Тип урока: урок-сказка.
Цель: знакомство с палитрой теплых и холодных цветов.
Задачи:
- Дать понятие теплых и холодных цветов;
- Познакомить с названиями некоторых цветов;
- Воспитание образного мышления;
Материалы и пособия: для учителя: рисунок на доске, полоски бумаги, выкрашенные в разные цвета (12 штук), магнитофон, запись песни гномов из мультфильма "Белоснежка и семь гномов", песня Кати Семеновой "Про гнома", шаблоны зонтиков. Для учащихся: простой карандаш, краски, кисточки, альбом.
Задание: нарисовать разноцветные зонтики с учетом теплой и холодной гаммы.
Текст урока
1. Организационный момент. Здравствуйте, дети!
Приготовили краски и кисточки, сегодня мы учимся с ними работать.
2. (Объяснение темы урока). Давным-давно, жил был маленький гном. Звали его Оле-Лукойе. Он всегда носил с собой два разных зонтика. Один он раскрывал над послушными детьми, и всю ночь им снились цветные, красочные сны. Другой зонтик над непослушными детьми, и всю ночь им снились кошмары.
3. Работа с методическими пособиями (цветными полосками). Как вы думаете, каких цветов могли быть эти зонтики? (Ответы детей).
(Показ выкрасок). Какие это цвета? Назовите их, пожалуйста. (Работа детей с полосками бумаги).Показывая полоски учитель читает стихи:
Раз, два, три, четыре, пять -
Ветер вышел погулять.
РАЗ - считает красным цветом -
Красным солнцем, красным летом,
Алой ягодой-малиной,
Жарких пляжей красной глиной.
(Вопрос: Какой это цвет: холодный или теплый?)
ДВА - оранжевая осень,
Рыжих рыжиков приносит.
Пламя рыжего костра,
Крик со школьного двора.
Лес на ТРИ наряд свой сбросил.
(Вопрос: Какой это цвет: холодный или теплый?)
Желтый - золотая осень.
Бледной дымкой янтаря
Поднимается заря.
(Вопрос: какой это цвет: холодный или теплый?)
Где ЧЕТЫРЕ - там тайга,
Зелень сочная в снегах.
Темный сказочный простор
Елей средь суровых гор.
(Вопрос: какой это цвет: холодный или теплый?)
ПЯТЬ - сверкает голубым,
Стылой речкой из-под льдин,
Бледно-синею поземкой
И сосулькой сладко-звонкой.
(Вопрос: какой это цвет: холодный или теплый?)
ШЕСТЬ - и в сумерках придет
Синей ночью Новый Год.
После вьюжных снежных бурь -
Неба зимнего лазурь.
(Вопрос: а это какой цвет: холодный или теплый?)
СЕМЬ - лиловая гроза,
Режет молнией глаза.
Фиолетовые тучи,
Где-то гром гремит могучий.
И бегут ручьи, сверкая,
Все цвета перебирая,
Водят воды хоровод
с ветром, с солнцем круглый год.
(С. Михалченко)
А вот сложнее задание: а это, какие цвета: теплые или холодные (показываются оставшиеся полоски).
Теперь взяли карандаши, рисуем вместе со мной. (Показ стадий выполнения задания на доске). Пока дети рисуют самостоятельно, читается следующий стих:
В разноцветных баночках
Жила-была гуашь,
И с кисточкой болтала,
Рисуя пейзаж."Какая вы насыщенная!"
Ей говорила кисть,
Гуляя по альбому
То в сторону, то вниз."Вы заходите чаще"-
Гуашь ей отвечала,-
"Белилами и Синей
Вас угощу сначала.А после нарисуем
Отличнейший плакат.
Пускай наш друг - художник
Сегодня будет рад".
(М. Балаева)
А, иногда, с зонтиков капала вода, и где падали капли с зонтика для плохих детей - там вырастали кактусы и колючки. А где капала вода с зонтика для хороших детей - там цветы и травы.
4. Самостоятельная работа. Теперь самостоятельно раскрасьте зонтики. А пока: слушаем музыку.
(Консультации учителя во время самостоятельной работы)
5. А теперь физкультминутка. (Звучит музыка). Выполняется ряд несложных упражнений под музыку.
6. Подведем итоги урока: что мы сегодня узнали? (Ответы детей).