Сценарий праздника "Прощание с Азбукой" "Бал у королевы Грамматики"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Действующие лица:

  • Ученица
  • Королева Грамматика
  • Орфография
  • Орфоэпия
  • Церемонимейстер
  • Русская азбука
  • Первоклассник
  • Родная речь
  • Русский язык
  • Буквы русского алфавита

Сцена 1. (На сцену выходит ученица, в руках она держит портфель)

Ученица - Здравствуйте, ребята, вы знаете кто я?

Совсем недавно так же как и вы я в первый раз переступила порог нашей школы.

Помните как это было?
"Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс.
Вставать или садиться?
Мне говорят: "Иди к доске."
Я руку поднимаю.
А ручку как держать в руке,
Совсем не понимаю.
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица!
За партой правильно сижу,
Хотя мне не сидится".

-А сегодня меня пригласили на бал. Королева Грамматика устраивает прощальный бал в честь принцессы Азбуки, а еще она обещала познакомить меня со своими придворными и помощниками.

- Ой! Совсем заболталась, побегу готовиться к балу. ( Убегает).

Сцена 2. На сцене трон. Появляется Церемонимейстер. Ударяет жезлом об пол и объявляет -

- Ее величество, королева Грамматика и ее придворные дамы: Орфография, Орфоэпия и Фонетика.

(Под музыку торжественно входит королева со свитой, садится на трон. Сзади встают придворные дамы. Орфография и Орфоэпия начинают спор, кто из них главнее! )

Орфография - Я самая главная!

Орфоэпия - Нет, я:.

Королева - Как вам не стыдно, на вас все смотрят. Вы видите, сколько у нас сегодня гостей.

Не ссорьтесь! Одна из вас будет заниматься буквами. Это ты Орфография. Ты должна следить, чтобы все буквы были на своих местах, будешь издавать законы - правила, по которым будут жить все буквы в нашем королевстве.

А ты Орфоэпия, Будешь отвечать за звуки речи, а Фонетика будет тебе помогать.

Сцена 3. (Вбегает ученица. В руках у нее портфель.)

Ученица - Ой! Извините, я не опоздала?

Королева - Здравствуй, первоклассница! Не волнуйся, мы сейчас начинаем наш бал!

Ученица - А я пришла не одна!

"Учитель у меня в портфеле!"

Орфография и Орфоэпия (хором) - Кто? Быть не может! Неужели!

Ученица - Взгляни, пожалуйста ! Он тут !

Его учебником зовут. (Достает из портфеля Азбуку.)

(Королева взмахивает палочкой, на сцену выходит Русская азбука в сарафане, кокошнике. Звучит русская народная песня:)

Ученица - Вот так сюрприз!

Русская азбука.

- Когда и зачем? Почему и откуда?
На все ты захочешь ответы найти.
И я тебе верной помощницей буду,
Готовой помочь и всегда и повсюду,
А кто я - по буквам заглавным прочти!

Сцена 4.

Королева

- Все по местам, пора начинать!

Церемонимейстер - (ударяет жезлом) - Внимание, к нам на бал прибыли гласные.

(Под звуки полонеза, в зал парами входят гласные а-я, о-е, у-ю, э-е, ы-и. На них красные шапочки, банты , В руках красные шарики с буквами.) Выстраиваются перед сценой.

Орфоэпия - (Представляет)

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается:.

(Все гласные хором) - ГЛАСНЫЙ!

Гласные по очереди.

  • А, я - Гласные тянутся в песенке звонкой,
  • О, е - Могут заплакать и закричать,
  • У, ю - Могут в кроватке баюкать ребенка.
  • Ы, и - Но не желают свистеть и ворчать. ( Поют песню)

Сцена 5.

(Церемонимейстер ударяет жезлом об пол.)

- Глухие и звонкие согласные!

(Под звуки полонеза входят парами дети, одни в синих плащах или шапочках, другие в зеленых).

Г-к-х, б-п, в-ф, з-с, ж-ш, д-т, ч-щ, ц-й, л-м, н-р. Встают перед сценой.

