Цели.
- уточнить знания детей о домашних и диких животных, лесных и домашних птицах, насекомых;
- воспитывать интерес к жизни животных, желание узнавать новое об их жизни, стремление помогать и заботиться о них.
Оборудование: набор картинок – диких и домашних животных, домашних и лесных птиц; книги «Русачок» Б. Заходера и «Слепая лошадь» Д. Ушинского; картинки – верблюд, олень; грамзапись с голосами животных; фланелеграф.
ХОД ВИКТОРИНЫ
– Дети, мы живем с вами в прекрасной стране. Как
называется наша страна?
– Правильно, Россия. Наша страна очень большая. У
нас есть леса и горы, реки и озера, степи и поля. У
нас великолепная и разнообразная природа.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Весенний звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Л. Дайнеко
– Давайте же вместе споем песню о нашей родной России. («Моя Россия», муз. Г. Струве, слова Н. Соловьевой)
– Сегодня мы с вами проводим викторину
«Животный мир нашей Родины».
Разделитесь на две команды и придумайте названия
своим командам: «Лисенок» и «Медвежонок»
1. Разминка (дети стоят в колонне друг за другом).
«Лисенок» «Медвежонок»
Найти и отобрать Найти и отобрать
домашних животных диких животных
Подведение итогов конкурса.
2. Задание «Угадай-ка» (дети стоят полукругом)
«Лисенок» «Медвежонок»
Не зверь, не птица – нос, как спица (Комар).
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц)Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
Черен, да не бык, шесть ног без копыт. Летит – воет, сядет – молчит. (Жук)
Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей,
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей. (Еж)Птенцы какой птицы рождаются зимой? (Клесты)
Дети садятся.
3. Задание. Определи название книги и автора по отрывку. Найди книгу.
– Сейчас вы послушаете отрывок и скажите, из какого он произведения, кто автор и найдете эту книгу.
«Лисенок» «Медвежонок»
«Русачок» Б. Заходер «Слепая лошадь» Д. Ушинский
– Кто такой Русачок? – Как звали лошадь?
– Почему его так звали? – Почему у нее была такая кличка?
Подведение итогов конкурса.
4. Задание. Расскажи, что ты знаешь о животном.
(Выставляются картинки).
«Лисенок» «Медвежонок»
Верблюд Олень
Рассказ по плану:
1) Где живет и как содержат люди?
2) Чем кормят?
3) Какую пользу приносит людям?
Вопросы к детям:
– Где живут олени? (В тундре)
– Как добывают пищу зимой? (Копытами
разгребают снег)
– Почему называют «кораблем пустыни»? (Перевозит
тяжелые грузы)
– Почему не обжигает ноги о жгучий песок? (Защищают
мозоли)
5. Задание «Определи голос животного в грамзаписи»
Даются для прослушивания записи голосов кукушки и лягушки, коровы и свиньи.
– А сейчас я приглашаю вас всех на «Воробьиную дискотеку».
Физкультминутка – танец в грамзаписи «Воробьиная дискотека». Музыка Ю. Антонова, слова М. Пляцковского.
6. Задание. Отгадай загадку о насекомом»
«Лисенок» «Медвежонок»
Он сети, как рыбак готовит,
Но рыбу никогда не ловит. (Паук)Покажите, как насекомое передвигается?
С ветки на тропинку,
С травки на былинку.
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка. (Кузнечик)Мы – лесные жители, мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью. (Муравьи)В теплой избушке ткут холсты старушки. (Пчелы)
Изобразите, как насекомое кричит?
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)
7. Задание. «Отбери домашних и лесных птиц» (задание выполняется на фланелеграфе) – участвуют все дети.
8. Задание музыкальное «Узнай песню о животном и спой ее».
Подведение итогов и награждение победителей.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. Берестов
Коллективная, свободная пляска детей на усмотрение педагога.