Действующие лица:
- Ученица
- Королева Грамматика
- Орфография
- Орфоэпия
- Церемонимейстер
- Русская азбука
- Первоклассник
- Родная речь
- Русский язык
- Буквы русского алфавита
Сцена 1. (На сцену выходит ученица, в руках она держит портфель)
Ученица - Здравствуйте, ребята, вы знаете кто я?
Совсем недавно так же как и вы я в первый раз переступила порог нашей школы.
Помните как это было?
"Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс.
Вставать или садиться?
Мне говорят: "Иди к доске."
Я руку поднимаю.
А ручку как держать в руке,
Совсем не понимаю.
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица!
За партой правильно сижу,
Хотя мне не сидится".
-А сегодня меня пригласили на бал. Королева Грамматика устраивает прощальный бал в честь принцессы Азбуки, а еще она обещала познакомить меня со своими придворными и помощниками.
- Ой! Совсем заболталась, побегу готовиться к балу. ( Убегает).
Сцена 2. На сцене трон. Появляется Церемонимейстер. Ударяет жезлом об пол и объявляет -
- Ее величество, королева Грамматика и ее придворные дамы: Орфография, Орфоэпия и Фонетика.
(Под музыку торжественно входит королева со свитой, садится на трон. Сзади встают придворные дамы. Орфография и Орфоэпия начинают спор, кто из них главнее! )
Орфография - Я самая главная!
Орфоэпия - Нет, я:.
Королева - Как вам не стыдно, на вас все смотрят. Вы видите, сколько у нас сегодня гостей.
Не ссорьтесь! Одна из вас будет заниматься буквами. Это ты Орфография. Ты должна следить, чтобы все буквы были на своих местах, будешь издавать законы - правила, по которым будут жить все буквы в нашем королевстве.
А ты Орфоэпия, Будешь отвечать за звуки речи, а Фонетика будет тебе помогать.
Сцена 3. (Вбегает ученица. В руках у нее портфель.)
Ученица - Ой! Извините, я не опоздала?
Королева - Здравствуй, первоклассница! Не волнуйся, мы сейчас начинаем наш бал!
Ученица - А я пришла не одна!
"Учитель у меня в портфеле!"
Орфография и Орфоэпия (хором) - Кто? Быть не может! Неужели!
Ученица - Взгляни, пожалуйста ! Он тут !
Его учебником зовут. (Достает из портфеля Азбуку.)
(Королева взмахивает палочкой, на сцену выходит Русская азбука в сарафане, кокошнике. Звучит русская народная песня:)
Ученица - Вот так сюрприз!
Русская азбука.
- Когда и зачем? Почему и откуда?
На все ты захочешь ответы найти.
И я тебе верной помощницей буду,
Готовой помочь и всегда и повсюду,
А кто я - по буквам заглавным прочти!
Сцена 4.
Королева
- Все по местам, пора начинать!
Церемонимейстер - (ударяет жезлом) - Внимание, к нам на бал прибыли гласные.
(Под звуки полонеза, в зал парами входят гласные а-я, о-е, у-ю, э-е, ы-и. На них красные шапочки, банты , В руках красные шарики с буквами.) Выстраиваются перед сценой.
Орфоэпия - (Представляет)
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается:.
(Все гласные хором) - ГЛАСНЫЙ!
Гласные по очереди.
- А, я - Гласные тянутся в песенке звонкой,
- О, е - Могут заплакать и закричать,
- У, ю - Могут в кроватке баюкать ребенка.
- Ы, и - Но не желают свистеть и ворчать. ( Поют песню)
Сцена 5.
(Церемонимейстер ударяет жезлом об пол.)
- Глухие и звонкие согласные!
(Под звуки полонеза входят парами дети, одни в синих плащах или шапочках, другие в зеленых).
Г-к-х, б-п, в-ф, з-с, ж-ш, д-т, ч-щ, ц-й, л-м, н-р. Встают перед сценой.
