Урок обучения грамоте по теме "Звуки [к], [к']. Буквы К и к. Встреча Нового года"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формирование навыка чтения у учащихся.
  • Развитие умения слышать, различать звуки [ к ] [к'].
  • Воспитывать потребность пользоваться богатством русской речи.
  • Совершенствовать свою устную речь.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

а) Приветствие гостей.

– Ребята, сегодня урок необычный, к нам пришли гости, чтобы посмотреть что же мы делаем на уроке, чему уже научились. Поэтому я прошу вас смело отвечать и помнить наше стихотворение:

Каждый час всегда, везде
На уроке и в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.

2. Повторение. Введение в тему (формулировка темы урока)

– Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник к нам приближается? Город украшен разноцветными огнями. Этот праздник все ждут, к нему готовятся. (Ответы детей)
– А что вы ждете от Нового года? (Ответы детей)
– Я надеюсь, что все, что вы загадали обязательно исполнится. Желаю, чтобы этот год стал счастливым и радостным для вас и ваших родителей!
– А кто же приходит в гости на Новый год и дарит нам подарки? (Ответы детей)
– Ну, конечно же, Дед Мороз!
– К нам на урок тоже пришел Дед Мороз. Он приготовил каждому из вас подарки, но прежде Дед Мороз хочет знать, что вы, умеете и приготовил вам несколько испытаний.

1 задание.

– Среди вас есть дети, которые уже умеют читать. Прочитайте, пожалуйста, что здесь написано? (Ответы детей)

Корень учения горек, да плод сладок.

– Это пословица. Как вы понимаете ее смысл. Почему плод учения сладок?
– Конечно, когда мы учимся, то получаем знания, которые пригодятся нам в жизни.
– Я надеюсь, что вы будете хорошо учиться, получите много знаний, чтобы потом вырасти и стать хорошими врачами, учителями, инженерами, космонавтами – настоящими специалистами.

2 задание.

– А у нас с вами пришло время для второго задания. Здесь Дед Мороз позвал себе на помощь … А вот кого вы узнаете из моих загадок?

а) Глазищи, усищи, хвостищи, а моется всех чище. (Кот)
б) Через море – океан плывет чудо-великан, ус во рту прячет. (Кит)

– Прочитайте эти слова. Чем они похожи, а чем отличаются?
– Кто из вас может сказать, какие звуки мы будем сегодня учить? Сформулируйте тему нашего урока. (Ответы детей)

3. Тема нашего урока: « Звуки [к], [к'] и буквы К к »

– Пока мы с вами отгадывали задания, у человечков из города звуков случилась настоящая беда. Они репетировали танец, который они будут танцевать вокруг елки и так заигрались, что совсем забыли на каких улицах они живут. Для того чтобы узнать эти улицы, мы должны человечков поделить на группы.

а           н           у           п

– На какие же группы можно разделить этих человечков? (Ответы детей)
– Назовите гласные. Каким цветом мы их обозначим? Давайте разукрасим наши гласные. (Ответы детей)
– А теперь назовите согласные? Почему эти звуки называют согласными? Какие костюмы наденем им? (Ответы детей)
– Гласные и согласные дружат, и получается слог, слоги соединяются и получаются слова.

Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построить в четкий ряд
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.

– Мы сейчас с вами тоже прочитаем слоги и слова, но сначала, чтобы хорошо читать и четко говорить мы поработаем со скороговоркой. Мы уже делали раньше подобные задания.

Кот катал клубки
Клубки упали на пол.

4. Работа с таблицей

– Давайте прочитаем слова.

он
она
они
оно
паук
усы
сок
Нина
Инна
Анна

– Почему слова третьего столбика написаны с заглавной буквы? (Ответы детей)

5. Физкультминутка

– Ребята, скажите, пожалуйста, какое же главное украшение Нового года? (Ответы детей)
– Конечно это ёлка. А теперь повторяйте за мной.

Наша ёлка высока, наша ёлка велика
Выше мамы, выше папы
Достаёт до потолка
Будем весело плясать,
Будем песни распевать
Чтобы ёлка захотела
В гости к нам прийти опять.

6. Работа с учебником

– Откройте учебник на с. 36.
– Дед Мороз решил себе построить дом, чтобы там отдыхать летом. А помогать ему будут наши старые друзья игрушки и строитель дядя Коля, который на тракторе привёз их на стройку.
– Можно уже начинать работать? спросил Ёжик.
– Не спеши, всему своё время, – сказал строитель.
– Чтобы были силы для работы, надо хорошо поесть.
– А что мы будем есть, если у нас кроме кирпичей ничего нет? – озабоченно спросил Лисёнок.
– Иногда и кирпичи могут накормить, ответил дядя Коля.
– Игрушкам стало любопытно, как дядя Коля будет есть кирпичи. Но строитель их есть не стал, а положил на землю. Между ними развёл костёр.
– Вот теперь и кашу можно варить, сказал он.
Дядя Коля налил в кастрюлю молоко, положил туда крупу и поставил на огонь.
– А теперь сидите и ждите, моя волшебная кастрюля сама даст знать, когда каша сварится. Игрушки, глотая слюнки стали внимательно следить за кастрюлей.
– Через некоторое время крышка кастрюли приоткрылась и требовательно застучала «К-к-к-к»
– Неси тарелки Сова, пока каша не убежала, сказал дядя Коля, будем обедать.
– Картинка, где изображено как стучала крышка кастрюли обозначает звук ( к ).
– Какая часть языка (передняя, средняя, или задняя) приподнимается при произнесении звука (К)? (Задняя.)
– Посмотрите на рисунок в учебнике, найдите там звук (К) и определите его по башмачкам какой он. (Согласный, твердый.)
– Какие имена начинаются со звука (К)? А теперь посмотрите на доску и скажите в названии каких геометрических фигур есть звук [ к ]?

– Читаем слоги:

-КА      -АК       -ОК       -КО       -КУ      -УК      -ЭК      -КЫ      -ЫК      -ИК

7. Закрепление

Игра «Отгадай загадку»

а) В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит… (Крокодил)
г) Вверх-вниз, вверх-вниз.
Качаться хочешь –
На нас садись. (Качели.)
б) На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
д) Прыгает пружинка –
Зелёная спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
д) За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок,
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (Морковка)

8. Итог урока

– С каким звуком вы познакомились?
– А понравился ли вам наш урок? (Ответы детей)
– Раскрасьте букву К красным цветом – «Я работал хорошо, у меня всё получилось»; синим цветом – «Я работал хорошо, но у меня не всё получалось»
– А теперь, если урок получился, нарисуйте весёлого человечка

– Если понравился, но что-то не получилось нарисуйте такого человечка

– Если вам урок не понравился нарисуйте грустного человечка

– Ребята, вы все очень хорошо работали. Я желаю вам исполнения ваших желаний в Новом году, счастья, здоровья, и пусть Новый год будет лучше прежнего.
– А теперь я раздаю вам подарки. Почему это фигурки в форме дракона? (Наступающий год будет годом дракона)
– Так пусть же этот милый дракон улыбается вам весь год!