодня вы работаете в группах, В каждой группе есть специалисты, вы должны быть готовы к выявлению взаимосвязей между компонентами. По ходу выступлений вы формируете страницу или логическую схему природной зоны нового учебника.
На столе инструкции (планы характеристик объектов), а так же лист ватмана, маркеры для оформления страницы, таблицы, карты атласов.
Выступления учащихся группы “Арктические пустыни” (слайды 4-6)
Вопросы учащимся
Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – белый медведь (слайд 7)
Выступления учащихся группы “Тундра” (слайды 8-11)
Вопросы учащимся
Мы крепко сидим как занозы
Но все это только притворство
Прижатость есть вид непокорства”
О каком непокорстве говорится в стихотворении?
Почему в тундре не растут деревья?
Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – олень-карибу (слайд 12)
Выступления учащихся группы “Тайга” (слайды 13-16)
Вопросы учащимся
- Почему у хвойных деревьев вместо листьев иголки?
- Почему почвы тайги подзолистые?
- Почему в подзолистых почвах тайги мало перегноя?
- Какие последствия происходят после вырубки леса?
Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – секвойя (слайд 17)
Выступления учащихся группы “Зона смешанных и широколиственных лесов” (слайд 18-21)
Вопросы учащимся
- С какими особенностями климата связано то, что у широколиственных лесов большие листовые пластинки?
- Почему лиственные леса сбрасывают листву на зиму?
- Почему серые и бурые лесные почвы более плодородны?
- Почему большие площади лесов вырублены и заняты с/х посевами?
Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – росомаха (слайд 22)
Выступления учащихся группы “ Степи” (слайд 23-26)
Вопросы учащимся
- Почему эта зона простирается меридиально в центре материка?
- Почему в степях не растут деревья?
- Почему несмотря на малый растительный опад почва степей плодородная?
- Почему животные степей живут стадами, а лесные в одиночку?
Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – бизон (слайд 27)
По ходу выступлений оформляется страница нового учебника
II часть урока “Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека”
Учитель географии: Под воздействием хозяйственной деятельности: вырубка лесов, распашка почв, рост городов – природные комплексы Северной Америки сильно изменены. Нет ни одной природной зоны, которая бы не была изменена человеком. Дороги и города строятся на века, добыча полезных ископаемых ведется десятками лет. Леса вырубают для производства бумаги и строительных материалов. Распаханные почвы смываются ливнями и талыми водами, растут овраги. Лишенные мест обитания животные исчезают.
Учитель биологии: В странах Северной Америки приняты законы направленные на охрану и восстановление природы. Ведется работа по восстановлению разрушенных комплексов: сажают леса, очищают от загрязнения озера и реки. Созданы заповедники и национальные парки. В эти чудесные уголки природы устремляются ежегодно миллионы горожан. Общее число охраняемых территорий 356. В Северной Америке создано несколько национальных парков. Самый первый – Йеллоустонский, основан в 1872 году.
Сообщения учащихся:
- Йеллоустонский национальный парк (слайд 29)
- Национальный парк Вуд-Баффало (слайд 30)
Вывод: А сейчас мы подводим итоги и проверяем вашу страницу.
Страница готова. Взаимодействие компонентов природы отражено.
Зная законы природы легче сберечь ее. Всем принявшим участие в создании страниц главы нового учебника ставим высокую оценку.
Список использованной литературы:
- Н.А. Никитина “Поурочные разработки по географии” 7 кл. М. “Вако” 2006.
- Т.Н. Воробцова “География 7 кл. Поурочные планы” Волгоград 2002.
- “Интегрированные уроки в школе” 6-10 кл. сост.Болотникова Н.В. Волгоград. Учитель 2007.
- Г.Н. Элькин “География материков и океанов 7 кл.” Санкт-Петербург. Паритет 2001.
- Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова “По материкам и странам” Просвещение 1981.
- Заповедными тропами зарубежных стран. Издательство “Мысль” 1976.