Фонетика
- А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
"С" - Ссс:- змеиный слышен свист.
"Ш" - Шшшш: - Шуршит опавший лист.
"Ж" - Жжж: - шмели в саду жужжат.
"Р" - Ррр:- моторы тарахтят.
(Все дети танцуют танец "Утята".)
Орфография - Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих:
"П, Ф" - Глухие звуги , это непоседы,
"Т, к" - Они спокойно не желают жить,
"Ч, Щ" - Они стремятся звонкого соседа
"Н, Р" Во что бы то ни стало оглушить.
Орфография
- Если слышишь парный звук,
Будь внимательней, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Смело слово изменяй.
Зуб - на зубы, лед - на льды -
Будешь грамотным и ты.
(Все парные согласные хором)
- Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
(Поют песню:.)
Церемонимейстер - Ъ иЬ знаки. ( Выбегают).
"Ь"
- Мягкий знак, мягкий знак -
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, 20, 10, 5.
Вместо "шесть" - получим " шест",
Вместо "есть" - напишем " ест",
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки,
Банька в банку превратится.
Вот, что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
"Ъ"
- Твердый знак нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
(Выходят дети, читают стихи и составляют слова)
- Дружат гласные с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (запомни - Маша!)
К нам явились на урок.
- Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА.
СО и ВА, читай СОВА.
- Если знать мы будем слоги,
Не запутаемся в слове.
Мы его перенесем,
По строке опять пойдем.
Гласные (хором)
- Сколько в слове гласных -
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.
Шутка.
Первоклассник
- Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва - я перенес Е - два,
Как получил за это "два".
Укол - я перенес У - кол ,
И получил за это "кол".
Опять я перенес О - пять.
Теперь, наверно, будет "пять".
- А вы как думаете, ребята?
Орфография
- Зная правила все переноса,
Не останешься ты с носом!
Сценка.
Фонетика
- А теперь про ударенье
Сочиним стихотворенье...
(Выходит ученик с молоточком в руках)
Буквы выстраивают слова: ЗАМОК и ПИРОГИ .
Ученик
- Ударный слог, ударный слог :
Он назван так недаром.
Эй, невидимка - молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Орфоэпия
- Следи за поведеньем молотка,
Держи в руках его - озорника!
Фонетика
- Шутник он , невидимка - молоток,
Тук! - и ударил в безударный слог:
И сразу же исчез огромный замок
(Поднимают над головой плакат с изображением ЗАМКА , переворачивают - ЗАМОК).
- И появился маленький замок.
Орфоэпия
- Послушай, молоток, не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги:
Нет, снова - Тук!..
Шли по морю ПИРОГИ,
(Показывают картинку).
Вдруг вместо них поплыли ПИРОГИ.
Королева Грамматика (Встает) -
- Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице,
И повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
(Буквы читают стихотворение стр.207 " Русская Азбука +")
Хором - Это русский алфавит.
Грамматика
- Вчера лишь, тебе говорили - МАЛЫШ,
Порой называли - проказник:
Сегодня уже ты за партой сидишь,
И имя тебе - Первоклассник!
Серьезен. Старателен.
Впрямь - ученик!
Букварь, за странице - страница!
А сколько вокруг удивительных книг:
Великое дело - УЧИТЬСЯ
- А сейчас я представлю вам моих помощников, которые теперь будет помогать вам учиться. Знакомьтесь! Это Родная речь и Русский язык.
Родная речь.
- В дорогу, девчонки!
В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний шагайте смелей.
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней.
Русский язык
- По лесенке этой вы сможете скоро
Достичь недоступной морской глубины,
Спуститься под землю, взобраться на горы
И даже дойти до Луны!
Крутые ступеньки на лесенке будут,
Но выверен точно заветный маршрут,
Чтоб вас подружить с удивительным чудом,
Которое ЗНАНЬЕМ зовут.
В заключение все поют песню "Чему учат в школе" и танцуют по музыку "Маленькая страна".
(Все торжественно покидают зал).