Фонетика

- А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

"С" - Ссс:- змеиный слышен свист.

"Ш" - Шшшш: - Шуршит опавший лист.

"Ж" - Жжж: - шмели в саду жужжат.

"Р" - Ррр:- моторы тарахтят.

(Все дети танцуют танец "Утята".)

Орфография - Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих:

"П, Ф" - Глухие звуги , это непоседы,

"Т, к" - Они спокойно не желают жить,

"Ч, Щ" - Они стремятся звонкого соседа

"Н, Р" Во что бы то ни стало оглушить.

Орфография

- Если слышишь парный звук,
Будь внимательней, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Смело слово изменяй.
Зуб - на зубы, лед - на льды -
Будешь грамотным и ты.

(Все парные согласные хором)

- Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!

(Поют песню:.)

Церемонимейстер - Ъ иЬ знаки. ( Выбегают).

"Ь"

- Мягкий знак, мягкий знак -
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, 20, 10, 5.
Вместо "шесть" - получим " шест",
Вместо "есть" - напишем " ест",
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки,
Банька в банку превратится.
Вот, что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

"Ъ"

- Твердый знак нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.

(Выходят дети, читают стихи и составляют слова)

- Дружат гласные с согласной,

Составляя вместе слог.

МА и ША (запомни - Маша!)

К нам явились на урок.

- Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА.

СО и ВА, читай СОВА.

- Если знать мы будем слоги,
Не запутаемся в слове.
Мы его перенесем,
По строке опять пойдем.

Гласные (хором)

- Сколько в слове гласных -
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.

Шутка.

Первоклассник

- Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва - я перенес Е - два,
Как получил за это "два".
Укол - я перенес У - кол ,
И получил за это "кол".
Опять я перенес О - пять.
Теперь, наверно, будет "пять".
- А вы как думаете, ребята?

Орфография

- Зная правила все переноса,
Не останешься ты с носом!

Сценка.

Фонетика

- А теперь про ударенье
Сочиним стихотворенье...

(Выходит ученик с молоточком в руках)

Буквы выстраивают слова: ЗАМОК и ПИРОГИ .

Ученик

- Ударный слог, ударный слог :
Он назван так недаром.
Эй, невидимка - молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.

Орфоэпия

- Следи за поведеньем молотка,
Держи в руках его - озорника!

Фонетика

- Шутник он , невидимка - молоток,
Тук! - и ударил в безударный слог:
И сразу же исчез огромный замок

(Поднимают над головой плакат с изображением ЗАМКА , переворачивают - ЗАМОК).

- И появился маленький замок.

Орфоэпия

- Послушай, молоток, не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги:
Нет, снова - Тук!..
Шли по морю ПИРОГИ,

(Показывают картинку).

Вдруг вместо них поплыли ПИРОГИ.

Королева Грамматика (Встает) -

- Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице,
И повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

(Буквы читают стихотворение стр.207 " Русская Азбука +")

Хором - Это русский алфавит.

Грамматика

- Вчера лишь, тебе говорили - МАЛЫШ,
Порой называли - проказник:
Сегодня уже ты за партой сидишь,
И имя тебе - Первоклассник!
Серьезен. Старателен.
Впрямь - ученик!
Букварь, за странице - страница!
А сколько вокруг удивительных книг:
Великое дело - УЧИТЬСЯ

- А сейчас я представлю вам моих помощников, которые теперь будет помогать вам учиться. Знакомьтесь! Это Родная речь и Русский язык.

Родная речь.

- В дорогу, девчонки!
В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний шагайте смелей.
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней.

Русский язык

- По лесенке этой вы сможете скоро
Достичь недоступной морской глубины,
Спуститься под землю, взобраться на горы
И даже дойти до Луны!
Крутые ступеньки на лесенке будут,
Но выверен точно заветный маршрут,
Чтоб вас подружить с удивительным чудом,
Которое ЗНАНЬЕМ зовут.

В заключение все поют песню "Чему учат в школе" и танцуют по музыку "Маленькая страна".

(Все торжественно покидают зал).