Цели: Привитие чувства патриотизма путём ознакомления детей с великими свершениями русских космонавтов, уточнение и расширение представлений детей о космосе; коррекция логического мышления на основе упражнений в отгадывании загадок, составления слов из заданных букв.
Оформление и оборудование: презентация, рисунки (Икар, самолеты, авиалайнеры, ракеты), пазлы (космические корабли), игрушки (космонавты, космические корабли, луноход), стенгазеты ("Гагарин", "Космические корабли и космонавты).
ПЛАН
1. Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одном из самых знаменательных событий двадцатого века - первом полёте человека в космос. Мы гордимся, что первым в космос отправился наш соотечественник - русский человек.
2. Основная часть.
а)
Воспитатель: А как вы думаете, давно ли человек начал мечтать летать?
Дети: Очень давно, с тех пор, как появился на Земле.
Воспитатель: С глубокой древности человека манило и привлекало к себе звёздное небо. Мечта о создании летательных аппаратов нашла своё отражение в мифах и легендах практически всех народов Земли. Как вы думаете, у кого люди учились летать?
Дети: Конечно у птиц.
Воспитатель: Да, человеку очень хотелось летать. И сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы. Забирался повыше в горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в результате только ломал руки и ноги. Однако, человек не мог успокоиться: придумал всё-таки металлическую птицу с неподвижными крыльями и назвал её:
Дети: Самолёт!
Воспитатель: Пионерами авиации считают сразу трёх конструкторов. В России это был Александр Фёдорович Можайский (1882). Через 20 лет американские лётчики братья Райт взлетели на построенном ими самолёте и продержались в полёте меньше минуты. И всё же никто не думал, что человеку покорится космос. Россия гордится, что первый человек космоса - русский. Назовите имя первого космонавта (словарная работа).
Дети: Юрий Гагарин.
Воспитатель: Назовите дату первого полёта в космос.
Дети: 12 апреля 1969 года.
Показ иллюстраций и фото на компьютере о Гагарине и первом полёте.
Воспитатель: Весь мир всколыхнула ошеломляющая весть: человек в космосе. Полёт продолжался 1 час 48 минут. Корабль "Восток" поднялся на высоту 327 километров и сделал полный оборот вокруг Земли.
Очень сложным был этот первый полёт. Множество опасностей подстерегало космонавта на каждом шагу. Ещё совсем мало информации было о таких явлениях как невесомость, перегрузки (словарная работа) при торможении и выведении корабля на орбиту.
Но Гагарин благополучно вернулся на родную Землю, чтобы рассказать как вглядит космос.
б)
Наше занятие посвящено Дню космонавтики и проходить будет в виде викторины. Сегодня мы отправимся в путешествие к планетам Разноцветных Солнц. Полетят самые отважные ребята нашей школы: команда ":" и команда ":" (дети придумывают названия своих команд).
За нашим путешествием наблюдают: ( перечисляются приглашённые члены жюри). Перед вами, уважаемые наблюдатели, лежат космические жетоны. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон.
Воспитатель: Прежде, чем отправиться путешествие, мы должны проверить экипажи, готовы вы или нет.
Скажите, каким должен быть космонавт?
Дети: Смелым, ответственным, дисциплинированным и т.д.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Уважаемые наблюдатели, готовы ли наши команды к полёту? (да).
Команды, вы готовы? (готовы). Генеральный Адмирал космического флота - давайте отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1 - старт!
Поздравляю! Обе команды благополучно приземлились на планету Зелёного Солнца.
- На планете живут разумные растения. Космобиологи команд получают задание нарисовать их, дать название и занести их в бортовой журнал. (за лучший рисунок - 1 жетон).
- Поиграем в игру "Я - планетоход" (водящий ходит по классу, изображая планетоход и повторяет: "Я - планетоход 1", засмеявшийся присоединяется и становится "планетоходом - 2" и т.д., выигрывает команда, в которой по окончании игры меньше "планетоходов").
- Придумайте как можно больше слов из букв, составляющих слово "космонавтика" (словарная работа).
Итог - подсчёт промежуточных результатов.
Воспитатель: Внимание, мы направляемся на планету Голубого Солнца.
- Изобразите инопланетное животное при помощи пантомимы. (выигрывает команда, изобразившая животное наиболее интересно и выразительно).
- Внимание! Произошла авария. Корабли сломались и их нужно собрать из осколков (разрезанные картинки кораблей). (выигрывает команда, первой выполнившая задание).
Пора лететь дальше. Впереди - планета Оранжевого Солнца.
Перед вами - жители другой планеты. С помощью жестов попробуйте объяснить им что:
- Вы хотите залезть на высокую гору
- Вы хотите купить 3-х зайцев
- Вы хотите полить цветы
- Вы хотите поиграть в футбол
Итог.
Дальше наш путь лежит на планету Красного Солнца. На этой планете живут самые внимательные существа.
Внимательно осмотрите за 30 секунд все предметы, которые вам предлагают жители планеты. А теперь мы закроем эти предметы, а вы напишите их названия по памяти. (побеждает команда, составившая наиболее полный список).
А теперь пора возвращаться на Землю! Возьмитесь за руки и закройте глаза. Вот и окончилось наше путешествие.
Итоги, награждение команд.