Цели:
- Формирование навыка чтения у учащихся.
- Развитие умения слышать, различать звуки [ к ] [к'].
- Воспитывать потребность пользоваться богатством русской речи.
- Совершенствовать свою устную речь.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
а) Приветствие гостей.
– Ребята, сегодня урок необычный, к нам пришли гости, чтобы посмотреть что же мы делаем на уроке, чему уже научились. Поэтому я прошу вас смело отвечать и помнить наше стихотворение:
Каждый час всегда, везде
На уроке и в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Повторение. Введение в тему (формулировка темы урока)
– Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник к
нам приближается? Город украшен разноцветными
огнями. Этот праздник все ждут, к нему готовятся. (Ответы
детей)
– А что вы ждете от Нового года? (Ответы детей)
– Я надеюсь, что все, что вы загадали обязательно
исполнится. Желаю, чтобы этот год стал счастливым
и радостным для вас и ваших родителей!
– А кто же приходит в гости на Новый год и дарит
нам подарки? (Ответы детей)
– Ну, конечно же, Дед Мороз!
– К нам на урок тоже пришел Дед Мороз. Он
приготовил каждому из вас подарки, но прежде Дед
Мороз хочет знать, что вы, умеете и приготовил вам
несколько испытаний.
1 задание.
– Среди вас есть дети, которые уже умеют читать. Прочитайте, пожалуйста, что здесь написано? (Ответы детей)
Корень учения горек, да плод сладок.
– Это пословица. Как вы понимаете ее смысл.
Почему плод учения сладок?
– Конечно, когда мы учимся, то получаем знания,
которые пригодятся нам в жизни.
– Я надеюсь, что вы будете хорошо учиться,
получите много знаний, чтобы потом вырасти и
стать хорошими врачами, учителями, инженерами,
космонавтами – настоящими специалистами.
2 задание.
– А у нас с вами пришло время для второго задания. Здесь Дед Мороз позвал себе на помощь … А вот кого вы узнаете из моих загадок?
а) Глазищи, усищи, хвостищи, а моется всех чище. (Кот)
б) Через море – океан плывет чудо-великан, ус во
рту прячет. (Кит)
– Прочитайте эти слова. Чем они похожи, а чем
отличаются?
– Кто из вас может сказать, какие звуки мы будем
сегодня учить? Сформулируйте тему нашего урока. (Ответы
детей)
3. Тема нашего урока: « Звуки [к], [к'] и буквы К к »
– Пока мы с вами отгадывали задания, у человечков из города звуков случилась настоящая беда. Они репетировали танец, который они будут танцевать вокруг елки и так заигрались, что совсем забыли на каких улицах они живут. Для того чтобы узнать эти улицы, мы должны человечков поделить на группы.
а н у п
– На какие же группы можно разделить этих
человечков? (Ответы детей)
– Назовите гласные. Каким цветом мы их обозначим?
Давайте разукрасим наши гласные. (Ответы детей)
– А теперь назовите согласные? Почему эти звуки
называют согласными? Какие костюмы наденем им? (Ответы
детей)
– Гласные и согласные дружат, и получается слог,
слоги соединяются и получаются слова.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построить в четкий ряд
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
– Мы сейчас с вами тоже прочитаем слоги и слова, но сначала, чтобы хорошо читать и четко говорить мы поработаем со скороговоркой. Мы уже делали раньше подобные задания.
Кот катал клубки
Клубки упали на пол.
4. Работа с таблицей
– Давайте прочитаем слова.
он она они оно |
паук усы сок |
Нина Инна Анна |
– Почему слова третьего столбика написаны с заглавной буквы? (Ответы детей)
5. Физкультминутка
– Ребята, скажите, пожалуйста, какое же главное
украшение Нового года? (Ответы детей)
– Конечно это ёлка. А теперь повторяйте за мной.
Наша ёлка высока, наша ёлка велика
Выше мамы, выше папы
Достаёт до потолка
Будем весело плясать,
Будем песни распевать
Чтобы ёлка захотела
В гости к нам прийти опять.
6. Работа с учебником
– Откройте учебник на с. 36.
– Дед Мороз решил себе построить дом, чтобы там
отдыхать летом. А помогать ему будут наши старые
друзья игрушки и строитель дядя Коля, который на
тракторе привёз их на стройку.
– Можно уже начинать работать? спросил Ёжик.
– Не спеши, всему своё время, – сказал строитель.
– Чтобы были силы для работы, надо хорошо поесть.
– А что мы будем есть, если у нас кроме кирпичей
ничего нет? – озабоченно спросил Лисёнок.
– Иногда и кирпичи могут накормить, ответил дядя
Коля.
– Игрушкам стало любопытно, как дядя Коля будет
есть кирпичи. Но строитель их есть не стал, а
положил на землю. Между ними развёл костёр.
– Вот теперь и кашу можно варить, сказал он.
Дядя Коля налил в кастрюлю молоко, положил туда
крупу и поставил на огонь.
– А теперь сидите и ждите, моя волшебная кастрюля
сама даст знать, когда каша сварится. Игрушки,
глотая слюнки стали внимательно следить за
кастрюлей.
– Через некоторое время крышка кастрюли
приоткрылась и требовательно застучала «К-к-к-к»
– Неси тарелки Сова, пока каша не убежала, сказал
дядя Коля, будем обедать.
– Картинка, где изображено как стучала крышка
кастрюли обозначает звук ( к ).
– Какая часть языка (передняя, средняя, или
задняя) приподнимается при произнесении звука
(К)? (Задняя.)
– Посмотрите на рисунок в учебнике, найдите там
звук (К) и определите его по башмачкам какой он. (Согласный,
твердый.)
– Какие имена начинаются со звука (К)? А теперь
посмотрите на доску и скажите в названии каких
геометрических фигур есть звук [ к ]?
– Читаем слоги:
-КА -АК -ОК -КО -КУ -УК -ЭК -КЫ -ЫК -ИК
7. Закрепление
Игра «Отгадай загадку»
а) В реках Африки живёт Злой зелёный пароход! Кто б навстречу ни поплыл, Всех проглотит… (Крокодил) |
г) Вверх-вниз, вверх-вниз. Качаться хочешь – На нас садись. (Качели.) |
б) На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк) |
д) Прыгает пружинка – Зелёная спинка – С травы на былинку, С ветки на тропинку. (Кузнечик) |
д) За кудрявый хохолок Лису из норки поволок, На ощупь – очень гладкая, На вкус – как сахар сладкая. (Морковка) |
8. Итог урока
– С каким звуком вы познакомились?
– А понравился ли вам наш урок? (Ответы детей)
– Раскрасьте букву К красным цветом – «Я работал
хорошо, у меня всё получилось»; синим цветом – «Я
работал хорошо, но у меня не всё получалось»
– А теперь, если урок получился, нарисуйте
весёлого человечка
– Если понравился, но что-то не получилось нарисуйте такого человечка
– Если вам урок не понравился нарисуйте грустного человечка
– Ребята, вы все очень хорошо работали. Я желаю
вам исполнения ваших желаний в Новом году,
счастья, здоровья, и пусть Новый год будет лучше
прежнего.
– А теперь я раздаю вам подарки. Почему это
фигурки в форме дракона? (Наступающий год будет
годом дракона)
– Так пусть же этот милый дракон улыбается вам
весь год!